Подробно...

05.10.2010 00:00

В бюджетах муниципальных образований Югры много неэффективных расходов, но не от всех можно отказаться. Общий объем неэффективного использования бюджетных средств в муниципальных образованиях Югры в прошлом году оценивался в 7 млрд. рублей.

Эффективность работы органов местного самоуправления в Югре в 2009 году по сравнению с предыдущим периодом повысилась, но в пределах статистической погрешности. В 2008 году этот сводный показатель составлял 10,3 пункта, в прошлом году – 10,5. При этом эффективность работы чиновников в тринадцати муниципалитетах выросла, а в девяти, наоборот, упала. Каковы наиболее проблемные точки в управлении на местах, где чиновники более всего хотели бы отгородиться от народа, и кто лидирует в своеобразном антирейтинге по неэффективности расходования бюджетных средств – в материале РИЦ. 

Представленный сегодня на заседании правительства округа сводный доклад о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (так практически дословно называется этот объемный документ) вызвал у собравшихся неоднозначные чувства. Наверное, сходные чувства он порождал и у докладчика – директора департамента экономического развития округа Павла Сидорова, потому что, исходя из представленных цифр и других данных, становилось понятно, что всем чиновникам еще есть над чем потрудиться.

Аналогичного мнения, кстати, придерживалась и губернатор Югры Наталья Комарова, поручившая перед выступлением Сидорова своему первому заместителю Илье Петрову подумать над форматом широкого обсуждения доклада на заседании Совета глав. Более того, она отметила, что к обсуждению доклада целесообразно привлекать не только чиновников самого разного уровня, но и общественность.

Как пояснил Павел Сидоров, мониторинг и последующая оценка деятельности местных властей в соответствии с указом президента РФ производятся на основе анализа 95 показателей. По совокупности этих расчетов и производится оценка деятельности исполнительных органов власти каждого муниципалитета, а в сводном докладе присутствуют как обобщенные показатели, так и данные по отдельным территориям.

Одними из самых удручающих показателей в докладе выглядят цифры неэффективности расходования бюджетных средств на местах. При этом лидерами по данному показателю являются отрасли образования (3,6 млрд рублей, или 52%), здравоохранения (2,4 млрд рублей, или 35%,) и жилищно-коммунального хозяйства (908 млн, или 13%). В целом же общий объем неэффективного использования бюджетных средств в муниципальных образованиях в прошлом году оценивался в почти 7 млрд рублей (6 954,9 млрд). В семи муниципалитетах доля неэффективных расходов составила или превышает 10% всех расходов бюджета и лишь в четырех образованиях эта доля не превысила показателя в 5%.

Необходимо сказать, что эксперты, работавшие над докладом, поставили и точный диагноз причин неэффективного расходования средств. Это в подавляющем количестве случаев завышение численности персонала, иначе говоря, избыточность штатов. Цена данного вопроса – 5,8 млрд рублей в год, или 85% всех зафиксированных случаев неэффективного расходования средств.

Губернатор Наталья Комарова в этой связи заметила, что после тщательного анализа и при принятии бюджетов целевых программ в округе на 2011 год вводные данные последних будут обсуждаться и корректироваться с учетом доклада. По мысли губернатора, там, где можно безболезненно отказаться от неэффективных затрат, делать это следует немедленно, но и перегибать палку не стоит. «Для меня очевидно, что в ряде случаев так называемые неэффективные расходы не просто необходимы, а жизненно важны населению округа», – заметила глава региона и призвала подчиненных к тщательной работе над минимизацией бюджетных затрат.

Если говорить более предметно о цифрах, представленных в докладе, то без сомнения наибольший интерес вызывают оценки, выставленные за работу органам местного самоуправления, всех 22 территорий Югры.

Тройка лидеров и тройка аутсайдеров выглядит следующим образом: Когалым, Лангепас и Югорск возглавляют список, а Березовский, Октябрьский и Кондинский районы, точнее их власти, по итогам работы замыкают его. Оценка работы органов местного самоуправления производилась по пяти объективным критериям, а именно: обеспечение здоровья, образование, культура, физическая культура и спорт, жилищно-коммунальный комплекс и организация местного самоуправления.

Одним из самых важных показателей данного исследования является такой показатель, как «удовлетворенность населения информационной открытостью органов местного самоуправления». Снижение данного показателя зафиксировано в двадцати муниципалитетах (то есть практически везде) по сравнению с предыдущими годами, а лидерами по итогам 2009 года являются власти Советского и Нефтеюганского районов (-16,7 и -14,6 пунктов соответственно). Составители доклада, кстати, отмечают негативную тенденцию: из года в год при составлении подобных отчетов данный показатель снижается. Если три года назад этот показатель равнялся 57%, то уже в 2008 году упал до 50,6%, а в прошлом году составлял уже 44,8%. Парадоксально, но факт: при всех принимаемых мерах (бюджетных затратах, развитии информационных технологий в округе и т. д.) население считает, что власть уходит в глухую оборону.

В связи с этим эксперты и составители доклада рекомендовали муниципальным чиновникам больше времени уделять непосредственной работе с населением, больше информировать  жителей о деятельности власти на местах, главам рекомендовано проводить больше личных встреч, оформляя такие мероприятия протокольно.

«Главным критерием эффективной работы является не количество чиновников, а объем оказанных населению услуг. Это более интегрированный и более точный показатель, характеризующий работу на местах», – заявила Наталья Комарова, комментируя выступление Павла Сидорова.

В общем, ознакомившись с документом, чиновникам правительства округа предстоит разрешить как минимум две серьезные задачи. Во-первых, необходимо через сокращение избыточного персонала на местах сокращать бюджетные затраты, избежав при этом роста социальной напряженности. А во-вторых, с учетом свежих данных корректировать работу и повышать качество предоставляемых населению услуг. Может быть, тогда те самые неэффективно потраченные 7 миллиардов рублей в 2009 году будут лучше использованы в году наступающем.

Автор: Денис ЛУЗИН


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку