Подробно...

20.12.2010 00:00

Ведущий: В Москве объявлены лауреаты Российской независимой  премии «Триумф» в области литературы и искусства за 2010 год. Награждение победителей состоится 24 января, статуэтку золотого эльфа в этом году получит и режиссер-аниматор Гарри Бардин. Это программа «Без посредников». Меня зовут Алексей Кудрявцев. Накануне Гарри Бардин презентовал свою новую работу – мультфильм «Гадкий утенок». А сегодня он любезно согласился ответить на мои вопросы. Здравствуйте!

Гарри Яковлевич: Здравствуйте!

Ведущий: Гарри Яковлевич, мои поздравления с «Триумфом». Общественное признание ваших заслуг. Оценка вашего  профессионализма для вас лично это важно?

Гарри Яковлевич: Конечно. Очень важно одобрение профессионалов. У меня 4 «Ники», а теперь профессионалы похлопают мне по плечу и скажут: «Молодец, парень! Ты правильно идешь!» И эта оценка очень высокая. Когда такая команда жюри оценивает тебя, и дают тебе такой «допинг». В спорте  допинг не нуден, а в искусстве он нужен. Когда говорят тебе что все в порядке, иди дальше. Это дает силы.

Ведущий: У вас огромное количество наград, в том числе и международных – «Золотая пальмовая ветвь», какая самая близкая к сердцу?

Гарри Яковлевич: Даже не знаю, наверное, последняя.  Для меня это было неожиданно.  Там оценивали профессионалов, начиная от Святослава Рихтера. Честь быть в такой команде награжденных.

Ведущий: В Ханты-Мансийске вы показали свою последнюю работу, новую работу «Гадкий утенок». Почему в широком прокате он  прошел не замеченным, на ваш взгляд?

Гарри Яковлевич: Этот вопрос не ко мне, потому что я продюсер, режиссер и автор сценария.

Ведущий: Интереса нет у публики или нет интереса у прокатчиков?

Гарри Яковлевич: У прокатчиков  нет интереса и нет профессиональной поддержки. Они должны были вложиться, хотя бы, в рекламу. Об этом плохо знали. Кто знал, тот пошел. Ну а с другой стороны, зритель подсел немного на другую мультипликацию 3D, в очках, анеме и прочее. И это, может быть, в какой-то степени отторгало зрителя от такого рода мультипликации. Но тот, кто входил в нее, кто принимал её, тот, мне кажется, остался доволен.

Ведущий: У вас не было искушения попробовать себя в 3D, в другой анимации, в компьютерной графике?

Гарри Яковлевич: Пока не тороплюсь. Я на компьютер не молюсь, считаю его как топор, сапог, утюг, компьютер, в этом ряду он у меня стоит. Это инструмент, не более того. Тем более что компьютер делает подобие материала, а я материал делаю сам. Зачем мне переходить на другие технологии?

Ведущий: Почему «Гадкий утенок», почему полнометражный фильм? Такая масштабная работа. Что вы хотели донести до зрителя?

Гарри Яковлевич: Однажды такой вопрос мне задают во Франции: «Какой вы хотели оставить message ». Такой же вопрос как вы мне задали, и когда в 13 раз меня спросили «Какой вы хотели оставить message », я ответил: «Какой хотел, такой и оставил».

Ведущий: Каждый по-разному воспринимает мультфильм. Каждому свое?

Гарри Яковлевич: Да, ну и правильно. Ребенок считывает сюжет, подросток считывает свою историю взросления и обретения крыльев, человек поживший вспоминает свои детские обиды и тоже переживает. Каждый считывает свое, но, в принципе, я хотел показать каково, жить в обществе, не принимающем другого, не похожего на него человека, птенца, неважно кого. Каково это птенцу  и чтобы посмотрели на это глазами сегодняшнего зрителя, при нашем отсутствии толерантности сегодня в обществе и агрессии, которая существует. Далеко ходить не надо, события на Манежной площади в Москве показали, что у нас агрессия очень велика. Я не думаю, что эти ребята, которые били инородцев, пойдут в кинотеатр и будут упиваться моим фильмом, но хотелось бы.

Ведущий:  «Гадкий утенок» подошел к этой теме, собственно национального материала не было? Почему вы выбрали Ганса Христиана Андерсена?

Гарри Яковлевич: Именно по этому, показать.  Он у меня пластилиновый и живет среди пернатых. Вот каково это жить такому «голому» среди пернатых.

Ведущий: О материалах, о технологиях. Я так понимаю, что в мультфильме как раз утенок пластилиновый, а вокруг  пернатые сделаны из перьев. Еще есть один персонаж-это душа, нарисованный.  Три технологии в одном фильме. Вы решили попробовать поиграть?  Не было такого смущения, и опасности что эти герои будут диссонировать?

Гарри Яковлевич: Если у меня было бы смущение, мне нужно было бы уходить из профессии. Я веду за собой коллектив и если я буду все время сомневаться, сомневаться надо, но если все время сомневаться от меня просто он уйдет.  Я должен вести коллектив, я должен видеть, знать куда я их веду. И  шесть лет съемок, которые мы прошли - это длинный путь.

Ведущий: Производство фильма заняло 6 лет. Это много для мультипликации?

Гарри Яковлевич: Можно было сделать и за 4,5, некоторые делают на западе. Но так как у меня не большой коллектив, поэтому 6 лет.

Ведущий: Ваш любимый  материал, по вашему признанию, пластилин.  Тем не менее, вы делали мультфильмы со спичками «Конфликт», с проволокой «Выкрутасы», за что и получили приз Каннского фестиваля, веревки – это «Брак». В мире кто-то что-то подобное вообще делает?

Гарри Яковлевич: Сейчас пытаются, но именно из этих материалов нет.

Ведущий: Почему такие материалы? В эпоху Советского Союза просто других материалов не было?

Гарри Яковлевич: Я куклы не любил. Я уходил от кукол в какие-то придуманные технологии и, тем более что те идеи, которые я хотел экранизировать, они требовали каких-то других материалов и таким образом, идея тянула за собой материал. И тогда возникал тот необходимый материал, который я применял.

Ведущий: Ваши герои не очень разговорчивы. Они поют, но непосредственно говорят мало.  В основном главная тема отдана музыке, музыке Чайковского в исполнении оркестра Спивакова. Тем не менее, вы позвали на озвучку,  даже маленьких реплик, состоявшихся актеров, звезд – Райкина, Джигарханяна , Рутберг.

Гарри Яковлевич: Для меня они не звезды, для меня они мои друзья. Для меня Костя Райкин – это актер, который идет со мной как талисман. Армен Джигарханян тоже самое. Юлю Рутберг я люблю. Володю Кочана я тоже люблю.  Это мои друзья и они, конечно, соглашаются и с удовольствием  это делают. Когда Спиваков сам попросил озвучить чего-либо в фильме, и я ему дал озвучить петуха.

Ведущий: Сегодня Российская мультипликация интерес на западе представляет?  Там её понимают?

Гарри Яковлевич: Конечно. Там вообще представление, что там дураки, оно обманчиво. Там есть и умные люди.  Поэтому нашу мультипликацию достаточно ценят, и они опризованы в мире, на разных фестивалях. Я имею в виду не только свои мультфильмы, но и вообще.

Ведущий: Ваши мультфильмы больше для детей или для взрослых?

Гарри Яковлевич: И для тех и для других. Каждый берет свое. Ребенок считывает сюжет, взрослый, в силу своего возраста, видит чуть больше, то, что под сюжетом, второй план, а к финалу приходят вместе.

Ведущий: Тонкий юмор, который присутствует в ваших мультфильмах, а он присутствует практически во всех лентах, это обязательная составляющая ваших работ или так получается?

Гарри Яковлевич: Как вам сказать, в России без юмора жить нельзя, можно удавиться, так мне кажется. Потому что для меня человек без юмора – инвалид. Как говорила Раневская: «Если человек без юмора, самое страшное для него в жизни уже произошло».

Ведущий: Какие планы  у вас на будущее? Я так понимаю, что у вас уже есть какие-то мысли по следующей работе.

Гарри Яковлевич: Мысли есть, но будущего нет, пока нет денег. Потому что сегодня деньги определяют многое.

Ведущий: А деньги охотно дают на мультипликацию сегодня?

Гарри Яковлевич: Кто?

Ведущий: Вообще хоть кто-то?

Гарри Яковлевич: Никто.

Ведущий: Ни государство?

Гарри Яковлевич: Нет, государство дало. Бюджет составлял 1,5 миллиона долларов . Миллион давало государство, а я, как продюсер, должен был добирать остальное.  Это было очень трудно. Я ходил с протянутой рукой, собирал по кусочку. Это трудно сегодня. Потому что «утром деньги, вечером стулья», а бизнесмены так хотят деньги дать на один стул, а вечером получить двенадцать. Такого в мультипликации нет. Покадровая съемка, она ни как не предполагает короткий срок работы и окупаемость в России очень проблематична. Просто нужно или любить мультфильмы или его создателя, чтобы просто дать и забыть про эти деньги. Такого у нас нет, к сожалению.

Ведущий: Ваш сын снимает кино. А у вас были мысли когда-нибудь снять фильм?

Гарри Яковлевич: Были мысли, и даже написал сценарий. И уже даже были готовы мне дать за него денег, но потом я подумал, что же будет делать моя студия? Они что же будут ждать, пока я буду тешить свое тщеславие целый год, и сосать лапу?  Нет, не могу. И я отказался.  У меня нет по этому поводу комплексов, что я занимаюсь малыми формами.  Нет, я достаточно самодостаточен в мультипликации, не комплексую.

Ведущий: У вашей студии, я так понимаю, будет скоро работа, в силу того что идеи по поводу будущего фильма у вас есть.

Гарри Яковлевич: Есть. Даже на два фильма. Так что с идеями пока все в порядке, слава Богу.

Ведущий: Лучший мультфильм всех времен и народов?

Гарри Яковлевич: Я считаю, «Бемби» World Disney, это для меня лучший.

Ведущий: Спасибо вам. Еще раз поздравляю с премией «Триумф». Спасибо что пришли. Сегодня на вопросы без посредников отвечал режиссер-аниматор Гарри Бардин, который представил в Ханты-Мансийске своего «Гадкого утенка».

 


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку