Подробно...

28.01.2011 00:00

Интервью с проректором по учебной работе Аркадием Красильниковым

С глобальных событий начинается новый год для Югорского государственного университета. Завтра состоятся выборы ректора. Также вуз ждет процесс аккредитации и лицензирования, не пройдя которые, ЮГУ может прекратить свою работу. И все это проходит на фоне перехода высшего учебного заведения на Болонскую систему образования. Какие изменения ждут единственный федеральный вуз Югры корреспонденту РИЦ рассказал проректор по учебной работе Аркадий Красильников.  

- Расскажите об основных тенденциях развития высшей школы в Югре и, в частности, ЮГУ.

- Развитие нашего университета нельзя отрывать от развития высшего образования в стране. В настоящее время Россия переходит на новую систему высшего образования: от специалитета – к двухуровневой системе, в рамках так называемого Болонского процесса, который предполагает обучение в два этапа – бакалавриат и магистратура. В ЮГУ также проходят эти процессы. Сейчас мы разрабатываем учебные программы третьего поколения. Пока мы заканчиваем обучение по стандартам второго – переходного периода, когда в вузе одновременно существуют как специалитеты, так и бакалавриат и магистратура.

Помимо этого, в этом году ЮГУ проходит процедуру аккредитации и лицензирования. Эту процедуру проходит каждый вуз раз в пять лет. Лицензирование состоится весной этого года, а аккредитация – осенью. Без подобных процедур университет не может осуществлять образовательную деятельность и выдавать дипломы. Подготовка к аккредитации и лицензированию – трудоемкий процесс, ведь у нас почти 50 образовательных программ ВПО. В состав университета входят также шесть нефтяных техникумов, расположенных в Сургуте, Нижневартовске, Нефтеюганске, Пыть-Яхе, Лянторе и Лангепасе. По решению правительства РФ они были присоединены к нам в качестве филиалов. Таким образом, получается, что половина наших студентов, а это около 5 тыс. человек, получают среднее специальное образование. При этом их тоже ждет процесс аккредитации и лицензирования в рамках перехода на европейскую систему образования.

- Сколько образовательных программ будут реализованы по Болонской системе в ЮГУ?

- Специалитет не полностью уходит из нашей практики. В России остается около 107 образовательных программ по специалитету, обучение по которым не будет проводиться в рамках двухуровневой системы. Подобные специальности есть и в ЮГУ.

На данный момент в университете по 33 направлениям обучение проходит посредством специалитетов, существуют 16 бакалавриатов второго переходного поколения. После окончания реорганизации планируется создать 24 бакалавриата третьего поколения, пока есть один. Также в университете реализуются 4 магистерские программы.

- Какие инновационные образовательные методики используются в ЮГУ?

- В связи с тем, что мы переходим на новые программы обучения, появляются новые формы аттестации и контроля. Устный экзамен уступает место тестированию. Распространяется практика промежуточного тестирования.

Еще мы начали практиковать тестирование первокурсников после поступления вуз, тестируются они по тем предметам, которые сдавали в виде ЕГЭ. Мы делаем это для того, чтобы оценить реальный уровень знаний студентов. В прошлом и позапрошлом году возникли проблемы с некоторыми абитуриентами, которые предоставили хорошие результаты ЕГЭ, но освоить вузовскую программу не смогли.

- Развиваются ли в университете международные отношения между вузами?

- Мы не столь масштабно ведем международную работу, как крупные федеральные вузы. ЮГУ входит в состав нескольких союзов высших учебных заведений, в том числе Ассоциацию приполярных университетов.

Мы осуществляем сотрудничество с вузами Чехии, Китая, Венгрии. В феврале 2011 года в ЮГУ приезжает первая группа китайских студентов. В марте мы ждем студента из Венгрии. Они будут проходить стажировку в нашем вузе. Китайские студенты приезжают для обучения деловому английскому и, естественно, русскому языку. Студентка из Венгрии будет проходить стажировку, связанную с написанием своей магистерской диссертации.

Помимо этого наши студенты поступают в аспирантуру в Чехию. Там учится уже достаточно большая группа. Два раза мы уже направляли студентов в Китай.

- Изменилось ли что-то в рейтинге самых востребованных профессий в Югре? По-прежнему самый большой набор на специальности юристов и экономистов?

- Такая диспропорция характерна для всех российских вузов и наш вуз – не исключение. Переломить эту тенденцию довольно сложно, потому что это зависит не столько от вуза, сколько от моды, личных предпочтений абитуриента, его семьи.

Все большую долю в бюджете вуза занимает федеральное финансирование, вытесняя окружное. К примеру, в 2010 году Министерством образования и науки России были выделены средства для обучения 425 первокурсников, а из бюджета ХМАО – 100.

Правительство России направляет средства для обучения только по тем специальностям, которые востребованы в экономике страны. Наибольшее количество бюджетных мест есть в сфере строительства, энергетики, химии, экологии и природопользования, геологии, политехнических специальностей. И все меньше федеральное правительство готово платить за обучение юристов и экономистов.

- Какой процент абитуриентов округа выбирает окружные вузы в целом и ЮГУ в частности для получения высшего образования?

- О ситуации в округе в целом сложно говорить, но на 2010-2011 годы в ЮГУ обучается 4 912 студентов, из них 3 197 – по очной форме и 1 715- по заочной.

В университете сложилась уникальная ситуация, когда всего 22% всех абитуриентов – жители Ханты-Мансийска, а остальные приезжие. Причем наблюдается тенденция увеличения процента студентов из других регионов РФ. На данный момент у нас обучаются 85 таких человек. Чаще всего к нам приезжают из Курганской области, Омска и Тюмени.

- В мае 2008 года президент России Дмитрий Медведев подписал Указ «О федеральных университетах», предусматривающий создание сети федеральных университетов, которая будет включать в себя от 16 до 20 учреждений высшего профессионального образования в разных регионах страны. Позже в Югре активно обсуждалась тем объединения крупных вузов Сургута, Нижневартовска и ЮГУ в одну структура. Эта тема по-прежнему актуальна? Что мешает университетам объединиться?

- Тенденция к объединению объективна и связана с политикой Министерства образования и науки России. Из 344 вузов подведомственных Министерству должны остаться 230-250 вузов. Этот процесс идет по всей стране. В том числе и соседних с нами регионах. Например, в Екатеринбурге объединили Уральский государственный университет и Уральский государственный технических университет – УПИ в одну структуру под названием Уральский федеральный университет. Поговаривают об укрупнении вузов Тюмени.

Но в Югре в этом плане сложилась несколько иная ситуация. Среди всех вузов округа, только ЮГУ имеет федеральный статус. Все остальные – региональные вузы, подведомственные Департаменту образования и науки ХМАО – Югры. Подобная ситуация сложилась из-за того, что в начале 90-х правительство округа самостоятельно инициировало создание в Югре высшего образования, так появились Сургутский государственный университет, Нижневартовский пединститут и др. т.к. округ не имел региональной системы высшего образования. И объединить эти разные университеты в один – это очень сложное и неоднозначное дело. Я думаю, процесс создания федеральных университетов сбавил обороты. На данный момент в каждом федеральном округе уже появился крупный федеральный университет.

Автор: Евгений РОШКОВ


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку