Подробно...

24.02.2011 00:00

В своем выступлении глава региона отметила:

«Добрый день, уважаемые депутаты, уважаемые жители автономного округа.

Итоги развития автономного округа за 2010 год говорят о том, что мы перешли к восстановительному периоду от последствий тех явлений, которые были характерны для разразившегося международного финансово-экономического кризиса. Эти тенденции зафиксированы в цифрах опубликованного отчета, надеюсь, вы успели с ними познакомиться.

Выросли основные макроэкономические показатели, которые характеризуют состояние дел в автономном округе. В 2010 году начал расти уровень валового регионального продукта – по итогам года он вышел на показатель 101,4%. Объем инвестиций в основной капитал в 2010 году также перестал падать и по итогам года превысил среднероссийский показатель (справочно: в Югре этот показатель составляет 106,9%, в целом по Российской Федерации – 106%). Особо хочу отметить, что впервые за последние 3 года одна из ключевых характеристик «здоровья» экономики автономного округа - индекс промышленного производства в сфере добычи полезных ископаемых - отмечена как растущая, а по индексу в сфере обрабатывающих производств мы смогли выйти на показатель 2007 года.

Для самочувствия экономики важно и потребительское поведение населения. В 2010 году объем розничного товарооборота продолжал уменьшаться, хотя темпы его снижения существенно замедлились. Население округа стало больше покупать продовольствие, в то время как траты на непродовольственные товары продолжили сокращаться. При этом рынок платных услуг, что позитивно, все-таки развивается. Это говорит о том, что, как и во всем мире, люди пока только частично начали возвращаться в докризисный покупательский режим. Экономия на товарах длительного пользования по-прежнему сдерживает оживление на рынке товаров и услуг для населения.

Понимая, что в такой период поддержка населения имеет большое значение, Правительство автономного округа приняло ряд мер для повышения уровня доходов жителей округа. С 1 декабря 2010 года на 20% увеличен фонд оплаты труда работников бюджетной сферы, что позволит и в этом году не менее чем на 10% повысить уровень заработной платы работников этого сектора. Это выше планируемого уровня инфляции на 2011 год.

Еще одна важная мера – это повышение возможностей не самых обеспеченных категорий населения. В этом направлении принят целый ряд решений.

В 2010 году, в год юбилея Великой Победы, мы впервые за 5 лет увеличили размер денежного обеспечения инвалидов и участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла, вдов погибших военнослужащих и инвалидов Великой Отечественной войны, несовершеннолетних узников концлагерей и других категорий. Размер выплат был увеличен в 2 раза. В декабре ветеранам Великой Отечественной войны и членам их семей, проживающим в сельской местности, единовременно оказана финансовая помощь для проведения ремонта занимаемых ими помещений.

С 2010 года неработающим труженикам тыла, не имеющим медицинских показаний на санаторно-курортное лечение, теперь выплачивается ежегодная денежная компенсация.

В 2010 году приняты решения, в соответствии с которыми с января текущего года будут выплачиваться:

- ежемесячное пособие родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей;

- ежемесячная компенсация затрат родителей (законных представителей) детей-инвалидов на оплату доступа к сети Интернет.

В этом году мы продолжаем работу по усилению мер поддержки населения. На последнем заседании Правительства Югры было принято решение проиндексировать отдельные виды дополнительных пенсий и социальных пособий. Эта мера уже в текущем году позволит увеличить размер 2-х видов пособий и 6-ти видов дополнительных пенсий. Соответствующий законопроект внесен в Думу автономного округа и его рассмотрение запланировано на сегодняшнем заседании.

В нем мы указали, что индексация пенсий и пособий должна проводиться ежегодно, а не с какой-то другой периодичностью. Рассчитываю, что сегодня вы, уважаемые депутаты, поддержите этот законопроект. Его ждут наши земляки.

По итогам состоявшегося в феврале заседания «Совета директоров Югры» (как окрестили это совещание в народе), в котором принимали участие вертикально интегрированные нефтегазодобывающие компании и крупные промышленные организации топливно-энергетического комплекса, осуществляющие производственную деятельность на территории автономного округа, мы договорились, что они еще раз проанализируют свои планы на предмет возможности повышения уровня оплаты труда сотрудников и пенсионного обеспечения работников, их социальной поддержки, сохранения действующих рабочих мест. Рассчитываю, что этим шагом мы подали сигнал, хороший сигнал, для всех предпринимателей Югры – темпы роста заработной платы должны превышать как минимум уровень инфляции.

Что касается бюджета, то все обязательства по финансированию каждой социально-значимой отрасли выполнены в полном объеме. По факту – доля расходов консолидированного бюджета автономного округа на социальную сферу выросла в сравнении с 2009 годом на 2,5% и составила 54,9%.

Исполнение окружного бюджета в 2010 году было обеспечено без привлечения заемных средств, что позволило сохранить долговую устойчивость бюджета. Государственный долг автономного округа по итогам года сократился на 3 миллиарда рублей.

В 2010 году мы не пользовались образованным в 2009 году в объеме 5 миллиардов рублей резервным фондом автономного округа. Это наша «подушка безопасности» для исполнения обязательств перед населением в случае нехватки доходов бюджета, и мы планируем увеличить ее объем.

Сравнительно благополучным 2010 год стал для рынка труда. Благодаря системной работе в округе сведены к минимуму показатели безработицы. По итогам года количество зарегистрированных в округе безработных сократилось с 15600 до 9900 человек, и продолжает снижаться в текущем году. Результаты Югры по борьбе с безработицей почти в 2 раза превосходят общероссийские показатели.

Непростым 2010 год стал для развития жилищного строительства. Учитывая трехлетнюю цикличность строительных работ, пик спада в этом секторе пришелся на прошлый год. По оперативным данным ввод жилья составил 561 тысячу квадратных метров. Отчасти это связано и с жесткой позицией приемщиков – органов власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношении качества жилья. Ряд объектов, подготовленных к сдаче, был не принят в связи с замечаниями по качеству работ. Мы отказались от «штурма квадратных метров» ради статистики. Недоработки по непринятому жилью сейчас устраняются, и уже в первом квартале значительный объем такого жилья поступит на рынок (в частности, в Сургуте около 60 тысяч квадратных метров).

В прошлом году мы приняли ряд мер с заделом на перспективу в поддержку жилищного сектора, формирования окружного рынка производства строительных материалов, в том числе и соответствующие целевые программы. Значительные усилия были направлены на то, чтобы повысить доступность жилья с помощью ипотеки. В 2010 году участниками подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» могли стать все граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вне зависимости от возраста и социального статуса. Обратившимся предоставлялась государственная поддержка в форме компенсации процентной ставки в размере до 7,5% годовых с максимальным сроком на 5 лет. Это тот срок, который позволяет пережить самый сложный период уплаты долга по кредитным обязательствам. В результате этих усилий объем предоставленных с государственной поддержкой ипотечных кредитов и займов составил в прошлом году почти 12,5 млрд. рублей, что превысило такие же данные 2009 года более чем в 5 раз. Если сравнивать объем выданных в округе по ипотеке средств на тысячу жителей в 2010 году, то по этому показателю Югра является абсолютным лидером в стране, обгоняя ближайшего «соперника» - город Москву - более чем в 2,7 раза. На текущий год и на перспективу до 2013 года Правительство автономного округа готовит решение о продлении действия этих правил.

Значимым для граждан стало решение о том, чтобы распространить с 1 января 2011 года действие окружных жилищных программ на жителей балков и обманутых дольщиков. 

Неделю назад на заседании Совета по развитию местного самоуправления мы обсуждали с главами муниципалитетов возможность увеличения финансирования социально-значимых статей жилищной программы на сумму не менее чем 7 миллиардов рублей. Эти дополнительные средства будут использованы в интересах наиболее нуждающихся в жилых помещениях граждан. Рассчитываю на то, что такие решения стимулируют строителей, все смежные отрасли уже сегодня активизировать работу в данном секторе. Спрос на построенное жилье обеспечен будет, в том числе за счет бюджетных средств.

Деятельность Правительства округа в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта и социального развития была нацелена на повышение качества, доступности и безопасности при предоставлении названных услуг.

Завершившийся год прошел как Год учителя в Российской Федерации. В этой связи нельзя не упомянуть, что наша землячка, учитель мансийского языка и литературы средней общеобразовательной школы поселка Шугур Кондинского района Валентина Вахрушева стала победителем Всероссийского конкурса «Учитель родного языка и литературы-2010». Сохранение самобытности языка и культуры коренных малочисленных народов Севера – приоритет в нашей работе. Это направление стало одним из основных в окружной программе поддержки коренного населения, в плане мероприятий второго Международного десятилетия коренных народов мира, который мы приняли на прошлой неделе.

В отношении доступности услуг дошкольного образования отмечу, что более чем в 2 раза по итогам 2010 года увеличился охват детей вариативными услугами в сфере дошкольного образования. Около 14400 детей на сегодняшний день посещают группы для будущих первоклассников, негосударственные учреждения для дошкольников, группы кратковременного пребывания на базе детских садов, школ и других учреждений социальной сферы. Одно из таких дошкольных отделений в прошлое воскресенье я видела своими глазами в городе Нижневартовске. Мамы обучающихся детей считают, что это полезное начинание, и высказались в поддержку того, чтобы сеть таких групп по округу расширялась. Не только для этих целей, но и для других, которые касаются досуга, семейного отдыха. Школы должны максимально использоваться, включая и выходные дни.

Что касается ввода новых дошкольных образовательных учреждений. В 2010 году мы построили 14 новых детских садов на 2485 мест. В 12 из них уже пришли дети, 2 садика – в Ханты-Мансийске и Покачах – сейчас дооснащаются необходимым оборудованием и в ближайшее время начнут работать. Одним из значимых инструментов привлечения инвестиций в этот сектор, безусловно, является государственно-частное партнерство. По крайней мере, на этот способ привлечения инвестиций Правительство автономного округа направило свои усилия. В прошлом году у нас был принят соответствующий окружной закон, который дает правовые основания для реализации таких проектов. Сегодня в повестке заседания Думы автономного округа запланировано рассмотрение законопроекта, который уточняет правила предоставления государственных гарантий для привлечения внебюджетных источников на строительство детских садов и школ. Это необходимый инструмент для реализации целевых показателей целевой программы «Новая школа Югры».

Важным приоритетом для нас является комплексная безопасность социальных объектов. В прошлом году на устранение предписаний надзорных органов только для государственных и муниципальных образовательных учреждениях мы выделили целевое финансирование в объеме более 1,5 миллиардов рублей. Из них 1,3 миллиарда. рублей на муниципальные учреждения, 224 миллиона. - на государственные. За 2010 год было устранено в общей сложности 4037 замечаний надзорных органов в 201 учреждении, что составляет более 40% от их общего числа. Эти цифры называю специально, чтобы мы понимали и ощущали размер долга в этом отношении. В 169 учреждениях проведены мероприятия по укреплению антитеррористической безопасности, завершены капитальные ремонты 79 зданий и благоустройство территорий на 97 объектах образования.

Эта работа продолжается и в текущем году – в планах устранить около 3200 замечаний, на что в бюджете предусмотрено 2,3 миллиарда рублей.

В отношении качества предоставляемых услуг, отмечу несколько, на мой взгляд, важных показателей и в сфере здравоохранения, на которых, в том числе, акцентирует внимание и Правительство Российской Федерации. По итогам 2010 года Югра занимает второе место в Российской Федерации среди регионов с самым низким уровнем показателя младенческой смертности. Наш показатель сравним с европейскими показателями деятельности служб охраны материнства и детства.

Югра находится на четвертом месте в России по уровню финансового обеспечения программы государственных гарантий. Расходы на здравоохранение в Югре по итогам года составили около 21 тысячи рублей на каждого жителя. Данный показатель превышает федеральный в 1,4 раза.

Важным направлением является оказание высокотехнологичной медицинской помощи. В 2010 году она была оказана более 11,5 тысяч югорчан. В целом дальнейшие действия Правительства округа в этой сфере будут направлены на повышение доступности и качества медицинской помощи, что в итоге повлияет на повышение качества жизни населения автономного округа.

Отмечу, что хорошими примерами совместной работы Правительства автономного округа и депутатов является подготовка двухлетней программы модернизации здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа–Югры, разработанной в соответствии с партийным проектом «Единой России» «Качество жизни (Здоровье)», работа над законопроектами об обманутых дольщиках и жителях балков, о повышении уровня пенсионного обеспечения югорчан и многими другими. Хочу проинформировать вас, уважаемые коллеги, что программа модернизации здравоохранения, о которой я говорила выше, уже прошла защиту в Правительстве Российской Федерации.

Одним из приоритетов деятельности Правительства автономного округа является работа с гражданами. Наряду с традиционными форматами такой работы мы начали применять практику приемов в режиме видеоконференцсвязи, увеличили количество приемов в муниципалитетах.

В ходе рабочих поездок я, члены окружного Правительства, встретились с жителями 69 муниципальных образований, в том числе отдаленных труднодоступных населенных пунктов Югры. В 2010 году количество только письменных обращений выросло более чем в 2 раза, в целом практически все они – 85% - связаны с правовой консультацией населения. Чем более значимые меры мы планируем, тем больше требуется подробных разъяснений. Поэтому просветительская роль Правительства автономного округа играет большое значение в формировании правовой культуры жителей Югры. Это налагает высокие требования к качеству подготовки чиновников, осуществляющих свою деятельность на уровне субъекта Российской Федерации и в органах власти муниципальных образований. В этом направлении мы намерены вести системную работу, жесткую работу, работу, нацеленную на результат - не количеством, а качеством работников.

Показали свою востребованность и новые формы работы с общественными структурами, в области развития гражданского контроля за соблюдением прав граждан. Уже сегодня это подтверждает деятельность так называемой «коммунальной инспекции» Югры. За время работы «горячей линии» от югорчан поступило более 1700 заявок. По каждому факту, указанному в них, проводились специальные расследования, в том числе с выездами на места, принимались оперативные меры. Приведу несколько примеров. Так, по факту высокой стоимости работ по замене счетчиков холодной и горячей воды окружным управлением федеральной антимонопольной службы в отношении ОАО «ЮКЭК-Белоярский» возбуждено административное производство. Другой пример – уже из Ханты-Мансийска. С жалобой на неправомерное применение муниципальным предприятием «Городские электрические сети» тарифов на электроэнергию на отопление и горячее водоснабжение без понижающего коэффициента. Проведена проверка и в настоящее время перерасчитывается размер платы жителей за электроэнергию.

Мы намерены и в дальнейшем применять этот формат поддержки населения для развития цивилизованных отношений в жилищно-коммунальной сфере. Рассчитываю, что и рассматриваемый вами сегодня законопроект, связанный с мерами по повышению качества предоставляемых жителям Югры жилищно-коммунальных услуг и по уменьшению расходов населения на товары и услуги организаций коммунального комплекса, создаст дополнительные правовые стимулы для улучшения ситуации в этой сфере.

Одним из приоритетных направлений деятельности Правительства автономного округа в 2010 году стало повышение открытости в деятельности Правительства, участия общественности и организаций «третьего сектора» в обсуждении важнейших инициатив. Это видно и из статистики проведенных заседаний советов, открытых слушаний, из формата нашей ежедневной работы. В этом отношении отмечу возможность участвовать в обсуждении важнейших вопросов социально-экономического развития автономного округа, вносимых на заседания Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, - материалы заблаговременно размещаются на официальном сайте Правительства автономного округа в Интернете. Расширяется возможность получать электронные услуги, сокращается количество требуемых справок для получения той или иной государственной услуги.

По сути, в данном случае речь идет о том, чтобы ответственность, которая, безусловно, предусмотрена в законодательстве Российской Федерации за каждым уровнем государственной и муниципальной власти в нашей стране, была обеспечена возможностью действительно реального контроля. И принятое Правительством автономного округа решение предоставить отчет о своей деятельности за 2010 год депутатам четвертого созыва Думы автономного округа тоже в ряду этих мер. Мы не стали откладывать этот отчет, дожидаться полного объема статистических данных, а не только оперативных, к которым мы апеллировали при составлении отчета, и предоставлять его депутатам Думы автономного округа следующего созыва. Мы посчитали справедливым и правильным отвечать перед нынешним составом депутатов.

И еще одно, о чем, я хотела бы сказать, завершая свое выступление, - Правительство автономного округа осуществляло свою деятельность в 2010 году в условиях, когда нам крайне необходимо было сохранить все то позитивное, что было накоплено за многие годы развития автономного округа. И одновременно, с учетом преемственности и уважения к уже достигнутому создать условия для дальнейшего развития. Это была самая главная стратегическая задача, это было то настроение, с которым мы работали в 2010 году. На ваш суд, но мне как губернатору показалось, что Правительству автономного округа это удалось. По крайней мере, мы старались, чтобы это произошло именно таким образом. Сегодня я отчитываюсь перед депутатами окружной Думы четвертого созыва на заключительном заседании. В этой связи не могу не сказать вам огромное спасибо за проведенную совместную работу, за совместное преодоление трудностей, с которыми мы столкнулись по объективным и субъективным причинам в течение 2010 года. А тем из вас, кто посчитал необходимым продолжить свою депутатскую деятельность, - успехов на выборах!» 


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку