Подробно...

30.03.2011 00:00

Ведущий: В Ханты-Мансийске состоялось вручение международной литературной премии «Югра». Меня зовут Алексей Кудрявцев. Это программа «Без посредников». В этом году лауреатами премии стали сразу 6 авторов среди них и Московский писатель, заведующий отделом прозы литературного журнала «Наш Современник» Евгений Шишкин, который прямо сейчас готов рассказать о сегодняшних литературных реалиях. Здравствуйте!

Евгений Шишкин: Здравствуйте!

Ведущий: Литературная премия  «Югра», на сегодняшний день, какую миссию несет? Поддержать писателя материально или все-таки пробудить интерес у читателей, в том числе к местным авторам, или что-то еще?

Евгений Шишкин: Я думаю, она выполняет все-таки двойную функцию. Любой литературный конкурс несет благо. Если в спорте любое соревнование тоже несет благо, люди привлекаются к спорту, я это говорю, потому что Югра – это спортивный край, то творческий конкурс привлекает внимание читателей, зрителей, каким-то образом поднимает интерес к культуре. Это очень хорошо. Благо ли это для автора в материальном плане? Благо. Благо ли это для читателей, которые пойдут в библиотеку или купят книгу? Тоже благо. Поэтому я очень положительно оцениваю влияние на литературный процесс вновь появившейся премии. И то, что у её истоков стоит человек, который вроде бы банкир и в тоже время поэт, это тоже некий символ того что бизнесмен идет к искусству. Это тоже очень хорошо. Он  сам человек искусства  и еще  является организатором и учредителем этой премии.

Ведущий:  Что касается писателей, вот получили они премию, а дальше какие-то дивиденды возможны после этого?

Евгений Шишкин: Вы знаете, для писателя ведь самое главное собственные дивиденды. Конечно, в любой премии есть некое лукавство. Если провести аналогию с биатлоном, то спортсменка выстрелила в пять мишеней и во все пять попала, а другая попала только в три и здесь никого не обманешь, оценить легко. А оценить искусство на вес, на количество пораженных мишеней очень сложно. И поэтому, конечно, когда проводится какой-то творческий конкурс, доля лукавства всегда есть. Но в любом случае и для писателя это, конечно, шажок. Даже не потому, что получать премию всегда приятно, премия – это некий багаж, после которого потом к читателю стыдно как-то плохо выходить. Вернусь к спорту. Если ты перворазрядник, тебе стыдно бежать по второму разряду.

Ведущий: Согласен. Вы получили премию за роман «Закон сохранения любви».  Про  что эта книга?

Евгений Шишкин: Этот роман я начал писать еще в Советском Союзе, но закончил я его уже в 21 веке. Роман не простой, роман тяжелый о взаимоотношениях мужчины и женщины. Возможен ли вообще этот закон сохранения любви, возможно ли сохранить любовь на долгие годы? Вот в двух словах, о чем этот роман.

Ведущий: Это такая вечная тема.

Евгений Шишкин: Она вечная, но, тем не менее, люди разные и каждый человек приходит в свой мир со своей любовью, со своими взглядами. В том числе, наверное, и я пришел в этот мир с каким-то своим пониманием этой вечной темы.

Ведущий: Какие темы больше интересуют читателя на сегодняшний день? Тем более что вы должны знать, потому что вы занимаете должность в журнале и видите определенный мониторинг как со стороны писателя, так и со стороны читателя. Потребности и тех и других представляете.

Евгений Шишкин: Хлеб производят для того чтобы человек его съел и насытился. Литература и в целом искусство, я имею в виду живопись, музыка, они тоже, на мой взгляд, задумывались как созидательные искусства. Искусство, которое гармонизирует человека с обществом, с властью, с семьей. И в этом отношении литература всегда была  духовной составляющей в обществе – это очень важно, что это духовное составляющее в обществе. В наше время, в новое,  произошло расслоение литературы. Она стала по большей части попсой, развлекательницей, потому что самые читаемые писатели это детективисты и прочие, они получают огромные дивиденды, им не нужна Нобелевская премия, потому что они получают гонораров больше чем Нобелевская премия. Второй поток – это литература скандала, которая тоже не выполняет функцию хлеба. Скандала, потому что автору хочется скандальным образом известить о себе и тут он пойдет во все тяжкие: в постмодернизм какой-нибудь, в полную глупость, во все что угодно. И литература та, которая должна кормить общество духовным хлебом, ей остается все меньше и меньше пространства. Вот мне, к счастью, остается заниматься той литературой, которой остается все меньше и меньше пространства потому что и тиражи журналов не так велики и авторы наши, к сожалению, если они публикуются у нас, то не всегда у них получается  издать отдельные книги, как-то прошуметь на весь мир или на всю страну как было прежде. Но, тем не менее, мне радостно, что наш журнал выполняет эту благую функцию.  В первую очередь мы смотрим на провинцию, в самом хорошем смысле этого слова, потому что большинство самых ярких писателей вышли все-таки из глубинки.

Ведущий:  А на сегодняшний день такие писатели есть, которые может быть, в будущем представят такой труд, который потом в школе будут изучать?

Евгений Шишкин: Разумеется, есть, но дело в том, что я не хочу быть пророком и не очень хочу отвечать за время. Время гранит писателей, время гранит литературу. Время дает свою оценку.  Показательный пример, который все знают, Солженицына в свое время изгнали из России, теперь его поставили в изучении 10 класса.  Блистательный писатель Николай Алексеевич Островский, который написал «Как закалялась сталь», на него было отведено 15 часов школьного времени, сейчас, по-моему, из программы просто вычеркнут.  Вот видите в чем дело? Поэтому за время я отвечать не хочу, но такие писатели сейчас есть, и их будут изучать. Это очевидный факт. Другое дело, как все сложится, взаимоотношения общества и власти, взаимоотношения общества и читателя, взаимоотношения общества и культуры. Искусство изменчиво, общество изменчиво, сознание изменчиво. Если раньше никто и не мог представить Ромео в кроссовках, то сейчас ради Ромео готовы выпустить молодого черного лабрадора.

Ведущий: К изменению сознания, со времен Советского Союза приоритеты у писателей изменились? На что теперь упор делают?

Евгений Шишкин: Тут все зависит от того, если кто занимается коммерческим сочинительством, то для него главное сюжет, деньги, интрига, шаг влево шаг вправо тебя не купят.

Ведущий: Это очень любят издатели.

Евгений Шишкин: Они не просто любят, они мечтают об этом. Потому что сейчас тоже некоторая монополизация рынка и  рынок монополизирован той развлекательной литературой, знаменитой попсой и этими знаменитыми именами.  Другое дело, мы с вами говорим немножко о разном, есть  коммерческое сочинительство, а есть литература, она выполняет другие функции. Приведу вам пример, когда вы учились в школе, вас заставляли учить письмо Татьяны к Онегину, заставляли учить Лермонтовский «Парус», Некрасовские стихотворения, не хотелось, но потом проходит время, и вы начинаете осознавать что это часть вашей духовной культуры, часть духовной культуры общества, часть духовной культуры страны. Вот что важно. Детектив, который вы прочитали в электричке, самолете, поезде и выкинули в мусорный бак, не является частью духовной культуры. А если вы прочитали «Тихий дон», то это уже является частью вашей духовной культуры.

Ведущий:  О взаимоотношениях писателя и государства, на сегодняшний день существуют какие-то госзаказы? Или сейчас все отдельно? Государство отдельно, писатели отдельно?

Евгений Шишкин: Да, скорее всего все-таки государство отдельно, писатели отдельно. Литература существовала испокон века для того чтобы гармонизировать отношения человека с обществом или каким-то образом поднимать его духовно. Государство должно заботиться о своих гражданах и здоровье -      это не только то, что престанут пить, курить, но здоровье – это еще и духовное составляющее, этим занимается литература. А стало быть, к ней нужно внимательно приглядываться, к ней нужно серьезно относиться. Если думать так, что есть еще библиотеки и не все еще магазины закрылись, ну и Бог с ним, а остальное, мол, рынок и бизнес все расставит. Не расставит. Не удалось ведь за 20 лет расставить.

Ведущий: У нас в России ничего не меняется у государства запросы одни, желания у писателей другие и они не совпадают.

Евгений Шишкин: А у издателей совсем другие.

Ведущий: Спасибо, со своим взглядом на нашу современную литературу в программе «Без посредников» сегодня был лауреат международной премии «Югра» Евгений Шишкин. 

Автор: Надежда Елфимова, телекомпания "Югра"

 


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку