Подробно...

17.02.2011 00:00

В Нягани под председательством спикера Государственной Думы Бориса Грызлова состоялась конференция по реализации комплексного инвестиционного проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный».

В своем докладе губернатор Югры Наталья Комарова акцентировала внимание на принципиально важном значении для Югры ускорения создания транспортной и энергетической инфраструктуры для реализации проекта:

«Борис Вячеславович (Грызлов) и Николай Александрович (Винниченко) в полной мере охарактеризовали роль и значение инвестиционного проекта «Урал Промышленный - Урал Полярный» для экономики Уральского федерального округа, всей страны и тех субъектов Российской Федерации, которые так или иначе вовлечены в этот проект.

Для Ханты-Мансийского автономного округа этот проект – по сути, возможность системного включения ресурсов восточных склонов Уральских гор в промышленный оборот, в экономику Югры. Сегодня западные территории нашего округа малонаселенны и труднодоступны, огромные богатства этих территорий, по сути, заблокированы инфраструктурными трудностями, в первую очередь - транспортными и энергетическими.

На сегодняшний день сложилось четкое понимание развития северной части транспортной инфраструктуры проекта «Урал Промышленный - Урал Полярный» - «Северного широтного хода». Южная часть транспортной инфраструктуры, которая включает в себя железнодорожную ветку «Полуночное - Обская» и автомобильную дорогу «Салехард - Агириш – Урай – Тюмень» сегодня отнесена ко второму этапу реализации проекта. Именно на этом этапе, на этих транспортных объектах, завязаны инфраструктурные интересы развития нашего округа.

Только с приходом дорог, Вы совершенно справедливо отметили, Борис Вячеславович, можно ожидать зарождение реальной экономической жизни на этих территориях, в том числе, и вовлечение малого и среднего бизнеса в реализацию проектов «Урала Промышленного - Урала Полярного». Поэтому задержка с реализацией второго этапа одинаково невыгодна всем – инвесторам, бизнесу и государству. Думаю, что и здесь мы должны действовать в той же логике, что и при разбивке железнодорожного контура проекта на две части. Если мы изучаем все возможности и понимаем, что объективно южную часть транспортной инфраструктуры по финансовым соображениям целиком не удастся начать строить уже сейчас, то, на мой взгляд, необходимо действовать поэтапно. Например, - и об этом говорил сегодня Николай Александрович, у нас есть около полумиллиарда тонн прогнозируемых запасов угля. Есть и потребность в строительстве Северо-Сосьвинской электростанции, которая уже включена в Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики России. Создание этого объекта является приоритетным и уникальным инновационным проектом энергетического блока «Урала Промышленного - Урала Полярного». По проекту проводится необходимая подготовительная работа, но без дорог он обойдется инвесторам слишком дорого. Решением может стать комплексное инфраструктурное сопровождение проекта, в данном случае – строительство необходимого участка железнодорожной ветки «Полуночное – Обская» или участка автодороги «Салехард-Тюмень» для эффективной работы конкретного крупного производства. Такой подход, в целом, более доступный, позволяет не ставить инвестиции в очередь – инвестиции «не любят ждать», - и отдача от него, от этого проекта, наступит при таком подходе гораздо быстрее.

Что касается энергетической инфраструктуры, то в этом направлении мы уже сегодня вводим базовые элементы для создания единой закольцованной с Ямалом энергосистемы. Автономный округ вкладывает средства в развитие сетевого хозяйства. В ближайшие 5 лет по окружной программе развития централизованного энергоснабжения мы инвестируем около 6 миллиардов рублей бюджетных и привлеченных средств в строительство линий электропередач и электросетевых объектов на участке «Нягань – Игрим – Саранпауль», который является частью энергетического блока проекта «Урал Промышленный - Урал Полярный».

Сегодня уже не раз упоминалось и о Няганской ГРЭС, первый блок которой планируется сдать в эксплуатацию уже в следующем году. Должна заметить, что инвесторы приблизили срок ввода этих мощностей, и автономный округ заинтересован в этом приближении сроков. Что особенно ценно для таких проектов – у нас уже принципиально согласован топливный режим с «Газпромом». Нет проблемы соотношения деятельности строителей и инвесторов в области электроэнергетики с потребителями, а также с теми, кто создает ресурсную базу для таких мощностей в выработке электроэнергии. Мы создаем один из крупнейших энергетических объектов современной России и одну из крупнейших в мире тепловых электростанций, работающих на широтах севернее шестидесятого градуса. Такие проекты, безусловно, важны и для Югры, и для всей России. Хоть и не очень большой город Нягань, если сравнивать с другими городами, в том числе и Российской Федерации, но для жителей этого города – это крайне интересный и важный проект.

В отношении «Полярного кварца» я позволю себе, кроме тех направлений, которые Вы уже назвали, Николай Александрович, затронуть еще один аспект: автономный округ и в этом году намерен продолжить системно заниматься развитием перерабатывающего комплекса одного из знакового проекта «Урала Промышленного – Урала Полярного». Проект включен в перечень крупнейших межрегиональных инвестиционных проектов Уральского федерального округа. Мы считаем, что очень правильно было бы и с точки зрения бизнес проектирования, и с точки зрения комплексности хода реализации «Полярного кварца», в полном объеме включить этот проект в «Урал Промышленный – Урал Полярный». Я не буду останавливаться на том, какое значение имеет продукция этого предприятия для экономики, для новых отраслей экономики. Замечу только то, что на наш взгляд, на его основе мы могли бы очень серьезно активизировать идеи малого и среднего бизнеса как в Югре, так и за пределами автономного округа. Мы уже сегодня синхронизируем возможности инфраструктуры, созданной в автономном округе по поддержке малого и среднего предпринимательства, с потенциальными возможностями этого проекта.

Для нашего округа большое непреходящее значение имеют и те задачи, те направления большого проекта, которые разрабатываются в области геологического изучения недр. Это направление для нашего округа, безусловно, одно из приоритетных.

Округ активно участвует также и в формировании инфраструктуры для функционирования трубопроводной системы «Пурпе – Самотлор». Вот в этой части, в дополнение того, что Вы уже сказали, Николай Александрович, выскажу только одно. Мы планируем получить на территории автономного округа в лице компании «Транснефть» надежного и социально ответственного налогоплательщика, который участвовал бы во всех программах развития территории, в том числе и выполнял суровые экологические требования, которые сформированы у нас в автономном округе.

Завершая, хочу отметить, что в целом комплексный инвестиционный проект «Урал Промышленный – Урал Полярный» показал себя как пример эффективного межрегионального сотрудничества, которое и сегодня, и в будущем направлено на решение крупных народно-хозяйственных задач. Уже сегодня он обеспечивает возможности для привлечения самых современных технологий в освоение ресурсной базы крупных территорий, что создает долгосрочный позитивный, экономический и социальный эффект».

Комарова выступила с докладом по «УП-УПу». В приоритетах – ускоренный ввод транспортной и энергетической инфраструктуры   http://www.informugra.ru/2011/02/42402/

Губернатор Югры Наталья Комарова выступила с докладом на конференции по реализации комплексного инвестпроекта «Урал промышленный – Урал Полярный», прошедшей сегодня в Нягани под председательством спикера Государственной Думы Бориса Грызлова. Отдельное внимание в своем выступлении глава региона уделила ускорению ввода транспортной и энергетической инфраструктуры, необходимой для реализации проекта.

По мнению губернатора, для Ханты-Мансийского автономного округа «Урал промышленный – Урал Полярный» является возможностью включения ресурсов восточных склонов Уральских гор в промышленный оборот, в экономику Югры. «Сегодня западные территории нашего округа малонаселенны и труднодоступны, огромные богатства этих территорий, по сути, заблокированы инфраструктурными трудностями, в первую очередь, транспортными и энергетическими», – отметила глава региона.

Ниже приводим полный текст доклада Натальи Комаровой.

«На сегодняшний день сложилось четкое понимание развития северной части транспортной инфраструктуры проекта «Урал промышленный – Урал Полярный» – «Северного широтного хода». Южная часть транспортной инфраструктуры, которая включает в себя железнодорожную ветку Полуночное – Обская и автомобильную дорогу Салехард – Агириш – Урай – Тюмень сегодня отнесена ко второму этапу реализации проекта. Именно на этом этапе на этих транспортных объектах завязаны инфраструктурные интересы развития нашего округа.

Только с приходом дорог, Вы совершенно справедливо отметили, Борис Вячеславович, можно ожидать зарождение реальной экономической жизни на этих территориях, в том числе и вовлечение малого и среднего бизнеса в реализацию проекта «Урал промышленный – Урал Полярный». Поэтому задержка с реализацией второго этапа одинаково невыгодна всем – инвесторам, бизнесу и государству. Думаю, что и здесь мы должны действовать в той же логике, что и при разбивке железнодорожного контура проекта на две части. Если мы изучаем все возможности и понимаем, что объективно южную часть транспортной инфраструктуры по финансовым соображениям целиком не удастся начать строить уже сейчас, то, на мой взгляд, необходимо действовать поэтапно. Например, – и об этом говорил сегодня Николай Александрович, – у нас есть около полумиллиарда тонн прогнозируемых запасов угля. Есть и потребность в строительстве Северо-Сосьвинской электростанции, которая уже включена в Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики России. Создание этого объекта является приоритетным и уникальным инновационным проектом энергетического блока «Урала промышленного – Урала Полярного». По проекту проводится необходимая подготовительная работа, но без дорог он обойдется инвесторам слишком дорого. Решением может стать комплексное инфраструктурное сопровождение проекта, в данном случае – строительство необходимого участка железнодорожной ветки Полуночное – Обская или участка автодороги Салехард – Тюмень для эффективной работы конкретного крупного производства. Такой подход, в целом, более доступный, позволяет не ставить инвестиции в очередь – инвестиции «не любят ждать», – и отдача от него, от этого проекта, наступит при таком подходе гораздо быстрее.

Что касается энергетической инфраструктуры, то в этом направлении мы уже сегодня вводим базовые элементы для создания единой закольцованной с Ямалом энергосистемы. Автономный округ вкладывает средства в развитие сетевого хозяйства. В ближайшие 5 лет по окружной программе развития централизованного энергоснабжения мы инвестируем около 6 миллиардов рублей бюджетных и привлеченных средств в строительство линий электропередач и электросетевых объектов на участке Нягань – Игрим – Саранпауль, который является частью энергетического блока проекта «Урал промышленный – Урал Полярный».

Сегодня уже не раз упоминалось и о Няганской ГРЭС, первый блок которой планируется сдать в эксплуатацию уже в следующем году. Должна заметить, что инвесторы приблизили срок ввода этих мощностей, и автономный округ заинтересован в этом приближении сроков. Что особенно ценно для таких проектов – у нас уже принципиально согласован топливный режим с «Газпромом». Нет проблемы соотношения деятельности строителей и инвесторов в области электроэнергетики с потребителями, а также с теми, кто создает ресурсную базу для таких мощностей в выработке электроэнергии. Мы создаем один из крупнейших энергетических объектов современной России и одну из крупнейших в мире тепловых электростанций, работающих на широтах севернее шестидесятого градуса. Такие проекты, безусловно, важны и для Югры, и для всей России. Хоть и не очень большой город Нягань, если сравнивать с другими городами, в том числе и Российской Федерации, но для жителей этого города – это крайне интересный и важный проект.

В отношении «Полярного кварца» я позволю себе, кроме тех направлений, которые Вы уже назвали, Николай Александрович, затронуть еще один аспект: автономный округ и в этом году намерен продолжить системно заниматься развитием перерабатывающего комплекса одного из знакового проекта «Урала промышленного – Урала Полярного». Проект включен в перечень крупнейших межрегиональных инвестиционных проектов Уральского федерального округа. Мы считаем, что очень правильно было бы и с точки зрения бизнес проектирования, и с точки зрения комплексности хода реализации «Полярного кварца», в полном объеме включить этот проект в «Урал промышленный – Урал Полярный». Я не буду останавливаться на том, какое значение имеет продукция этого предприятия для экономики, для новых отраслей экономики. Замечу только то, что на наш взгляд, на его основе мы могли бы очень серьезно активизировать идеи малого и среднего бизнеса как в Югре, так и за пределами автономного округа. Мы уже сегодня синхронизируем возможности инфраструктуры, созданной в автономном округе по поддержке малого и среднего предпринимательства, с потенциальными возможностями этого проекта.

Для нашего округа большое непреходящее значение имеют и те задачи, те направления большого проекта, которые разрабатываются в области геологического изучения недр. Это направление для нашего округа, безусловно, одно из приоритетных.

Округ активно участвует также и в формировании инфраструктуры для функционирования трубопроводной системы Пурпе – Самотлор. Вот в этой части, в дополнение того, что Вы уже сказали, Николай Александрович, выскажу только одно. Мы планируем получить на территории автономного округа в лице компании «Транснефть» надежного и социально ответственного налогоплательщика, который участвовал бы во всех программах развития территории, в том числе и выполнял суровые экологические требования, которые сформированы у нас в автономном округе.

Завершая, хочу отметить, что в целом комплексный инвестиционный проект «Урал промышленный – Урал Полярный» показал себя, как пример эффективного межрегионального сотрудничества, которое и сегодня, и в будущем направлено на решение крупных народно-хозяйственных задач. Уже сегодня он обеспечивает возможности для привлечения самых современных технологий в освоение ресурсной базы крупных территорий, что создает долгосрочный позитивный, экономический и социальный эффект».

 


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку