ПАМЯТКА

для покупателей мебели 

Отношения между продавцом и покупателем регулируются главой 30 «Купля-продажа» параграфом 2 «Розничная купля-продажа» Гражданского кодекса Российской Федерации, Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ), «Правилами продажи отдельных видов товаров, перечнем товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечнем непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, расцветки или комплектации», утвержденными постановлением Правительства от 19.01.1998 г. № 55 (далее – Правила продажи отдельных видов товаров), Постановлением Правительства РФ от 21.07.1997 N 918 «Об утверждении Правил продажи товаров по образцам", Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом».

 

Основные понятия

 

потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

продавец – организация независимо от организационно – правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу товаров по договору розничной купли-продажи;

недостаток товара - несоответствие товара или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;

существенный недостаток товара - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки;

продажа товаров дистанционным способом - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора;

продажа товаров по образцам - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления потребителя с образцом товара, предложенным продавцом и выставленным в месте продажи товаров.

 

Права потребителя

 

- право на качество товара. Продавец обязан передать потребителю мебель, качество которой соответствует договору, а при отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец обязан передать потребителю товар, соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.

- право потребителя на безопасность товара. Потребитель имеет право на то, чтобы товар при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья покупателя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу покупателя.

- право потребителя на информацию об изготовителе (продавце) и о товарах. Изготовитель (продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Данная информация доводится до сведения в технической документации, прилагаемой к мебели, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.

Информация о мебели в обязательном порядке должна содержать: наименование товара; фирменное наименование и место нахождения (юридический адрес) изготовителя товара, место нахождения организации, уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара (если это не изготовитель); обозначение стандартов, обязательным требованием которых должен соответствовать товар; сведения об основных потребительских свойствах товара; правила и условия эффективного и безопасного использования товара; гарантийный срок (на усмотрения продавца); срок службы или срок годности, если они установлены; цену и условия приобретения товара; маркировку товара в установленном порядке знаком соответствия.

Информация о мебели помимо указанных выше сведений должна содержать сведения: о функциональном назначении; о материалах, из которых изготовлена мебель и которые использованы при ее отделке; о способах, сроках, условиях доставки и передачи товара потребителю.

При продаже мебели потребителю передается товарный чек, в котором указываются наименование товара и продавца, артикул, количество предметов, входящих в набор (гарнитур) мебели, количество необходимой фурнитуры, цена каждого предмета, общая стоимость набора мебели, вид обивочного материала.

- Покупая мебель, потребитель должен учитывать, что доставка и сборка мебели осуществляется на усмотрение продавца либо бесплатно, либо по дополнительно заключаемому договору поставки, за определенную плату.

- В соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.01.98 г. № 55, мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты), если она надлежащего качества, не подлежит возврату и обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, расцветки или комплектации.

 

Особенности продажи мебели по описанию,

дистанционным способом продажи (по образцу)

 

Договор должен быть заключен в письменной форме, в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон. При заключении такого рода договора особое внимание необходимо уделить изучению его условий, таким как доставка, сборка и монтаж, чьими силами они должны быть исполнены, в какие сроки.

Потребителю в момент доставки товара должна быть в письменной форме предоставлена информация о мебели, а так же информация о порядке и сроках ее возврата. Потребитель вправе отказаться от мебели в любое время до ее передачи, а после передачи – в течение семи дней.

В случае, если информация о порядке и сроках возврата мебели не была предоставлена в письменной форме в момент доставки мебели, потребитель вправе отказаться от мебели в течение трех месяцев с момента ее передачи. 

Возврат мебели надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, документ, подтверждающий факт и условия покупки.

При отказе потребителя от мебели продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенной мебели, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.

Потребитель не вправе отказаться от мебели надлежащего качества в случае, если мебель имеет индивидуально-определенные свойства и может быть использована исключительно приобретающим ее потребителем.

 

Права потребителя при обнаружении в мебели недостатков

 

В соответствии со ст. 18 Закона РФ, потребитель, в случае обнаружения недостатков в товаре (если они не были оговорены продавцом) по своему выбору вправе предъя­вить продавцу одно из следующих требований:

-замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

-замены на такой же товар другой марки (модели, ар­тикула) с соответствующим перерасчётом покупной це­ны;

-соразмерного уменьшения покупной цены;

-незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещение расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

-расторжения договора купли-продажи с возвратом уплаченных денежных средств за товар.

Данные требования можно предъявить, если недостаток обнаружен в течение гарантийного срока.

В этом случае Закон РФ обязывает продавца принять товар ненадлежащего качества и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

Проверка качества проводится самим продавцом или уполномоченной им организацией и не является экспертизой.

Если по результатам проверки качества между продавцом и потребителем возник спор о причинах возникновения недостатков товара, продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы (о чем должен сообщить продавцу) и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

В случае, если экспертиза установит, что недостатки мебели являются эксплуатационными, потребитель обязан возместить продавцу расходы на ее проведение, а также расходы на хранение и транспортировку товара.

Установление гарантийного срока изготовителем (исполнителем) является его правом.

Если гарантийный срок не был установлен или уже истек (но с момента покупки не прошло двух лет), то потребитель вправе предъявить одно из указанных выше требований. Отличие состоит в том, что бремя доказывания того, что недостатки в мебели являются производственными, лежит на покупателе.

Доставка мебели весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены и (или) возврата потребителю осуществляются силами и за счет продавца. В случае неисполнения данной обязанности, а также при отсутствии продавца в месте нахождения потребителя доставка и (или) возврат мебели могут осуществляться потребителем. Однако, при этом продавец обязан возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и (или) возвратом товара.

 

 

Ответственность продавца

 

За нарушение прав потребителей продавец несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

Имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара подлежит возмещению в полном объеме.

Ответственность за просрочку выполнения требований потребителя, продавец, допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.

 

Компенсация морального вреда

 

Моральный вред, причиненный покупателю вследствие нарушения изготовителем (продавцом) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

 


Скачать памятку:  Скачать