VK547

Наследник престола в Самарово

24.03.2004

Самарово также удостоилось чести принимать членов царской фамилии. В 1873 году по пути в Тобольск Самарово посетил Его Императорское Высочество Великий Князь Алексей Александрович, третий сын царя Александра II. Приезд августейшей особы всполошил патриархальное село - закипела работа по его благоустройству. В тот год было большое наводнение, и добраться от пароходной пристани, которая находилась приблизительно в полутора километрах от центра села, можно было только на лодке. Пришлось устраивать напротив села на воде новую пристань. От пристани к церкви сделали широкую, из деревянных плах, мостовую, которую на всем расстоянии покрыли красным плисом. На пристани и на горе развевались цветные флаги - никогда еще Самарово не выглядело так празднично и привлекательно.

29 июня 1873 года пароход "Рейтерн" причалил к пристани, и Великий Князь показался на палубе. Народ приветствовал его восторженными криками "Ура!".

Память об этой встрече жители хранили долго, пока это событие не затмило другое - приезд наследника царского престола, будущего императора Николая II. Наследник, совершая путешествие на Восток (1890-1891 гг.), побывал в нескольких странах. На обратном пути, продвигаясь на пароходе по великим рекам Сибири - Оби и Иртышу, он сделал остановки в Сургуте и Самарово (9 июля 1891 года).

Встречая наследника, жители села позаботились о том, чтобы в случае непогоды именитый гость мог укрыться от дождя. С этой целью на пристани установили белую палатку и украсили ее щитами и гербами.

Князь Э.Э. Ухтомский, автор и издатель прекрасного фолианта "Путешествие Государя Императора Николая II на Восток в 1890- 1891 гг.", так описывал остановку в Самарово: "Пристань у самой высокой горы на Иртыше, покрытой кедровым лесом, была замечательно красивой. Даже грозовой дождь, начавшийся вскоре по прибытии парохода, не мог разогнать массу народа, покрывшего склоны горы. Крестьяне близко окружили Его Высочество и просили царевича принять их скромные дары. Один предложил пару собольих шкурок, другой - живого медведя, остяки привели оленя и лисицу. Три девушки поднесли свои работы: скатерть, полотенце, одна женщина - полотенце, вышитое ею 30 лет назад.

Дары приняты, живые звери оставлены на пристани, все подносившие одарены полуимпериалами... Духовенство получило 200 рублей на улучшение храма. Чиновник Холкин поднес Его Высочеству в красной плюшевой папке стихотворение собственного сочинения, отпечатанное в Тобольске и украшенное прекрасной виньеткой. В 8 часов утра 9 июля пароход "Николай" отвалил от исторического села Самарово и направился вверх по Иртышу. Долго еще с берега неслись восторженные крики".

Выборные от крестьян собрали 2500 рублей и просили Его Высочество разрешить им "в память этого счастливого дня" учредить стипендию его имени в каком-нибудь техническом учебном заведении, на что получили согласие. К слову сказать, такая же стипендия была учреждена в 1873 году в память посещения Самарово Великим Князем Алексеем Александровичем. Тогда стипендиатом самаровских купцов стал крестьянский мальчик Хрисанф Лопарев, ставший впоследствии видным ученым, автором книги "Самарово...".

Теплая встреча, устроенная местными жителями, не могла скрасить того факта, что на протяжении всего пути до Тобольска, а это 4-5 дней, наследник престола не мог дать о себе знать в Санкт-Петербург, так как не было телеграфа. После посещения этих мест наследником вопрос об устройстве телеграфной линии между Тобольском и Самарово встал со всей очевидностью.

А впервые об этом заговорили еще в 1879 году, когда в Самарово побывал генерал-губернатор Тобольского края Н.Г. Казнаков. Он был полон смелых идей: проложить между Тобольском и Самарово сухопутную дорогу и телеграфную линию протяженностью 500 верст. Представители купечества, рыбопромышленники собрали тогда несколько тысяч рублей.

В 1881 году была образована особая комиссия для выбора направления дороги, ее устройство оценивалось в 183 тысячи рублей, для строительства хотели привлечь местных крестьян. Но хозяйственный департамент Министерства внутренних дел не согласился. В качестве веской причины выдвигалось то, что "крестьяне едва ли получат пользу от проведения телеграфной линии". Проект положили под сукно, хотя уже в это время пароходы перевозили почту, пассажиров, миллионы пудов груза. Владельцы пароходов хотели иметь точные сведения о времени ледостава, самаровские торговцы, в свою очередь, желали знать цены на рынках Тобольска и других городов губернии.

Телеграфная линия из Тобольска пришла в Самарово только в 1910 году. Ее протяженность равнялась 700 километрам и проходила она вдоль Иртыша, то приближаясь к реке, то отдаляясь. В конце этого же года телеграфная связь была установлена также с Березово и Сургутом. Таким образом, село Самарово соединилось проводами сразу с тремя пунктами. Почтовое отделение было переименовано в почтово-телеграфное, здесь стояли два аппарата Морзе.


Возврат к списку