Основные этапы бюджетного процесса

  • Основные этапы
  • Составление проекта бюджета
  • Рассмотрение проекта бюджета
  • Утверждение проекта бюджета
  • Исполнение бюджета
  • Бюджетная отчётность
  • Утверждение отчёта об исполнении бюджета

Frame 1.png

Frame 4.png

Frame 5.png

Frame 6.png

Frame 7.png






budget_20_14.jpg

1. Составление проекта бюджета

  1. Непосредственное составление проекта бюджета города осуществляет Департамент управления финансами Администрации города Ханты-Мансийска.
  2. Проект бюджета города составляется администрацией города Ханты-Мансийска исходя из принципов сбалансированности бюджета, общего (совокупного) покрытия расходов бюджета и необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
  3. Составление проекта бюджета города Ханты-Мансийска основывается на:
    • положениях послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, определяющих бюджетную политику (требования к бюджетной политике) в Российской Федерации,
    • основных направлениях бюджетной  и налоговой политики города Ханты-Мансийска;
    • прогнозе социально-экономического развития города Ханты-Мансийска,
    • муниципальных программах.

Основные этапы составления проекта бюджета города на очередной финансовый год и плановый период

  1. Постановлением главы администрации города Ханты-Мансийска принимается решение о разработке проекта бюджета города Ханты-Мансийска на очередной финансовый год и плановый период, регламентирующее сроки и процедуру разработки проекта бюджета города.
  2. Проект решения о бюджете города на очередной финансовый год и плановый период утверждается путем изменения параметров планового периода утвержденного бюджета и добавлением к ним параметров второго года планового периода проекта бюджета города.
  3. Доходы бюджета города прогнозируются на основе прогноза социально-экономического развития города Ханты-Мансийска в условиях действующего на день внесения проекта решения о бюджете города в  Думу города Ханты-Мансийска законодательства о налогах и сборах и бюджетного законодательства Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации, законов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и решений Думы города Ханты-Мансийска.
  4. Главные администраторы доходов бюджета города, главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета осуществляют подготовку сведений, необходимых для составления проекта бюджета в соответствии с утверждёнными методиками прогнозирования поступления доходов.
  5. Решения  Думы города Ханты-Мансийска, предусматривающие внесение изменений в решения о налогах и сборах, принятые после дня внесения в  Думу города Ханты-Мансийска проекта решения о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, приводящие к изменению доходов (расходов) бюджета города, должны содержать положения о вступлении в силу указанных решений не ранее 1 января года, следующего за очередным финансовым годом.
  6. Планирование бюджетных ассигнований осуществляется раздельно по бюджетным ассигнованиям на исполнение действующих и принимаемых обязательств.

    Под бюджетными ассигнованиями на исполнение действующих расходных обязательств города  Ханты-Мансийска понимаются ассигнования, состав и(или) объем которых обусловлены законами, нормативными правовыми актами, договорами и соглашениями, не предполагаемыми (не планируемыми) к изменению в текущем финансовом году, очередном финансовом году и плановом периоде, к признанию утратившими силу либо к изменению с увеличением объема бюджетных ассигнований, включенные в реестр расходных обязательств города Ханты-Мансийска и подлежащие исполнению в очередном финансовом году и плановом периоде за счет средств бюджета города Ханты-Мансийска.

    Под бюджетными ассигнованиями на исполнение принимаемых расходных обязательств города Ханты-Мансийска понимаются ассигнования, состав и(или) объем которых обусловлены законами, нормативными правовыми актами, договорами и соглашениями, предлагаемыми (планируемыми) к принятию или изменению в очередном финансовом году или плановом периоде, к принятию либо к изменению с увеличением объема бюджетных ассигнований, предусмотренного на исполнение соответствующих обязательств в текущем финансовом году, включая договоры и соглашения, подлежащие заключению получателями бюджетных средств во исполнение указанных законов и нормативных правовых актов.

    Планирование бюджетных ассигнований на оказание муниципальных услуг физическим и(или) юридическим лицам осуществляется с учетом муниципального задания на очередной финансовый год и плановый период, а также его выполнения в отчетном финансовом году и текущем финансовом году.

  7. Главные распорядители, распорядители и получатели бюджетных средств осуществляют расчеты к проекту бюджета города на очередной финансовый год и плановый период на основании методики планирования бюджетных ассигнований, утвержденной Департаментом  управления финансами города Ханты-Мансийска в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

contas1.jpg

2  Рассмотрение проекта бюджета

1. Администрация города вносит проект решения о бюджете на рассмотрение и утверждение в Думу города не позднее 15 ноября текущего года.

2. Одновременно с проектом решения о бюджете в Думу города представляются:

основные направления бюджетной и налоговой политики;

предварительные итоги социально-экономического развития города за истекший период текущего финансового года и ожидаемые итоги социально-экономического развития города за текущий финансовый год;

прогноз социально-экономического развития города;

прогноз основных характеристик (общий объем доходов, общий объем расходов, дефицита (профицита) бюджета) бюджета города на очередной финансовый год и плановый период;

пояснительная записка к проекту бюджета города;

верхний предел муниципального долга на конец очередного финансового года и конец каждого года планового периода;

оценка ожидаемого исполнения бюджета города на текущий финансовый год;

паспорта муниципальных программ (проекты паспортов муниципальных программ, проекты изменений в паспорта муниципальных программ);

реестр источников доходов бюджета города;

предложенные проекты бюджетных смет Думы города и Счетной палаты, представляемые в случае возникновения разногласий с финансовым органом в отношении указанных бюджетных смет.



byudzhet-federalniy-v-2018-godu.jpg

3. Утверждение проекта бюджета

1. В ходе обсуждения и утверждения проекта бюджета города структурными подразделениями аппарата Думы города проводится правовая и антикоррупционная экспертиза проекта бюджета города.

2. В течение двух рабочих дней после внесения Администрацией города в Думу города проекта решения о бюджете Председатель Думы города направляет проект решения о бюджете города, документы и материалы, представляемые одновременно с проектом решения о бюджете, в Счетную палату города Ханты-Мансийска (далее – Счетная палата города) для подготовки заключения. Проект решения о бюджете рассматривается Счетной палатой города в срок, не превышающий 20 дней со дня его внесения в Думу города.

Счетная палата города проводит экспертно-аналитическую работу по следующим направлениям:

1) оценка прогноза основных показателей на соблюдение принципа достоверности бюджета;

2) оценка соблюдения принципов бюджетной системы Российской Федерации;

3) оценка и анализ доходов бюджета;

4) оценка и анализ расходов бюджета;

5) оценка и анализ межбюджетных отношений;

6) оценка и анализ источников финансирования дефицита бюджета, муниципального долга города Ханты-Мансийска;

7) проведение анализа:

- соблюдения порядка составления проекта бюджета;

- соблюдения порядка и сроков внесения проекта решения о бюджете в Думу города;

- соблюдения требований к основным характеристикам бюджета города, составу показателей, предлагаемых к установлению в проекте решения о бюджете города;

- соблюдения требований к составу документов и материалов, представляемых одновременно с проектом решения о бюджете.

- соответствия проекта решения о бюджете, материалов и документов, представляемых одновременно с ним в Думу города, требованиям бюджетного и иного законодательства, нормативным правовым актам Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, города Ханты-Мансийска;

- соответствия проекта решения о бюджете основным показателям прогноза социально-экономического развития города на очередной финансовый год и плановый период;

- бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение целевых программ.

По результатам экспертно-аналитической работы по осуществлению предварительного контроля за составлением проекта бюджета оформляется заключение Счетной палаты города.

Заключение Счетной палаты города на проект бюджета города содержит следующие разделы:

1) общие положения;

2) основная аналитическая часть;

3) заключительная часть;

4) приложения.

В приложения могут быть включены таблицы, графический материал, пояснительные записки, иные материалы, касающиеся цели проведенного мероприятия, состав и количество которых не регламентируется.

Заключение на проект бюджета города подписывается председателем Счетной палаты города и направляется в Думу города и Администрацию города.

3. Проект решения о бюджете рассматривается постоянными комитетами Думы города в срок, не превышающий 20 дней со дня его внесения в Думу города.

Предметом рассмотрения постоянных комитетов Думы города являются:

предварительные итоги социально-экономического развития города за истекший период текущего финансового года и ожидаемые итоги социально-экономического развития города за текущий финансовый год;

прогноз социально-экономического развития города;

основные характеристики проекта бюджета города;

расходы бюджета города по муниципальным программам и не программным направлениям деятельности.

После рассмотрения проекта решения о бюджете постоянные комитеты Думы города выносят свои заключения.

4. По проекту решения о бюджете могут проводиться депутатские слушания в порядке, установленным Регламентом Думы города.

5. В ходе предварительного рассмотрения и обсуждения характеристик проекта решения о бюджете депутаты вправе заслушивать пояснения должностных лиц Администрации города по отдельным показателям проекта бюджета города.

6. В процессе рассмотрения проекта бюджета субъекты правотворческой инициативы могут направлять поправки к проекту решения о бюджете.

Поправки, предусматривающие увеличение бюджетных назначений получателям бюджетных средств и увеличение расходов по целевым статьям, должны содержать указание на источники их финансирования.

Поправки, предусматривающие изменение бюджетных ассигнований на реализацию муниципальных программ и бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности, включение в проект бюджета бюджетных ассигнований на реализацию муниципальных программ и бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности города, не предусмотренных указанным проектом, предоставление средств бюджета города конкретным юридическим лицам, направляются при наличии заключения Администрации города.

7. В случае возникновения разногласий проект решения о бюджете направляется в согласительную комиссию, формируемую на паритетных началах из депутатов Думы города и представителей Администрации города. В срок, не превышающий 25 дней со дня внесения в Думу города проекта решения о бюджете, принимается решение по разногласиям.

Согласительная комиссия вырабатывает согласованный вариант проекта решения о бюджете.

Позиции, по которым согласительная комиссия не выработала согласованного решения, вносятся на рассмотрение Думы города.

8. Все поправки к проекту решения о бюджете, за исключением внесенных с нарушением требований настоящего Положения, подлежат обязательному включению Департаментом управления финансами в сводную таблицу поправок и выносятся на рассмотрение Думы города.

9. Департамент управления финансами Администрации города на основании сводной таблицы поправок дорабатывает проект решения о бюджете. При доработке проекта решения о бюджете Департаментом управления финансами учитываются результаты правовой и антикоррупционной экспертизы, проведенной структурными подразделениями аппарата Думы города, заключение Счетной палаты города.

10. Постоянный комитет Думы города по бюджету рассматривает доработанный проект решения о бюджете, а также позиции, по которым согласительная комиссия не выработала согласованного решения.

11. На очередном заседании Думы города осуществляется обсуждение и принятие решения о принятии или отклонении согласованного варианта проекта решения о бюджете и позиций, по которым согласительная комиссия не выработала согласованного решения.

12. Дума города принимает решение о бюджете не позднее 31 декабря года, предшествующего очередному финансовому году.


1425041269_news60.jpg

4.  Исполнение бюджета города


  1. Исполнение бюджета города обеспечивается администрацией города Ханты-Мансийска

    Организация исполнения бюджета города возлагается на Департамент управления финансами города Ханты-Мансийска.

    Исполнение бюджета города организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.

    Кассовое обслуживание исполнения бюджета города предусматривает проведение и учет операций по кассовым поступлениям в бюджет города и кассовым выплатам из бюджета города.

  2. Бюджет города исполняется на основе принципов единства кассы и подведомственности расходов.

    Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета города.

    Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

  3. При организации исполнения бюджета по расходам может предусматриваться утверждение и доведение до главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств предельного объема оплаты денежных обязательств в соответствующем периоде текущего финансового года (предельные объемы финансирования) в соответствии с порядком и в случаях, установленных Департаментом управления финансами города Ханты-Мансийска.

    Исполнение бюджета города по доходам предусматривает:

  4. - зачисление на единый счет бюджета города доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, распределяемых по нормативам, действующим в текущем финансовом году, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации, решением о бюджете города и иными законами Ханты-Мансийского автономного округа-Югры  и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, со счетов органов казначейства и иных поступлений в бюджет города,

    - перечисление излишне распределенных сумм, возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы,

    - зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах,

    - уточнение администратором доходов бюджета платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

  5. Исполнение бюджета по расходам предусматривает:

    - принятие и учет бюджетных и денежных обязательств;

    - подтверждение денежных обязательств;

    - санкционирование оплаты денежных обязательств;

    - подтверждение исполнения денежных обязательств.

    Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения муниципальных контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

    Получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты, а в случаях, связанных с выполнением оперативно-розыскных мероприятий, в соответствии с платежными документами.

    Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия документов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным департаментом финансов в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

    Для санкционирования оплаты денежных обязательств по муниципальным контрактам дополнительно осуществляется проверка на соответствие сведений о муниципальном контракте в реестре контрактов, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и сведений о принятом на учет бюджетном обязательстве по муниципальному контракту условиям данного муниципального контракта.

    Подтверждение исполнения денежных обязательств осуществляется на основании платежных документов, подтверждающих списание денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических или юридических лиц, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, субъектов международного права, а также проверки иных документов, подтверждающих проведение неденежных операций по исполнению денежных обязательств получателей бюджетных средств.


byudzhet_glav.jpg

5. Бюджетная отчётность (предоставление)


  1. Бюджетная отчетность включает в себя:
    • отчет об исполнении бюджета,
    • баланс исполнения бюджета,
    • отчет о финансовых результатах деятельности,
    • отчет о движении денежных средств,
    • пояснительную записку.
  2. Главные распорядители бюджетных средств, главные администраторы доходов бюджета, главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета (главные администраторы средств бюджета) составляют сводную бюджетную отчетность на основании представленной им бюджетной отчетности подведомственными получателями (распорядителями) бюджетных средств, администраторами доходов бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета и представляют отчетность в Департамент  управления финансами Администрации города Ханты-Мансийска в сроки и в объеме, установленные правовым актом Департамента управления финансами Администрации города Ханты-Мансийска.
  3. Бюджетная отчетность является годовой. Отчет об исполнении бюджета является ежеквартальным.
  4. Отчет об исполнении бюджета города за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года утверждается в форме постановления Администрации города с указанием общего объема доходов, общего объема расходов, дефицита (профицита) бюджета города.

    Отчет об исполнении бюджета города за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года утверждается Администрацией города в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

    Администрация города Ханты-Мансийска ежеквартально в течение двух месяцев, следующих за отчетным периодом, представляет в Думу города отчет об исполнении бюджета города за квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года с приложением пояснительной записки к нему.

    5. Отчет об исполнении бюджета города за первый квартал, полугодие, девять месяцев текущего финансового года принимается Думой города к сведению в форме решения Думы города.

    6. Утвержденный Администрацией города отчет об исполнении бюджета города за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года и решение Думы города о принятии отчета об исполнении бюджета города за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года к сведению подлежат одновременному официальному опубликованию в течение 10 дней со дня подписания решения Думы города о принятии отчета к сведению.

    7. Информация об исполнении муниципальных программ представляется Администрацией города в Думу города согласно плану работы Думы города.


eeaaab579cefee67e1f919a014a4ec38.jpg

6. Утверждение отчёта об исполнении бюджета

1. Отчет об исполнении бюджета города за отчетный финансовый год (далее - годовой отчет) представляется Администрацией города в Думу города не позднее 1 мая текущего года.

2. До представления в Думу города годовой отчет подлежит внешней проверке в порядке, установленном решением Думы города.

3. Решением Думы города об исполнении бюджета за отчетный финансовый год утверждается годовой отчет с указанием общего объема доходов, расходов и дефицита (профицита) бюджета.

Отдельными приложениями к решению Думы города об исполнении бюджета за отчетный финансовый год утверждаются:

1) показатели доходов бюджета по кодам классификации доходов бюджетов;

2) показатели расходов бюджета по ведомственной структуре расходов соответствующего бюджета;

3) показатели расходов бюджета по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов;

4) показатели источников финансирования дефицита бюджета по кодам классификации источников финансирования дефицитов бюджетов;

5) отчет об исполнении бюджетных ассигнований резервного фонда Администрации города;

6) сведения о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание.

4. Одновременно с годовым отчетом в Думу города представляются:

1) итоги социально-экономического развития города за отчетный финансовый год;

2) информация о предоставлении и погашении бюджетных кредитов;

3) информация о предоставлении муниципальных гарантий города;

4) информация о муниципальных внутренних заимствованиях города по видам заимствований;

5) информация о состоянии муниципального внутреннего долга города на первый и последний день отчетного финансового года.

5. По итогам рассмотрения годового отчета Дума города принимает решение о его утверждении или отклонении.

6. В случае отклонения Думой города решения об исполнении бюджета города за отчетный финансовый год, оно возвращается для устранения фактов недостоверного или неполного отражения данных и повторного представления в срок, не превышающий один месяц.

7. Решение Думы города об исполнении бюджета города за отчетный финансовый год подлежит официальному опубликованию.