Есть профессии, которые по праву считаются опасными, например, профессиональный водитель или работник аварийных служб. А вот Игорь Львович Лебольд совмещает обе эти ипостаси, ведь он - водитель 1-го класса единой аварийно-диспетчерской службы муниципального предприятия «Ханты-Мансийскгаз». В преддверии профессионального праздника – Дня автомобилиста – он стал героем нашей постоянной рубрики «Спасибо за город».
Из Афганистана – в Сибирь
Родился Игорь Львович в Северном Казахстане. Его родители всю жизнь трудились на элеваторе, а сам он после окончания школы отучился в СПТУ, получив специальность тракториста-водителя.
Важным и очень непростым выдался следующий жизненный этап нашего героя. После призыва на действительную военную службу в 1985 году он отправился выполнять интернациональный долг в Республике Афганистан. По словам собеседника, «за речкой» ничего героического он не совершил, был простым водителем, обеспечивал своевременную доставку различных грузов. Вот только вокруг шла самая настоящая война, которая испытывает на прочность всех людей, вовлеченных в ее круговерть…
В 1987 году, после демобилизации, Лебольд отправился в далекий и загадочный Ханты-Мансийск, куда прежде переехал его брат.
- Почему именно на Север? Наверное, захотелось новых эмоций, впечатлений, перспектив, - размышляет наш герой.
В течение года он работал в Назымской геофизической экспедиции, а следующие пять лет - на Ханты-Мансийском рыбокомбинате. Летом добывал на реках «живое серебро» в качестве рыбака, а после окончания сезона садился за руль «ЗИЛ-157» и колесил по отдаленным рыбоучасткам, принимая уловы у промысловиков.
Чтобы не было беды
А в 1993 году наш герой сменил профиль свой деятельности, связав судьбу с газовой службой. Поначалу он устроился в «Горгаз» наполнителем баллонов, потом водителем, а в 2011-м перешел из «Обьгаза» в «Ханты-Мансийскгаз». И вот уже почти двадцать лет он трудится в аварийной газовой службе.
О своей работе Игорь Львович рассказывает немногословно, без особого пиетета и пафоса:
- Я выполняю обязанности и водителя, и слесаря. Мы выезжаем по вызовам на различные аварии, утечки, наличие запаха газа в помещениях. Кроме того, устанавливаем газовые плиты в квартирах, меняем счетчики – в общем, выполняем множество самых разных функций.
Быстрее всего работникам аварийной службы приходится реагировать в экстремальных ситуациях, например, во время пожаров.
– Тогда наша основная задача – как можно быстрее перекрыть в доме подачу газа. Если пожар масштабный, и существует серьезная опасность, тогда отключаем весь район вокруг очага возгорания. Так случилось, например, года два назад из-за пожара на улице Кирова. А потом естественно необходимо как можно быстрее произвести ремонт, - вспоминает Игорь Львович. - Если есть сильная загазованность, то приходится эвакуировать жителей из жилых домов.
Работу «аварийщиков» простой никак не назовешь. Редко когда смены – а они дежурят сутки через трое – оказываются спокойными.
- Чаще всего на базу приезжаем только покушать, все остальное время – на вызовах. Особенно сложно в морозы – как садишься за руль, так и не выходишь до конца смены. Нет, на дороге мне не тяжело - привык, к тому же давно пересел из не слишком комфортабельного УАЗа в удобный «Фиат».
Конфликты и благодарности
Как и у представителей любых других контролирующих структур, у работников газовой службы возникают разного рода непростые ситуации, связанные с менталитетом обывателя. Вот что об этом говорит наш герой:
- Конечно, реагируют на наше появление люди по-разному. Например, иногда мы вместе со специалистами «Газпром межрегионгаз Север» вынуждены отключать подачу газа злостным должникам за коммунальные услуги. Чаще всего удается договариваться, и граждане предпочитают на месте рассчитаться по своим долгам, чем оказаться без газа. Встречаются и нарушения другого рода – например, отсутствие работающей вытяжки. Сейчас с этим строго, поэтому квартиру отключаем до тех пор, пока владельцы не устранят неисправность.
Бывало, что некоторые наши недобросовестные земляки не хотели открывать двери работникам аварийной бригады, прибывшим по сигналу о наличии запаха газа. В таких случаях «коммунальщикам» приходится вызывать сотрудников полиции.
- Зато на улицах ситуация иная, автомобилю с включенными «мигалками» другие водители обычно вежливо уступают дорогу, - констатирует Игорь Львович. – Да и вообще люди у нас добрые, бывает, благодарят, звонят диспетчерам – спасибо говорят за хорошую работу.
«Уезжать не хочется…»
Благодаря сменному режиму работы у нашего героя остается немало свободного времени, которое он целиком посвящает своим близким - «всегда кого-нибудь надо свозить по делам». Дома его ждет жена Наталья Владимировна, она трудится бухгалтером, сын давно вырос и возмужал, работает в «ЮТЭК», у него своя семья. Игорь Львович обожает возиться с двухлетним внуком:
- Он часто у нас гостит, так как живут рядом. Все время возится с машинками, их у него много.
Видимо, так сказывается влияние авторитетного деда – водителя 1-го класса…
А еще, по признанию нашего героя, он очень любит заниматься кулинарией:
- В семье готовлю обычно сам – привык, да и желание есть. Готовлю плов, борщ, пеку пиццу, жарю шашлык – близким нравится, говорят: «О, сегодня папа готовил!».
Родственники Игоря Львовича давно переехали на ПМЖ в Германию, навещал их там и наш герой, но сам менять место жительства не собирается:
- Зачем? Привыкли мы здесь, корнями приросли, поэтому никуда переезжать не хочется…
Автор: Андрей Рябов
Источник: Общественно-политическая газета "Самарово-Ханты-Мансийск"