VK547

Запоминаются поступки, а не отметки

04.12.2020 17:00
Запоминаются поступки, а не отметки

На разговор с журналистом Ольга Григорьевна Тыщенко, заместитель директора по учебно-воспитательной и методической работе МБОУ «Гимназия №1», согласилась очень неохотно: «Почему именно со мной, ведь я просто заурядная учительница. Я могу назвать множество имен куда более достойных внимания прессы коллег!».

По своему обыкновению, наша героиня скромничает, умалчивая о собственных заслугах, талантах и достижениях. А самым главным из них, на мой взгляд, является уважение к педагогу со стороны своих выпускников. А они как раз в своем мнении единодушны: Ольга Григорьевна является именно тем педагогом, который сумел заронить в их души божественную искру интереса к знаниям. Поэтому не случайно она стала героиней рубрики «Спасибо за город».

– Давайте по традиции начнем с «протокольных» вопросов. Когда у вас вдруг появился интерес к педагогике? Кто-то из семьи имел отношение к системе образования?

– Нет. Мама работала сначала в аэропорту, потом – в «нефтянке». До 1994 года наша семья жила в Краснодарском крае, а потом мама решила круто изменить свою судьбу, и мы переехали на Север, в поселок Талинку. Выбор жизненного пути для меня произошел почти случайно. Однажды директор нашей школы сообщил о том, что в Ханты-Мансийске работает выездная приемная комиссия Тобольского пединститута – подумай, мол. Так вот я и стала учителем русского языка и литературы.

– А о какой профессии мечтали в детстве?

– Вы знаете, мечтала не о конкретной специальности, а о жизненной стезе. Просто всегда хотела быть полезной – своим близким, друзьям, обществу. Но о последующем выборе ничуть не жалею, ведь у меня теперь самая лучшая на свете профессия! Она постоянно дарит радость познания и счастье общения!

– А каким образом в вашей жизни возникли Ханты-Мансийск и Гимназия №1?

– В этом городе жила моя давняя подруга, которая и предложила попробовать свои силы в лицее, где как раз требовался учитель. Так, в 2001 году я переступила порог этого образовательного учреждения, которое позже стало гимназией.

– Вы помните ощущения молодой выпускницы пединститута, впервые оказавшейся в роли наставника?

– Поначалу показалось очень страшно! Смотрю я на своих пятиклассников и с ужасом осознаю, что ничего толком не умею. Сразу возникли сомнения: смогу ли повести их за собой так, чтобы не навредить своими неумелыми действиями? Правда, почти сразу бояться стало некогда – нужно было работать.

– Ученики «двадцатилетней давности» в своей массе отличаются от учеников современных?

– Сегодняшние школьники гораздо лучше владеют техническими новинками, хорошо умеют обращаться с гаджетами. А вот в плане человеческого общения, думаю, эти поколения одинаковы. Есть среди них такие же забияки, есть «ботаники», кто-то всегда стремится увильнуть от ответа, а кому-то постоянно приходится объяснять, почему мир устроен так, а не иначе. У современных детей больше возможностей для реализации.

– Давайте порассуждаем о конкуренции между образовательными учреждениями города. На мой взгляд, таковая негласно существует.

– А я считаю, что конкуренции между школами нет и быть не может. Каждая школа – это особый мир, если хотите – семья, со своими правилами, традициями, подходами. Каждая уникальна. Скажите, как оценивать двух детей, если один постоянно побеждает на олимпиадах, а другой пусть и не настолько успешен в учебе, зато читает стихи так, что сжимается сердце? И как прикажете их оценивать?

– А в чем Гимназия – особенная? Чем отличается от других школ?

– Пожалуй, царящей в ней доброжелательной, уютной атмосферой. Здесь тебя поймут, поправят и помогут. Утром на пороге школы детей всегда встречают учителя. Знаете, я очень люблю эти моменты, которые задают темп и настроение всему дню. Мы – слаженная команда, которая живет единым ритмом, постоянно развивается и прирастает талантами.

– Если говорить о предметах, которые вы преподаете, то какой из них вам самой ближе и интереснее?

– Как можно сравнивать абсолютно разные вещи? Русский язык – это подчинение строгим правилам, логика, конкретика, почти как в математике. А литература – это душа, то неизъяснимое, что через книги входит в человека.

– Насколько современным детям интересна литература, вернее, та ее часть, которая преподается в школе?

– Конечно, они иначе воспринимают логику действий и нормы морали людей девятнадцатого века. Впрочем, поведение Катерины из «Грозы» трудно понять и с точки зрения современного взрослого человека, а уж тем более подростка. Молодые люди очень развиты, креативны, привыкли к движению – где уж им проникнуться заботами Обломова.

Зато взрослые ограничены рамками своих жизненных ролей и условностями общества, а дети свободны и искренни, они ведут себя так, как чувствуют. И постоянно меня удивляют, в самый неожиданный момент: на уроке, перемене, улице. С них можно и нужно брать пример – в откровенности, непосредственности и стремлении к справедливости.

– Даже если их носитель – двоечник и озорник?

– Несколько раз встречалась со своими бывшими учениками, которые утверждали, что в школе были двоечниками. Странно, а я этого не помню. Запоминаются поступки, разговоры, а никак не отметки. Запоминаются глаза детей – по ним всегда можно увидеть, если я вдруг что-то делаю не так. Люблю глаза!

– Интересно ваше мнение: насколько негативно отразилась на учебном процессе пандемия коронавируса?

– Я воспринимаю действительность адекватно и во всем пытаюсь найти позитив. Вот и пандемия много чему научила людей. Если бы еще год назад кто-то сказал, что у нас возможно онлайн-обучение – не поверила бы, однако мы справились со всеми задачами и доказали нашу способность противостоять испытаниям. У многих людей внезапно появилось время посвятить себя семье – разве это не отрадно? А пандемия эта рано или поздно однозначно закончится.

– А чем вы занимаетесь в свободное время?

– Начнем с того, что на самом деле я бесталанный человек, руки у меня выросли не из того места. Поэтому главное увлечение всей моей жизни – это работа. Люблю учиться чему-то новому и интересному. Например, люблю учить стихи. Сейчас дошла очередь до Юлии Друниной, до нее был Булат Окуджава. Естественно, люблю читать – прежде всего классику, во вторую очередь – те произведения, о которых много говорят. Например, когда все принялись обсуждать роман «Зулейха открывает глаза», то и мне захотелось с ним познакомиться. Люблю скороговорить – это увлечение в частности помогает достичь душевного равновесия, если ты расстроена.

Люблю общаться с новыми людьми, ходить в театр и кино, посещать интересные мероприятия и общественные обсуждения, с удовольствием хожу на митинги. Мне нравится, когда жизнь вокруг кипит. Стараюсь жить с удовольствием, поэтому люблю все, что случается вокруг. Завидую сама себе – в Ханты-Мансийске всегда что-то происходит, постоянный круговорот событий и новостей. Скучно мне не бывает никогда.

– А есть ли у вас мечта?

– Конечно! Мечтаю когда-нибудь заиметь дом с собакой и собственным конем.

– Вокруг этого дома будет разбит огород с морковкой и огурцами?

– Каждый человек реализует свои способности там, где они будут востребованы. Я на грядках точно не пригожусь.

– Раскройте секрет – где именно находится ваше любимое место в городе?

– Люблю центр. Там особая атмосфера, которая вмещает в себя разные составляющие. Воплощенная историческая память – парк Победы, место силы – административные здания. А еще там очень уютно, поэтому поневоле возникает чувство уверенности в прошлом, настоящем и будущем нашего славного города.

Автор: Андрей Рябов


Источник: Общественно-политическая газета "Самарово-Ханты-Мансийск"
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку