VK547
09.04.2021 11:00
"Моя работа превратилась в хобби"

Еще одной героиней рубрики «Спасибо за город» стала заместитель директора по научной части Государственного художественного музея Наталья Леонидовна Голицына. Она дала нам весьма любопытное интервью…

- Трудно удержаться и не задать банальный вопрос носителю столь славной в России фамилии. Вы имеете отношение к княжескому роду?

- Мой прадед погиб в Гражданскую, дед его не помнил, а архивы не сохранились, поэтому все попытки узнать о корнях не увенчались успехом. Да и вообще забавно считать себя дворянкой, когда у всех нас одно советское прошлое. А вот тетя прабабушки - из обеспеченной семьи Пономаревых - много интересного рассказывала моей маме. Ей довелось пройти жестокие испытания, но она не сломалась, сохранила чувство собственного достоинства и никогда не жаловалась.

- А как вы выбирали свой жизненный путь? О какой профессии грезили в детстве?

- Родилась я в Свердловске, мама - искусствовед, папа - режиссер. В три годика мечтала стать балериной, но это быстро прошло. Сколько себя помню, всегда бегала к маме в картинную галерею и рано осознала, насколько это интересная работа, пусть и не всегда понятная. Поэтому пошла учиться в УрГУ на факультет искусствоведения и культурологии. Потом работала в Галерее современного искусства.

- И в последующем ни разу не разочаровались?

- Однажды, в период работы в Екатеринбурге, возникло ощущение ненужности профессии и впустую потраченного времени. Следствием этого стала попытка поступить на службу в милицию, чтобы работать с трудными подростками. К счастью, туда меня не взяли из-за плохого зрения.

- Какие пути привели вас в окружной центр?

- В 2004 году в Ханты-Мансийске почти не было искусствоведов, и как раз требовался специалист в галерею Фонда поколений. Через знакомых узнала об этом и приехала посмотреть. Признаюсь, поначалу были опасения: я-то представляла себе деревянный домик, в котором хранится несколько работ самодеятельных авторов. А когда увидела коллекцию и сам потрясающе красивый город, заснеженные ветки и свет фонарей сквозь них, то поняла, что именно здесь хочу жить и работать. Такие шедевры – это же просто мечта для людей искусства!

- Что входит в круг обязанностей заместителя директора музея по научной части?

- Он достаточно широк: курирование музейных изданий, организация конференций, вовлечение в их работу коллег, выставочная деятельность, научные исследования и многое другое.

- В чем заключаются такого рода научные исследования?

- Например, в уточнении атрибуции. Существует историко-предметный метод атрибуции произведений портретной живописи, который позволил нам определить время создания картины «Дама за прошивками» Василия Тропинина. Имелись разночтения и в датировке «Автопортрета» Кузьмы Петрова-Водкина: карандашом была написана цифра «1933», а на обороте – «1935». После сравнения с другими портретами мы поняли, что полотно написано ближе к 1935 году. Кроме того, научным исследованием являются и реставрационные работы, проводить которые надо обязательно, особенно применительно к темперной живописи - иконам.

- Что на сегодняшний день представляют собой фонды Государственного художественного музея?

- Всего насчитывается 5400 единиц хранения, включая Дом-музей народного художника СССР В.А. Игошева и Галерею-мастерскую художника Г.С. Райшева. Это коллекция икон, живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, резной кости, основное ядро которой было сформировано еще во времена существования Фонда поколений. Гости города, впервые увидевшие нашу экспозицию, чаще всего впадают в шоковое состояние: у нас представлено множество работ прославленных мастеров, которые могли бы украсить любые центральные музеи.

- Получается, что сегодня комплектование фондов уже завершено?

- Конечно, нет! В этом году ожидаем поступление 108 единиц хранения произведений искусства XX века – живописи и скульптуры - от Министерства культуры. Недавно купили коллекцию графики народного художника из Екатеринбурга Виталия Воловича. Иногда наши авторы дарят свои работы. Должны поступить еще два десятка предметов XIX века - иконы и предметы культа. Думаю, что к осени представим посетителям изменения в нашей экспозиции. Эх, вот бы нам еще сделать пристроечку к музею: хочется показать те шедевры, которые у нас имеются.

- Кто обычно приходит полюбоваться шедеврами Художественного музея, приезжие?

- Нет, местные жители чаще становятся посетителями, обычно это детские группы, молодежь, студенты. Радует, что сначала ребенок приходит с классом, а потом приводит еще и своих родителей. Приятно, когда люди благодарят за проведенные нами лекции и мероприятия. Оказывается, это становится для них важным, помогает в жизни. Значит, мы работаем не зря.

- А лично у вас есть любимое произведение?

- Одного любимого нет, есть несколько. Например, «Поздравление начальника» Леонида Соломаткина, в котором прослеживается ироничное, насмешливое отношение автора к персонажам. Как простому посетителю, мне интересно разглядывать детали: тазик со стерлядями, бутылки на столе, картину на стене. С профессиональной точки зрения интересно изучать, скажем, причины возникновения некоторых несоответствий в костюмах. Центральный персонаж одет в мундир фрачного типа, тогда как в то время был распространен мундир сюртучного типа - почему? Может, автор во время работы над картиной надевал его на манекен?

Есть и другие примечательные произведения, например, «Автопортрет с женой и дочерью» Филиппа Малявина. У этого эффектного полотна почти трехметровой высоты есть своя история. Ну и, конечно, потрясает «Каменный век» Виктора Васнецова.

- Признаюсь: у меня, простого обывателя, некоторые старинные полотна в экспозиции вызывают мурашки страха по коже. Не доводилось сталкиваться с проявлениями какой-либо «чертовщины» в стенах музея?

- Охранники несколько раз рассказывали о том, что по ночам кто-то «ходил» в закрытых залах, хотя там априори никто не мог находиться. Тем не менее, по их словам, в тишине слышался стук женских каблучков. Ну и однажды обнаружили следы босых ножек, выходящих прямиком из «Каменного века»… Радует, что некоторые наши сограждане не утратили чувство юмора.

- Самое время перейти к обсуждению темы ваших собственных увлечений…

- Чаще всего музейщики не разделяют жизнь и свою работу, вот и мне повезло заниматься тем, что больше всего нравится. Работа давно превратилась в хобби, за которое еще и зарплату платят. Причем, как выясняется, работа нужна не только мне, но еще и многим людям.

Семь лет преподавала в ЮГУ историю искусства – это тоже можно было считать увлечением. Кроме того, давно увлекаюсь рок-музыкой, сама занимаюсь организацией рок-фестивалей, приглашаю на концерты музыкантов. Рок – это всего лишь другой вид искусства, своего рода выплеск энергии. Охотно читаю фантастику, собираю книги об Англии эпохи Шекспира. В 16 лет в газете опубликовали мои сатирические стихи, неожиданно вызвавшие много ругательных откликов со стороны пенсионеров. Поэтому и сейчас я порой сочиняю стихи, но лирические, так как поняла, что сатира – это не мое.

- Ходят слухи о том, что по приезде на Север вы избрали себе весьма нетривиальное место жительства…

- Ну да. Денег у меня тогда хватало либо на приобретение комнаты в «коммуналке», либо на гараж. Так как «коммуналка» меня не прельщала, я купила двухэтажный гараж, обустроила его, сделав пригодным для обитания, и лет семь жила там. Правда, потом стало тесно: библиотека не помещалась, поэтому пришлось взять ипотеку. В гараже сейчас освобождаю место для электронного пианино, кроме того, еще немножко стучу на барабанах - как любитель.

- Завершающий вопрос: чем для вас является Ханты-Мансийск?

- Этому городу я очень благодарна – в свое время он принял меня. И мою маму тоже. Она приехала в гости в трудный для себя период и именно здесь излечилась от тревог, обрела душевное спокойствие.

Кстати, какое-то время назад я думала, что вот-вот сорвусь с насиженного места, намеревалась переехать в Псков, чтобы ощутить особенности жизни в старом городе. А потом вдруг переезжать расхотелось, стало жалко терять музей и коллег. Я очень привязана к людям, с которыми довелось работать. И благодарна им.

Автор: Андрей Рябов


Источник: Городской информационный центр
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку