VK547

«Ханты-Мансийск - у Бога за пазухой!»

19.05.2022 15:02
«Ханты-Мансийск - у Бога за пазухой!»

Когда-то ребятишки в садиках пекли глиняные «куличики» да играли в кубики. В современных продвинутых детских садах изучают всякие мудреные науки вроде робототехники, искусства или того чище – шахмат. Не верите? Тогда давайте поговорим об этом с Ольгой Валентиновной Ганган, педагогом по шахматам детского сада №17 «Незнайка».

- Какие же прихотливые зигзаги судьбы привели вас к такой профессии?

- Во многом это следствие отцовского влияния. Он всю жизнь преподавал боевые искусства, являлся тренером по борьбе, и то, чему очень хотел научить сына, передал мне. Я и автомобиль научилась водить, и единоборствами занималась.

После окончания школы в своем родном Кишиневе пошла работать в детский сад, но вскоре поняла, что я, выросшая в русскоязычной семье, могу научить ребятишек понимать многие вещи разумом, но не духовно. Невозможно научить тому, что закладывается чувствами, эмоциями, колыбельными песнями, молоком матери. Простой пример: пытаясь передать звук шагов медведя, мы говорим «топ-топ», и русские малыши нас прекрасно понимают. А вы знаете, как передал бы эти звуки ребенок-молдаванин? «Мор-мор»!

Вот так, ощутив на себе силу и важность народного фольклора, я решила ехать домой - в Россию. Меня забрала к себе тетушка, и я поступила учиться в Тобольский пединститут.

- Каким же образом вы оказались в Ханты-Мансийске?

- Приехала сюда в 1995 году. Забавно вспоминать свои тогдашние представления о Югре, которые ограничивались двумя постулатами: тут очень холодно, и повсюду толпами бродят белые и бурые медведи.

На самом деле я убеждена, что Ханты-Мансийск - у Бога за пазухой. Здесь я почувствовала у людей другой менталитет, настоящий русский дух, стремление к хорошему, к порядку, законности, некий внутренний позитив, необъяснимое чувство заботы о других. Помню, на улице минус тридцать восемь, я стою на автобусной остановке, и тут же рядом останавливается легковушка – мол, садись, отвезу, а то замерзнешь! Поэтому Ханты-Мансийск для меня не вторая, а единственная родина.

- Чем же вы занялись в столь уникальном и неповторимом городе?

- Поначалу стала преподавать историю в пятой школе, где проработала в 1999-2004 годах. Там я многому научилась, в первую очередь благодаря руководителю - Валентине Михайловне Кузьменковой. Чему именно? Чуткому отношению к детям, способности глубже смотреть в суть проблемы, вовремя помочь и поддержать человека. Научилась умению быть учителем! Немножко горжусь тем, что послушать объяснение предмета на мои уроки приходили дети даже из других классов.

В попытках найти себя перешла на работу сначала в департамент образования, затем - в налоговую инспекцию. Но когда мой сын Александр – сейчас он студент, изучает информационные технологии – готовился поступать в первый класс, то возникла дилемма: что для меня важнее: сын или очередной отчет? Поэтому я пришла в школу-детский сад на ОМК.

- А почему вдруг шахматы?

- В 2010 году «наверху» решили, что в дошкольных учреждениях необходимо вводить дополнительное образование. На работе меня спросили: ты в шахматы играешь? Отлично, тогда будешь преподавать! И для начала отправили учиться на курсах в Шахматную академию. И я в них просто влюбилась.

- Неужели эта игра столь важна, что ей необходимо обучать с пеленок?

- Поверьте, шахматы – это какая-то магия, волшебным образом способствующая развитию детей. Я физически вижу, как в головах ребятишек рождаются мысли и приходят решения, как на шаг, на полшага они ежедневно идут вперед, как шахматы их чему-то учат.

- Интересно, чему?

- Благородству. Выдержке. Снисходительности по отношению к сопернику. Правильному отношению к даме. В шахматах очень важно уметь жертвовать, отдавать. А что вы удивляетесь? Учитель – не тренер, у нас разные цели и задачи. Для меня прежде всего важна мораль, а работа тренера нацелена на результат.

- В моем представлении детсадовских ребятишек просто невозможно заставить целых полчаса сидеть чинно и благородно за столами…

- Моя задача в первые два месяца выстроить дисциплину, приучить к тишине. Как? Поначалу шутками-прибаутками: ну-ка, сделали ушки слоника и большие глаза, надули щеки! Они же – дети и верят в сказку, поэтому у нас на занятиях появляются феи, волшебство, а на шахматной доске – «хитренькие» линии.

Я никогда не кричу и не ругаю детей. В качестве поощрения выдаю «волшебные палочки», определенное количество которых дает право получить приз - игрушку. Кстати, большое спасибо родителям, которые пополняют «призовой фонд» и таким образом дают вторую жизнь игрушкам из «киндер-сюрпризов». Иногда приходится налагать «штраф» – забирать палочку.

Сложнее научить правильно относиться к победам и поражениям. У проигравшего всегда «играет» самолюбие, может появиться обида, а то и страх перед игрой, когда «из ушей сердце выходит». Поэтому сначала я учу побеждать, первым делом найти в себе силы поблагодарить за игру, пожать руку и сказать: «Спасибо, ты - сильный соперник!». Это дает необходимые силы проигравшему. Кстати, я почти никогда не выигрываю у детей. Вообще мне с ними везет, они все такие зайцы!

- Каждый ребенок может научиться играть в шахматы?

- Каждый ребенок всегда хочет играть. А еще он очень хочет внимания и неподдельного интереса со стороны своих вечно занятых родителей. Лучшая мотивация малыша – это «квадратные» от удивления глаза его папы и мамы.

- Что в вашей работе считаете самым тяжелым?

– Умение не ставить детей на «весы», чтобы среди них не возникало любимчиков. Надо любить всех! А у меня их в этом году восемьдесят шесть! Интересно учить совсем маленьких, когда дольше учишь, весомее результат. Лучших своих учеников отдаю в Шахматную академию: если у ребенка есть потенциал, то ему нужно идти вперед.

А вообще несомненные успехи ребятишек из нашего детского садика в изучении шахмат – это прежде всего заслуга всего коллектива и его руководителей.

- Есть ли у вас профессиональная мечта?

– Да, есть - написать книгу для родителей о том, как научить детей играть в шахматы. Это универсальное и всеобъемлющее искусство, позволяющее развивать внимание и сосредоточенность, отдыхать и работать. Оно помогло мне во время пандемии коронавируса найти себе новое занятие – я стала давать уроки онлайн, ученики нашлись как в России, так и за ее пределами. Благодаря шахматам я стала самодостаточным человеком.

- Любопытно, а кем вы стали бы без шахмат?

- Пожалуй, врачом-рефлексотерапевтом. Используя эти методики, можно помочь очень многим людям.

 

Андрей Рябов



Источник: Городской информационный центр
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку