VK547
21.06.2024 11:27
«Классная работа»

Заканчивается очередной «стрессо-шоковый» период в жизни выпускников российских школ, для большинства экзамены уже позади. С этой животрепещущей темы мы и начинаем разговор с Людмилой Леонидовной Хитровой, учителем русского языка и литературы школы № 3.



И В МЫСЛЯХ НЕ БЫЛО

– Вас можно поздравить – ваши подопечные уже отмучились с экзаменами?

– Нет, я сейчас преподаю у семи- и восьмиклассников, которых еще только предстоит подготовить к итоговым испытаниям.

– Что заставило вас в свое время выбрать столь непростую профессию?

– Часто приходится слышать: наверное, вы с детства мечтали стать педагогом! На самом деле и в мыслях не было. И вообще в нашем роду я первой получила высшее образование – это было мечтой моих родителей. Мама работала здесь, в Ханты-Мансийске, медсестрой, отец – слесарем. Поэтому после окончания школы – а я успела поучиться в шестой и первой – отправилась поступать в Тобольский пединститут. Первые два месяца все время рыдала – не могла адаптироваться в чужом городе, но мама проявила мудрость и заставила-таки дочку взяться за ум.

В 1989 году, после окончания вуза, вернулась в Ханты-Мансийск. Хотела было пойти работать в родную шестую школу, но вакансия оказалась только в третьей. Ну, ладно, думаю, как только освободится место – убегу! Здесь мне дали два пятых класса и классное руководство.

– Помните свои первые ощущения в качестве учителя?

– Хм-м… Пожалуй, в первый момент почувствовала какую-то собственную важность. Но лишь до той поры, пока не пришлось проводить урок в 10-м классе. Помню, тема была «Поэзия серебряного века», рассказываю ее ученикам, а они меня не слушают – представляете? Сильно я тогда расстроилась и в слезах побежала к завучу… Вообще меня очень тепло встретили в школе, старшие коллеги помогали, учили и наставляли. Не случайно, когда спустя несколько лет представилась возможность уйти в шестую школу, я подумала – и осталась здесь. А теперь за спиной уже тридцать пять лет педагогического стажа.

КТО ВИНОВАТ И ЧТО ДЕЛАТЬ?

 – Современное молодое поколение абсолютно безграмотно. Скажем, как-то в редакцию СМИ, где я тогда работал, пришла обладательница «красного» вузовского диплома, утверждавшая, что правильно следует писать «мАлАко», и подобная картина наблюдается повсеместно. Кто виноват и что делать?

– Однозначного ответа на эти вопросы нет. Конкретных виновников никто не назовет, а для выхода из тупика потребуется очень много времени. Сегодняшние школьники – дети представителей «потерянного поколения» страшных девяностых годов, того периода российской истории, когда произошел крах всех прежних жизненных ценностей и нравственных ориентиров общества. В том числе и принципов, на которых строилась система образования. В результате сейчас редко когда можно встретить по-настоящему грамотного человека.

Спрашиваю у детей: «Вот вам нравится, как я с вами разговариваю? А все потому, что я очень люблю русский язык и не приемлю наплевательского к нему отношения. И очень хочу, чтобы каждый из вас стал интересным собеседником!» Надо отметить, что в последнее время система образования взяла курс на родной язык, например, в школах ввели «Разговоры о важном» и устное собеседование на экзамене по русскому. Последнее особенно необходимо, потому что подготовка к устному экзамену заставляет ребенка читать, думать и говорить, а не просто заучивать готовые ответы.

– Мне кажется, что современным детям учиться гораздо легче, например, им практически не задают учить стихи…

– Тем трудяжкам, кто по-настоящему занимается, всегда сложно, у них большая нагрузка. Легко тем, кто учиться не любит. Заметила, что в целом у детей снижается память, на мой взгляд, в том числе и потому что они перестали учить наизусть. Раньше стихи для учеников были «палочкой-выручалочкой», с помощью которой можно было попытаться исправить плохую отметку.

Когда рассказала об этом на собрании родителям – задумались. Папы и мамы должны выступать настоящими помощниками педагога. Необходимо, чтобы дети дома читали и рассказывали, слышали правильную речь. В такой труд должно быть вовлечено все общество. Часто в классе прошу поднять руку тех, кто дома читает. Радуют малыши, но чем старше они становятся, тем все меньше рук тянется вверх…

ЛЮБЛЮ ДАВАТЬ ЗАДАЧКИ

– Давайте поговорим о том, что на работе греет душу!

– Люблю ставить перед детьми разные задачки. Например, говорю: когда информатизация и цифровизация победят окончательно и на месте учителей окажутся роботы, вам это понравится? Порадовал ответ: «Нет, потому что у них нет души!» Радует, что ребятишки часто подходят после урока, чтобы рассказать о каких-то своих житейских проблемах. Доверие детей дорогого стоит. Приятно, когда спустя даже много лет после окончания школы они прибегают в гости или пишут в соцсетях. Помню, как самый «хулиганский» класс дружно зааплодировал, когда я зашла в аудиторию после болезни. Ради таких минут стоит жить.

В школе часто бывает душно, поэтому у меня во время урока всегда открыты двери. И проходящие мимо коллеги всегда потом интересуются: ты что с учениками делаешь, почему на твоих уроках тишина и никто не шумит? Не знаю, говорю, нет никакого особого рецепта, просто часто эмоционально увлекаюсь и увлекаю за собой детей – поэтому на уроке и стоит тишина.

Иногда на сочинении ругаюсь на своих маленьких хитрюг: что, опять сдуваете?! Требую, чтобы писали самостоятельно, пусть корявенько, но зато свое. Мы, педагоги старшего поколения, дотошные, поэтому буду «мутыжить», пока каждую тему не усвоят!

– Если честно, всегда ли вы согласны с перечнем произведений и авторов, включенных в школьную программу?

– Будь моя воля, я бы ее несколько пересмотрела. Считаю, что некоторые классические произведения рано давать для изучения школьникам. Что касается личных предпочтений, то мне, например, нравится Есенин и не скажу, что обожаю Достоевского.

– И вы можете признаться в этом ученикам?

– С детьми стараюсь разговаривать по-взрослому и не боюсь сказать правду.

– Вы преподаете два предмета, какой из них вам ближе?

– Больше импонирует русский язык. Кстати, это ведь тоже точная наука, где все основано на строгом соблюдении правил!

– А вот почему я из школьного курса помню только про «жи-ши», но при этом в текстах делаю минимум ошибок?

 – Это явление я называю «природной грамотностью»…

– Сами в свободное время что предпочтете почитать?

– Ничего, потому что литературы мне на работе хватает. Знаете, сколько всего прочла с малых лет? В детском саду читала остальным ребятишкам, в школе могла часами сидеть с книжками и предвкушала, как вновь побегу в библиотеку. А сегодня жду, когда выйду на пенсию и снова начну читать.

ПРО СЕМЬЮ И ГОРОД

– Познакомьте нас, пожалуйста, со своими близкими и расскажите о своих увлечениях!

– У меня два сына, Дмитрий работает в МЧС, Леонид – программист. Главное «увлечение» – двухлетний внук Максимка. Даже когда работаю, он лезет ко мне на стол – ему надо постоянно находиться вместе с бабушкой. Дома занимаюсь чисто женскими хлопотами и неактивным отдыхом.

– И в завершение разговора – несколько традиционных слов о нашей «малой родине»!

– Скажу коротко: Ханты-Мансийск – мой город. Честно говоря, сыновья предлагали переехать в другие края, но всегда отказываюсь. Отвечаю, если хотите – езжайте, а я останусь. Год от года этот город продолжает становиться краше на наших глазах. Иногда посещает мысль: может, в его преображении есть и частичка моих заслуг? Так что у меня во всех отношениях классная работа!

 

Андрей Рябов


Источник: Газета "Самарово - Ханты-Мансийск"
ВКонтакт Яндекс Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку