Признание в любви от Светланы Алексеевны Ильиных, учителя начальных классов школы №4. В своей профессиональной жизни она следует принципу: «Выбери себе дело по душе, и тебе ни одного дня не придется работать».
Где пригодился…
– Какие мысли вызывает у вас приближение 1-го сентября – «Опять, Господи…», «Наконец-то!», «Ну и ладно»?
– Начало учебного года для меня – это долгожданная встреча. В этот день приходят малыши, которым мы, учителя, открываем двери в большой мир.
– Вы помните, кто в свое время распахнул эти двери перед вами?
– Конечно! Мама была против того, чтобы я в шесть лет шла в школу, хотела продлить беззаботное детство в моем родном Выкатном поселке. Но я так рвалась к знаниям, что сговорилась с бабушкой, и мы тайком купили школьную форму. В результате я все-таки победила и первого сентября давала первый звонок, так как оказалась самой маленькой из первоклашек.
Моим учителем с большой буквы стала Светлана Алексеевна Ряписова, именно она повлияла на мое решение стать учителем начальных классов. И до сих пор я пытаюсь ей соответствовать.
Дальше все было просто. Окончила Ханты-Мансийское педагогическое училище, позже получила высшее образование в ЮГУ. Много лет проработала в школе Выкатного – все-таки «где родился, там и пригодился». А пять лет назад переехала в окружной центр, о чем давно мечтала. Надо было сделать это раньше, но там, в деревне, природа, свобода, красота…
– На взгляд человека со стороны стезя учителя начальных классов – это каторга, ведь приходится ежедневно пытаться обучать и воспитывать ораву шумных, непоседливых, бестолковых шалопаев. Так что все-таки хорошего в вашей профессии?
– Есть известный афоризм: «Выбери себе дело по душе, и тебе ни одного дня не придется работать». У меня есть редчайшая возможность достучаться до детского сердечка, вложить в него частичку своей души, помочь встать на ноги и направить по жизни правильным курсом. Для этого надо немногое – всего лишь полюбить детей, если не полюбишь, то в нашей профессии тебе нечего делать.
– И что, разве вам не приходилось из-за учеников плакать в подушку?
– Плакать – нет, только переживать. Каждый вечер анализируешь, что удалось сделать за день, а что нет, в случае неудачи огорчаешься, думаешь, как сделать по-другому.
Школьная мама
– Отличаются ли современные ребятишки от своих сверстников образца девяностых годов?
– Они абсолютно разные, у каждого поколения есть свои сильные и слабые стороны. Раньше дети были более «уличными», вместе играли, предпочитали живое общение, а теперешние нуждаются в социализации, они более замкнутые, предпочитают сидеть в телефонах, меньше запоминают на уроках. Они ни в коем случае не плохие, они просто другие. К ним нужно искать другие подходы, главное – надо научить их учиться.
– Как изменилась учебная нагрузка на учеников начальной школы?
– Она значительно возросла, учебные программы стали более сложными и насыщенными. Поэтому детей, прежде всего, необходимо замотивировать, зажечь, а потом они начинают любить учиться.
– Признайтесь, вас ученики именовали «мамой»?
– Да, достаточно часто, и это очень греет душу. Я ведь действительно являюсь для них «школьной мамой», а они – «моими сокровищами», никогда никого не называю по фамилии, только по именам.
– А как быть с вредными неслухами, неужели они тоже – «сокровища»?
– Конечно! Просто необходимо понимать, что плохое поведение – это чаще всего крик о помощи, повод разобраться в ситуации, ближе познакомиться с родителями, выяснить причины. Сложным детям требуется уделить больше внимания и заботы, например, поручить какое-то ответственное дело, приблизить к себе. Нужно найти подход к каждому ребенку, ведь начальная школа – это фундамент, на котором закладывается вся жизнь человека, нельзя, чтобы он дал трещину. Всегда говорю ребятишкам: подходите ко мне, вместе мы решим любую проблему! Ребенок рожден, чтобы быть счастливым, а педагог должен ему в этом помочь.
Любовь учеников
– Насколько вы строгий учитель?
– Ребятишки сами говорят, что моя строгость идет им во благо. А вообще все нужно оценивать по конечному результату. Недавно затеяла дома генеральную уборку и перебрала скопившиеся за минувшие годы детские подарки. Например, признание в любви, которое написал бывший «хулиган из хулиганов». Или баночку, которую преподнесли мои бывшие ученики на день рождения, а в ней – записки под названием «100 причин, почему мы вас любим». Когда их читала – рыдала, не думала, что среди причин будут такие, как запах моих духов, красота глаз или то, как заступалась за своих малышей перед коллегами. А в этом году дети вместе с родителями сочинили для меня песню и записали ее в студии.
– Интересно, какие профессии выбрали ваши бывшие выпускники?
– Множество разных. Среди них есть педагоги, врачи, военные, спортсмены, пожарные, инженеры, хореограф, чиновники, много водителей.
– Все без исключения педагоги утверждают, что основные трудности возникают не с детьми, а с их родителями. Вы с этим согласны?
– Отчасти. В большинстве случаев удается найти взаимопонимание, хоть это и большой труд. В идеале в каждом коллективе должен образоваться некий «любовный треугольник» – дети, родители и учителя. Сейчас у нас в классе сформировался сильный костяк родителей.
– Знакомо ли вам широко распространенное сейчас понятие «профессионального выгорания»?
– Пока с ним не встречалась. Бывает, на работе сильно устаешь, расстраиваешься, но стоит взять в руку маленькую ладошку, как тут же напитываешься детской энергией и добротой. Пока есть здоровье и силы, буду продолжать учить. Не вижу себя без школы, это настоящая «психологическая зависимость».
– Может быть, в свое время стоило отойти от преподавания и заняться, например, административной работой?
– Пробовала себя в качестве завуча, но быстро поняла, что это не мое. Хочется видеть конкретный результат моего труда. Вот 1-го сентября приходят малыши, которые не умеют ничегошеньки, а на итоговой контрольной в конце учебного года ты видишь, как они пишут, и понимаешь, зачем Господь привел тебя в школу.
– Кстати, почему в начальной школе у большинства ребятишек красивый почерк, а в старшей они начинают писать как курица лапой?
– Потому что потом никто не обращает на это внимания.
– Четвертая школа является лучшей в городе?
– Для меня – да! У нас яркое солнечное здание, в котором душевная атмосфера, приятная обстановка, дружный коллектив, понимающая администрация! Это действительно одна большая семья, всегда готовая оказать поддержку всем своим членам.
Счастливый человек
– Получается, жизнь удалась?
– Счастье у каждого человека свое, и оно складывается из многих критериев. Я – счастливый человек, у меня любимая профессия и замечательная семья.
– Познакомьте нас с ней!
– Муж Сергей работает в МЧС, мы вместе уже тридцать два года, вырастили двух дочерей. Кристина трудится на муниципальной службе, Анастасия занимается экономической аналитикой.
– Есть ли сожаление, что они не продолжили учительскую династию?
– Дети видели, какой это тяжкий труд, так что это их выбор. Зато племянница Екатерина пошла по моим стопам, стала педагогом.
– Чему посвящаете свободное время?
– Лето у учителя свободное, поэтому отдушиной является дача. Люблю лыжи, велосипед, нравится гулять, стараюсь каждый день проходить по десять километров.
– Какие мысли навевает на вас упоминание о нашем городе?
– Просыпаюсь и говорю: «Доброе утро, Ханты-Мансийск!» Мне очень нравится этот комфортный, зеленый, компактный город, любовь к которому стараюсь привить своим ученикам.
Андрей Рябов
Источник: Газета "Самарово - Ханты-Мансийск"