VK547

Анализ эффективности осуществления муниципального земельного контроля в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, в части принятия мер, направленных на предотвращение образования свалок и их ликвидацию

 
03.06.2022

Во исполнение пункта 1.3 Протокола совместного заседания Совета при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по развитию местного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре и Комиссии при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по цифровому развитию от 18.04.2022 № 42/8 Природнадзором Югры проведен анализ эффективности осуществления муниципального земельного контроля в части принятия мер, направленных на предотвращение образования свалок и их ликвидацию.

При анализе эффективности осуществления муниципального земельного контроля в части принятия мер, направленных на предотвращение образования свалок и их ликвидацию установлено, что органы местного самоуправления применяют как стандартные инструменты, предусмотренные Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и принятыми в соответствии с ним положениями о муниципальным земельным контролем, так и различные нестандартные инструменты, которые в условиях введенных ограничений на проведение контрольных (надзорных) мероприятий являются на сегодняшний день очень актуальными и востребованными. В качестве рекомендаций ниже приводим информацию о наилучших инструментах, применяемых на практике органами местного самоуправления.

1. В муниципальных образованиях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры утверждены нормативные правовые акты по реализации комплекса мер, направленных на организацию сбора, транспортирования отходов с территорий муниципальных образований, выявление и ликвидацию свалок:

- муниципальные программы по охране окружающей среды, благоустройству территорий, развитию жилищно-коммунального комплекса, экологической безопасности, развитию системы обращения с отходами производства и потребления;

- генеральные схемы санитарной очистки территорий муниципальных образований;

- правила благоустройства территорий муниципальных образований;

- положения о муниципальном земельном контроле;

- положения о муниципальном лесном контроле.

2. С целью профилактики нарушений, выражающихся в несанкционированном складировании отходов, Администрациями муниципальных образований проводятся информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о нормах законодательства в сфере обращения с отходами, земельного законодательства и правил благоустройства, а также о наиболее частых нарушениях и применяемых мерах к нарушителям, в том числе в средствах массовой информации, на официальных сайтах и аккаунтах Администраций муниципальных образований, в социальных сетях («Одноклассники», «ВКонтакте» и пр.).

В г. Пыть-Ях в адрес управляющих компаний и товариществ собственников жилья, осуществляющих свою деятельность на территории города, направляются информационные письма о недопустимости захламления (загрязнения) земельных участков, входящих в состав общего имущества МКД и мерах ответственности за допущенные нарушения обязательных требований.

Администрацией г. Урай осуществляется установка стендов, направленных на предупреждение появления мест захламления отходами, а также доведение до председателей садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих товариществ информации о необходимости установки контейнерных площадок накопления ТКО на территории таких товариществ.

Должностными лицами администрации Кондинского района на постоянной основе проводятся профилактические беседы с индивидуальными предпринимателями, юридическими и физическими лицами о недопустимости нарушений обязательных требований.

Должностными лицами органов местного самоуправления осуществляется регулярный мониторинг (обследования) подведомственной территории на предмет выявления мест захламления отходами территорий, организуются проверки (в том числе проверки договорных отношений, соглашений) землепользователей на предмет соблюдения требований земельного и природоохранного законодательства.

На территории города Нижневартовска в целях выявления и ликвидации мест несанкционированного размещения отходов утверждено Положение о порядке выявления, учета и ликвидации мест несанкционированного размещения отходов и объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на территории города Нижневартовска. За период с 2020 года по апрель 2022 года на земельных участках города Нижневартовска, право собственности на которые не разграничено, выявлено и проинвентаризировано 188 мест захламления территории, информация о данных местах внесена в План мероприятий «дорожную карту» по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов и объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на территории муниципального образования.

В Белоярском районе создана Комиссия по контролю за исполнением правил осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и организации экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Белоярского района. За период с 2020 года по апрель 2022 года проведено 8 заседаний Комиссии, по результатам которых в адрес регионального оператора и собственников контейнерных площадок направлены уведомления о ненадлежащем содержании контейнерных площадок и прилегающих территорий.

В городе Югорск создана Комиссия по обследованию мест несанкционированного размещения отходов и ликвидации несанкционированных свалок и мусора н территории города Югорска, которая с мая по сентябрь проводит обследование территории города на предмет выявления и учета мест несанкционированного размещения отходов.

В целях профилактики и оперативного выявления мест несанкционированного размещения отходов в г. Лангепас и г. Нижневартовск созданы экологические патрули, основными задачами которых являются:

- укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

- контроль за исполнением правил осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;

- экологическое просвещение населения.

С целью повышения эффективности работы экологического патруля для совместных выездов приглашаются представители регионального оператора по обращению с ТКО. Так, за период 2020-2022 год экологическим патрулем проведено более 122 выездных мероприятий совместно с представителями акционерного общества «Югра-Экология».

На регулярной основе в г. Нижневартовск в период с января по март 2021 года проводились рейды экологического патруля по территориям СОНТ и ГСК с целью выявления субъектов, не организовавших контейнерные площадки и не заключивших договоры с АО «Югра-Экология». После каждого рейда экологического патруля полученная информация направлялась в адрес регионального оператора для проведения договорной работы. По итогам года достигнут 100% показатель по обеспеченности контейнерными площадками и заключению договоров данными субъектами хозяйственной деятельности.

В г. Ханты-Мансийске, помимо непосредственного осмотра территории города в целях выявления и пресечения несанкционированного сброса твердых коммунальных отходов, крупногабаритного мусора, происходит мониторинг информации в сети Интернет, содержащей факты нарушений, в том числе городские форумы, рассмотрение обращений граждан, непосредственно поступающих в Администрацию города через платформы обратной связи, «Улучши наш город», на электронный адрес управления муниципального контроля, по телефонной связи, на личном приеме.

3. Материалы фиксации признаков нарушения требований земельного законодательства (выразившиеся в захламлении отходами земельных участков), направляются в уполномоченные органы федерального государственного земельного контроля (надзора), для принятия решения в рамках компетенции органа в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2021 № 2019 «Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный земельный контроль (надзор), с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», при невозможности установлении лиц, допустивших захламление земельных участков, материалы направляются в территориальные отделы МВД РФ.

С целью устранения выявленных нарушений хозяйствующим субъектам, ответственным за содержание земельных участков, объявляются предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, уведомления о необходимости устранения нарушений обязательных требований, выдаются предписания.

В качестве положительной практики можно привести примеры действий должностных лиц администрации г. Урай и г. Мегион.

В феврале 2021 года в рамках муниципального земельного контроля, осуществлен плановый (рейдовый) осмотр без взаимодействия с гражданами в отношении земельных участков в границах городского округа Урай. В ходе визуального осмотра установлено, что в котлован сбрасывают строительные отходы, которые засыпаются грунтом. О данном факте сообщено в дежурную часть ОМВД России по г. Ураю. Также, материалы по данному факту направлены:

- в Северо-Уральское межрегиональное управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования, по результатам рассмотрения в отношении гражданина вынесено постановление о назначении административного наказания по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ в виде штрафа на сумму 20 тыс. рублей;

- в Межмуниципальный отдел по городу Урай и Кондинскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по ХМАО-Югре, по результатам рассмотрения в отношении гражданина вынесено постановление о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ в виде штрафа на сумму 5 тыс. рублей.

В марте 2022 Администрацией города Урай заявлен иск в Урайский городской суд с требованием, обязать собственника очистить земельный участок от размещенных строительных отходов, обеспечив вывоз и передачу указанного объема строительных отходов специализированной организации для дальнейшей утилизации на специализированном полигоне, 17.05.2022 иск администрации города Урай удовлетворен.

В рамках осуществления муниципального земельного контроля на территории города Мегиона отделом муниципального контроля администрации города Мегион на постоянной основе проводятся контрольные мероприятия без взаимодействия с контролируемыми лицами на предмет выявления нарушений обязательных требований, требований муниципальных правовых актов, в том числе на предмет выявления мест захламления отходами территорий. В случае выявления мест захламления отходами территории муниципального образования, отдел муниципального контроля принимает меры по установлению виновных лиц, реализует комплекс мероприятий, направленных на пресечение таких нарушений и понуждение к принятию мер по ликвидации захламления. Если в ходе проведенных мероприятий установить виновных лиц не представляется возможным и захламление зафиксировано на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, сведения о местах захламления направляются в МКУ «УКС и ЖКХ» для включения в сформированный План мероприятий («Дорожную карту») по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов на территории муниципального образования город Мегион.

За период 2020 год – апрель 2022 года отделом муниципального контроля администрации г. Мегион проведено 140 обследований земельных участков (контрольных мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами), на общей площади 347 878 м2. Выявлено 25 признаков нарушения требований земельного законодательства (выразившиеся в захламлении отходами земельных участков), за которое предусмотрена административная ответственность по ч.1 ст.8.8 КоАП РФ. Материалы фиксации признаков вышеуказанных нарушений были направлены в уполномоченные органы федерального государственного земельного надзора, для принятия решения в рамках компетенции органа.

В целях понуждения виновных лиц к ликвидации захламления земельных участков, администрации города направила 3 иска в суд города Мегиона.

Всего, по результатам выездных мероприятий за период с 2020 года по настоящее время должностными лицами органов местного самоуправления автономного округа к административной ответственности по статьям 27 и 29.1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11.06.2010 № 102-оз «Об административных правонарушениях» по фактам захламления территорий муниципальных образований отходами привлечено более 1 000 нарушителей. Общая сумма предъявленных штрафов составила более 450 тыс. рублей.

4. Ежегодно на территориях муниципальных образований проводятся природоохранные и эколого-просветительские мероприятия. В рамках экологических акций и субботников осуществляется уборка мест несанкционированного складирования отходов, очистка берегов водных объектов, лесных территорий.

В целях улучшения санитарного и эстетического состояния территории городского округа Мегион, оздоровления санитарной и экологической обстановки, привлечения широких слоев общественности к природоохранной деятельности, на территории городского округа Мегион с 21.05.2022 до 24.09.2022 еженедельно по пятницам проводятся мероприятия по санитарной очистке и благоустройству территорий (постановление администрации города Мегиона от 01.04.2022 №875 «О проведении мероприятий по санитарной очистке и благоустройству территории городского округа Мегион»). Предприятиям, учреждениям, независимо от форм собственности, индивидуальным предпринимателям рекомендовано проводить мероприятия по приведению используемых и прилегающих территорий в надлежащее состояние.

В целях организации мероприятий, направленных на профилактику появления мест захламления отходами территории муниципального образования г. Сургут 28.02.2022 принято постановление № 1651 «Об утверждении плана мероприятий по экологическому образованию, просвещению и формированию экологической культуры населения городского округа Сургут в 2022 году». С целью повышения экологической грамотности населения на территории города ежегодно проводятся общегородские субботники. В 2022 году согласно Перечню мероприятий в рамках проведения общегородских субботников на территории города, утвержденного распоряжением Администрации города от 29.04.2022 № 794, проведение субботников запланировано с 29.04.2022 по 31.10.2022. По состоянию на 29.05.2022 на территории города состоялось 5 субботников на 30 участках, в которых приняло участие 1 506 человек, очищено 150 799 м², вывезено 312,6 м³ отходов. Для поддержания в удовлетворительном санитарном состоянии территорий города Сургута, которые не имеют правообладателя и балансодержателя, Администрация города ежегодно заключает контракты на санитарную очистку таких территорий и уборку мест несанкционированного размещения отходов. В рамках вышеуказанных муниципальных контрактов объем вывезенных отходов составляет 7 тыс. м³, площадь убранных территорий около 400 тыс. м².

Напоминаю, что несанкционированная свалка отходов - территория, используемая для размещения отходов производства и потребления, в том числе твердых коммунальных отходов, но не предназначенная для размещения отходов, и (или) объект размещения отходов, не обустроенный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и не включенный в государственный реестр объектов размещения отходов и (или) в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, для которых выполняется хотя бы одно из следующих условий: площадь указанных территорий и (или) объекта составляет более 10 кв. метров; объем размещения отходов производства и потребления на указанных территориях и (или) объекте составляет более 5 куб. метров.

Указом Президента Российской Федерации от 25.04.2019 № 193 для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации утвержден показатель «Качество окружающей среды».

Для расчета показателя «Качество окружающей среды» введен коэффициент, характеризующий работу по ликвидации несанкционированных свалок отходов.

При оценке эффективности применяются следующие критерии (целевое значение коэффициента, характеризующего работу по ликвидации несанкционированных свалок):

в 2022 – 2023 годах – количество несанкционированных свалок отходов на конец отчетного периода должно составлять менее 50 процентов количества несанкционированных свалок отходов по состоянию на конец года, предшествующего отчетному;

в 2024 – 2030 годах – количество несанкционированных свалок отходов на конец отчетного периода должно быть равно нулю.

Применение на практике приведенного выше набора инструментов, а также иных нестандартных решений позволит существенно снизить количество возникающих мест захламления, свалок, своевременно их выявлять, устанавливать ответственных лиц, принимать меры, направленные на оперативную ликвидацию мест несанкционированного складирования отходов. Как пример можно привести такие муниципальные образования как г. Ханты-Мансийск, г. Лангепас, г. Когалым, Нефтеюганский район, Белоярский район, в которых уже к концу 2021 года все свалки были ликвидированы или осталось их минимальное количество.


Анализ эффективности осуществления муниципального земельного контроля в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, в части принятия мер, направленных на предотвращение образования свалок и их ликвидацию:  Скачать