
Виды жалоб в налоговый орган:
Апелляционная жалоба – обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Жалоба – обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.
Сроки подачи жалобы.
Апелляционная жалоба на не вступившее в законную силу решение налогового органа подается в течение 1-го месяца с даты его получения.
Жалоба на вступившее в законную силу решение подается в течение 1 года с даты его вынесения.
Если налогоплательщик не согласен с действиями или бездействием должностных лиц налогового органа, он имеет право подать жалобу в течение 1 года со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.
Жалоба в ФНС России подается в течение 3-х месяцев со дня принятия УФНС России решения по жалобе (апелляционной жалобы).
В случае пропуска по уважительной причине, этот срок может быть восстановлен при документальном подтверждении причины пропуска.
Куда подается жалоба?
Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, чьи документы, действия/бездействие обжалуются.
То есть жалоба направляется в адрес налогового органа, вынесшего оспариваемый документ, совершившего оспариваемое действие или допустившего неправомерное бездействие, и именно он направит ее в вышестоящий налоговый орган в течение 3-х дней со дня получения.
Как подается жалоба?
Жалоба подаётся в письменной форме либо на бумаге:
- лично или по почте, либо через законного или уполномоченного представителя по доверенности, либо в электронном виде по ТКС,
- через личный кабинет налогоплательщика на сайте www.nalog.ru,
- с помощью портала государственных услуг на сайте www. gosuslugi.ru.
Что указывается в жалобе?
- фамилия, имя, отчество и место жительства физического лиц, или наименование и адрес организации, в случае обращения в налоговый орган юридического лица;
- обжалуемые акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица;
- наименование налогового органа акт, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются;
- основания, по которым лицо считает, что его права нарушены;
- требования лица, подающего жалобу;
- способ получения решения по жалобе (на бумажном носителе, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет).
В жалобе также могут быть указаны номера телефонов, факсов, адрес электронной почты и иные необходимые сведения.
Образцы жалобы доступны на сайте Федеральной налоговой службы www.nalog.ru в разделе «Налогообложение в Российской Федерации» «Досудебное урегулирование налоговых споров».
К жалобе прилагаются:
- документы, подтверждающие обстоятельства, на которые налогоплательщик ссылается;
- расчет оспариваемых сумм налогов, сборов, пеней и штрафов, либо расчет сумм налоговых вычетов, на которые налогоплательщик претендует;
- документы, подтверждающие полномочия представителя налогоплательщика, в случае подачи жалобы уполномоченным представителем.
В какой срок рассматривается жалоба?
Решение по жалобе (апелляционной жалобе) на решение налогового органа, вынесенное в порядке ст. 101 Налогового кодекса, принимается в течение 1 месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 1 месяц.
Решение по жалобе на действия (бездействие) должностных лиц налогового органа принимается в течение 15 рабочих дней со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 15 рабочих дней.
Как можно получить решение по жалобе?
- лично,
- по почте (указывается адрес, на который нужно отправить решение по жалобе),
- через законного или уполномоченного представителя по доверенности,
- в электронном виде через личный кабинет налогоплательщика.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Получить информацию о ходе и результатах рассмотрения обращений (жалоб, заявлений, предложений) можно с помощью сервиса «Узнать о жалобе» на сайте www.nalog.ru.
Можно ли отозвать жалобу?
Лицо, подавшее жалобу (апелляционную жалобу), до принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе) может отозвать ее полностью или в части путем направления письменного заявления в налоговый орган, рассматривающий соответствующую жалобу
Отозвать жалобу можно подав заявление:
- в бумажном виде по почте, лично или через представителя,
- в электронном виде по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Отзыв жалобы (апелляционной жалобы) лишает лицо, подавшее соответствующую жалобу, права на повторное обращение с жалобой (апелляционной жалобой) по тем же основаниям.
По каким основаниям жалоба может быть оставлена без рассмотрения?
1. Жалоба подана с нарушением порядка, установленного п. 1 статьи 139.2 Налогового кодекса, или в жалобе не указаны акты налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц, которые привели к нарушению прав лица, подавшего жалобу.
2. Жалоба подана после истечения срока подачи, установленного Налоговым кодексом, и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано.
3. До принятия решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы полностью или в части.
4. Ранее подана жалоба по тем же основаниям.
5. До принятия решения по жалобе налоговый орган сообщил об устранении нарушения прав лица, подавшего жалобу, в порядке, установленном п. 1.1 статьи 139 Налогового кодекса.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Оставление жалобы без рассмотрения не препятствует повторному обращению лица с жалобой, за исключением случаев отзыва жалобы налогоплательщиком или подачи жалобы по тем же основаниям.
В какой срок принимается решение об оставлении жалобы без рассмотрения?
Решение об оставлении жалобы без рассмотрения принимается в течение 5-и рабочих дней со дня ее получения и вручается (направляется) лицу, подавшему жалобу, в течение 3-х рабочих дней со дня его принятия.
Как узнать о результатах рассмотрения жалобы?
Получать информацию о ходе и результатах рассмотрения обращений (жалоб, заявлений, предложений) можно с помощью сервиса «Узнать о жалобе» на сайте www.nalog.ru.
Получить информацию в виде решений налогового органа без указания информации, доступ к которой ограничен законодательством Российской Федерации, можно с помощью сервиса «Решения по жалобам» на сайте www.nalog.ru.
Как можно получить дополнительную информацию?
1. На сайте www.nalog.ru в разделе «Налогообложение в РФ» - «Досудебное урегулирование налоговых споров».
2. На бесплатном семинаре на тему «Досудебное урегулирование налоговых споров». Расписание семинаров можно уточнить в ближайшей налоговой инспекции. Адреса и режим работы можно уточнить на сайте www.nalog.ru.
3. Направив запрос через интернет-сервис «Обратится в ФНС России».
4. На сайте www.nalog.ru интернет-сервис «Письма ФНС России, направленные в адрес территориальных налоговых органов».
5. По телефону Единого контакт-центра 8-800-222-2222.
6. На сайте www.nalog.ru в разделе «Электронные брошюры» - «Досудебное урегулирование налоговых споров».
7. Записаться на прием в выбранное время в налоговую инспекцию в режиме «Онлайн запись на прием в инспекцию» на сайте www.nalog.ru.
Преимущества урегулирования налоговых споров в досудебном порядке:
1. Экономия личного времени и простота оформления жалобы.
2. Отсутствие необходимости личного участия и затрат на проезд.
3. Отсутствие затрат на юристов, госпошлину и судебных расходов.
4. Заинтересованность сотрудников налоговых органов в урегулировании спора. 5. Качество рассмотрения поступающих жалоб налогоплательщиков.
6. Жалоба рассматривается в короткие сроки.
7. Сжатые сроки исполнения решения по жалобе.
8. Удобство пользования сервисами.