С 2019 года повышен общеустановленный возраст для назначения пенсий по старости. При этом лицам, достигшим в 2019 и 2020 году возраст 60 лет и 55 лет (соответственно для мужчин и женщин), пенсия по старости может назначаться на полгода раньше установленного возраста. Вместе с тем такая пенсионная льгота не коснулась государственных и муниципальных служащих. Чем это можно объяснить?
Одним из первых в стране (с 1 января 2017 года) пенсионный возраст повышен лицам, замещающим должности, поименованные в части 1.1. статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400 – ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ),в том числе государственным гражданским служащим и муниципальным служащим.
Так, с 1 января 2017 года пенсионный возраст граждан на период замещения им должностей, поименованных в части 1.1. статьи 8 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, повышен на 5 лет для мужчин и на 8 лет для женщин относительно возраста, по достижения которого им могла бы быть назначена страховая пенсия до этой даты (Федеральный закон от 23 мая 2016 года № 143- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан»). При этом в целях адаптации указанных лиц к новым условиям выхода на страховую пенсию по старости законодателем было предусмотрено поэтапное ежегодное увеличение возраста на 6 месяцев.
Соответственно, Федеральным законом от 23 мая 2016 года № 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан» в целях постепенного повышения пенсионного возраста государственных служащих был установлен достаточно длительный переходный период. В частности, согласно приложению 5 к Закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ, возраст лиц, поименованных в его части 1.1. статьи 8, по достижении которого у них в 2019 году возникло бы право на страховую пенсию по старости по нормам законодательства, действовавшего по состоянию на 31 декабря 2016 года, увеличен на 1 год 6 месяцев, при этом независимо от того, по каким из оснований это право возникает.
При этом одновременно с повышением пенсионного возраста государственным служащим была предоставлена возможность более длительного нахождения на государственной службе путем продления предельного возраста пребывания на государственной службе с 60 до 65 лет. Более того, особенности увеличения возраста выхода упомянутых лиц на страховую пенсию по старости действуют только на период замещения ими должностей, поименованных в части 1.1. статьи 8 Закона от 28.12.2013 № 400- ФЗ, а в случае освобождения от них страховая пенсия по старости назначается в общем для всех иных граждан порядке.
Таким образом, при принятии решения о повышении пенсионного возраста государственным служащим законодатель максимально обеспечил возможность их адаптации к новой ситуации. С 1 января 2019 года введены новые параметры общеустановленного пенсионного возраста. В отличие от решения по повышению возраста лицам, замещающим должности, указанные в части 1.1. статьи 8 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ (по полгода в год), в процессе проработки подходов по повышению общеустановленного возраста выявлена целесообразность его увеличения по году в год, что в дальнейшем нашло отражение в приложении 6 к Закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения законопроекта и подготовки по нему соответствующих поправок в целях защиты интересов граждан, рассчитывавших на пенсию в ближайшее время (2019 – 2020), в числе иных поправок предложено предусмотреть возможность их выхода на пенсию на полгода раньше установленного возрастного критерия (по аналогии с решением, принимавшимся в 2016 году для адаптации государственных служащих к новому пенсионному возрасту).
И хотя начиная с 2020 года линейка по повышению пенсионного возраста государственных служащих и иных граждан выравнивается и будет производиться по году в год, названная поправка не коснулась государственных служащих именно потому, что процесс их «привыкания» к новому пенсионному возрасту к этому моменту уже составит четыре года. Соответственно, в отличие от иных граждан, государственные служащие уже могли адаптироваться к новым возрастным критериям и скорректировать свои жизненные планы.
С учетом изложенного на лиц, указанных в части 1.1. статьи 8 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, не распространяется переходное положение части 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», позволяющее гражданам, которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут (достигли) возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, назначение страховой пенсии по старости ранее достижения возраста либо наступление сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к Закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступление таких сроков.
УПФР в г. Ханты-Мансийске Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (межрайонное) т.8 (3467) 350-569