В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре поступила жалоба на действия Правительства ХМАО – Югры. Обращение указывало на незаконное установление коэффициента субаренды при заключении договора на аренду государственного имущества.
Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры было принято постановление №223-п, устанавливающее коэффициент субаренды при передаче арендатором государственного имущества в субаренду.
Ханты-Мансийское УФАС России выявило признаки нарушения пунктов 2, 8 части 1 статьи 15 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции». В связи с чем, Ханты-Мансийское УФАС России вынесло предупреждение о необходимости внесения изменений в Постановление, а именно исключения из пунктов 23 и 27 Порядка передачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры коэффициента субаренды в срок до 31 октября 2016 года, что и было сделано.
«Постановлением Правительства ХМАО – Югры от 25.09.2016 №223-п был утвержден порядок передачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности автономного округа. Пункт 4 данного документа содержал условия передачи государственного имущества по результатам проведения торгов, а также без их проведения. Пунктом 23 была предусмотрена методика расчета размера арендной платы за использование зданий и их частей по формуле, включающей в себя, в том числе и коэффициент субаренды. В силу пункта 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации, установление дополнительной платы за субаренду и, соответственно, коэффициента субаренды нарушает права арендатора. Так как согласно вышеуказанной статье у арендатора имеется право сдачи арендованного имущества в субаренду с согласия арендодателя. При этом, взимание с арендатора какой-либо дополнительной платы за сданное в субаренду имущество и установление коэффициента субаренды Кодексом не предусмотрено, в связи с чем нарушаются права и законные интересы хозяйствующих субъектов в сфере экономической деятельности, создаются препятствия для осуществления ими предпринимательской деятельности» - пояснил руководитель Ханты-Мансийского УФАС России Артур Демкин.
На сегодняшний день сложилось немало судебной практики, где арбитражные суды различных инстанций едины во мнении, что установление органами власти в нормативно-правовых актах в сфере распоряжения имуществом коэффициента субаренды при передаче арендатором государственного или муниципального имущества в субаренду, является прямым нарушением гражданского и антимонопольного законодательства.
Виктория Скосырева
Пресс-служба Ханты-Мансийского УФАС России