VK547

Что делать, если по телефону представляются сотрудниками полиции, МВД или ФСБ?

08.09.2023

Мошенники тщательно готовятся к звонкам жертвам, ведь убедить их становится
все сложнее. Они могут называться именами реально существующих сотрудников
структур и предлагать проверить эту информацию на официальных сайтах
отделений.
Но самое убедительное для жертвы — это проверка официальных телефонных
номеров. Если человек начинает сомневаться в словах мошенников, те
используют последний козырь: предлагают жертве проверить номер отделения
полиции или МВД на его официальном сайте, а затем перезванивают с этого
номера. Для этого злоумышленники пользуются подменой номера, поэтому
доверять любым номерам, с которых звонят «сотрудники» крайне не
рекомендуется.
Единственный способ уберечь себя от обмана, если по телефону представляются
сотрудниками силовых структур — повесить трубку и самостоятельно перезвонить
на официальный номер отделения. Только в этом случае жертва гарантированно
попадет на настоящих сотрудников, а не на аферистов.
 

Как распознать обман?

Мошенники, представляющиеся сотрудниками силовых структур, работают
примерно по одной и той же схеме. Именно по ее ключевым признакам и можно с
уверенностью сказать, что на том конце провода находятся злоумышленники.
Ниже перечислим, как мошенники себя выдают во время разговора:
1. Настаивают на том, что вся информация должна остаться в тайне. Используют
такие фразы как «тайна следствия», «конфиденциальная информация», угрожают
уголовной ответственностью в случае, если жертва попытается связаться и
рассказать все членам семьи или друзьям.
Мошенникам не нужно, чтобы жертва консультировалась с другими людьми,
которые могут распознать обман. И хотя закон о неразглашении данных
предварительного расследования действительно существует, он действует только
после того, как следователь получит соответствующую подписку. Если же
звонившие упоминают о «неразглашении банковской тайны», то эта статья
относится только к самим банкам и их сотрудникам.
2. Узнают о сумме, которая хранится на всех счетах жертвы. Мошенникам нужно
знать, сколько денег они смогут получить, и как много жертва сможет снять в
банкомате.
3. Спрашивают, в каких банках жертва хранит деньги, картами каких банков
пользуется для оплаты покупок и получения заработной платы. Такая
информация редко доступна злоумышленникам изначально. Чаще всего о жертве
они знают лишь ее имя и номер телефона.
4. Вселяют недоверие к сотрудникам банка. Мошенники уверяют жертву, что
украсть ее деньги хотят именно сотрудники банка, а значит доверять им и
рассказывать о звонках «из полиции»
5. Упоминают, что снятые жертвой деньги ей не принадлежат, а значит их
обязательно нужно перевести на новый счет — уйти с ними домой просто так не
позволят.
6. «Давят» банковскими терминами, законами и другой узкоспециализированной
информацией. Задача мошенников — загрузить жертву информацией так, чтобы у
нее не осталось времени на рассуждения.
7. Утверждают, что проблема решается по телефону. Мошенники будут всеми
силами убеждать жертву в том, что ей не нужно приходить в отделение полиции
или другой структуры, сотрудниками которой назвались неизвестные. Настоящие

сотрудники вызывают свидетелей в отделение с помощью повестки, а не
пытаются выяснить информацию по телефону нельзя. Так злоумышленники
исключают для себя вероятность того, что жертва получит помощь извне и
раскусит обман.
Неотъемлемой частью этой схемы является момент, когда жертва отправляется в
банк, чтобы снять деньги. Так как речь чаще всего идет о крупной сумме, то
получить ее без подтверждения своей личности у клиента вряд ли получится.
Мошенники опасаются, что настоящие сотрудники банка смогут помочь жертве и
отговорят ее снимать деньги. Поэтому во время всех действий с банкоматом они
просят не контактировать с банковскими работники и не сообщать им настоящую
причину снятия средств с карты.
 
Схема, которую используют мошенники
Практически ежедневно в правоохранительные органы, , поступает информация о
новых фактах телефонного мошенничества. Результаты анализа сообщений о
мошеннических действиях неизвестных лиц, совершаемых по телефону,
позволяют сделать вывод, что злоумышленники становятся все изощреннее и
изобретательнее. Для реализации преступного умысла они зачастую используют
IT-технологии и программное обеспечение, а также поддельные документы с
реквизитами различных государственных органов и банковских организаций.
Еще раз напоминаем гражданам о необходимости проявлять бдительность.
обращает внимание на следующую распространенную схему, которую
используют мошенники, а также предлагает возможный алгоритм
действий для тех, кто столкнулся с подобной ситуацией:
- использование мошенниками системы автоматизированной подмены номеров,
при этом нередко дозвон осуществляется несколько раз подряд с разных
номеров.
То есть на абонентской станции (на телефонном аппарате) отображается номер
телефона, не соответствующий  реальному номеру абонента, осуществляющего
дозвон. Для этих целей используются специальные программные средства, в
которых имеется поле для указания желаемого номера для отображения у
конечного абонента – таким образом можно ввести абсолютно любой номер
телефона.
Важно! Не следует перезванивать по входящим номерам, поскольку они
отображаются некорректно – с подменой телефонного номера. Для получения
информации и разъяснений необходимо вручную набрать телефонные номера,
указанные на официальных сайтах государственных структур и банков.  
- требование в ходе телефонного разговора о явке по называемым  адресам и
 убеждение в необходимости перевода денежных средств под различными
предлогами на указанные звонящим лицом счета.
Сотрудники правоохранительных органов, на которых возложены обязанности по
проведению предварительного следствия, производят вызов граждан в порядке,
установленном законодательством. Лица вызываются повесткой. При этом
должностное лицо никогда не требует по телефону предоставления
персональных данных и банковских реквизитов, информации по счетам и
пластиковым картам.
Важно! Ни по телефону, ни в ходе очной беседы сотрудники правоохранительных
органов (СК России, ФСБ России, МВД России, Росгвардии и другие) не заявляют
требований о переводе денежных средств на какие-либо счета. Это незаконно.
Любые предложения о содействии правоохранительным органам, например, в
поимке преступников путем перечисления денежных средств на указанные
«собеседником» счета, либо с целью обезопасить сбережения от противоправных

действий третьих лиц – это явный признак мошенничества, о чем необходимо
сообщить в правоохранительные органы.      
- предоставление электронными и иными средствами связи поддельных
документов, подтверждающих вымышленную мошенниками информацию для
завладения денежными средствами.
Мошенники, представляющиеся следователями и другими сотрудниками
госорганов, в подтверждение своих слов предупреждают и реально направляют
фальшивые «документы», и вновь просят перевести денежные средства  под
каким-либо предлогом. Как правило, используется адрес собеседника, который
есть в открытом доступе.
Важно!  В случае таких требований со ссылкой на отправленные документы стоит
позвонить по номерам телефонов государственных органов или финансово-
кредитных организаций, указанных на их официальных сайтах, и проверить
подлинность полученного документа и достоверность сведений.  При этом
следует уточнять совокупность всех сведений. 
Следует помнить, что в случае, когда потерпевший сообщает злоумышленнику о
том, что сам перезвонит в государственные органы и финансовые организации
для уточнения всей информации по данному вопросу, он может натолкнуться на
провокации. Мошенники зачастую путем угроз и недостоверной информации
пытаются убедить абонента не делать этого, поскольку якобы может произойти
«разглашение определенных сведений, за что действующим законодательством
предусмотрена ответственность». Данные заявления не являются правомерными
и рассчитаны на запугивание абонента, который может растеряться и отказаться 
проверить поступившую информацию и достоверность документов.
Еще раз обращаем внимание граждан: не поддавайтесь уговорам, угрозам и
влиянию телефонных мошенников и не переводите денежные средства на
указанные ими счета. Сообщайте о таких фактах в органы полиции.
Если звонящий представился сотрудником правоохранительного органа –
проверяйте озвученную им информацию по телефонам «горячих линий»


Ханты-Мансийская межрайонная прокуратура
Полиция
Прокуратура ХМАО-Югры
Отделение Социального фонда по ХМАО - Югре
Управление Росгвардии по ХМАО-Югре
Служба занятости
Ханты-Мансийский филиал ООО «АльфаСтрахование - ОМС»
Сургутская транспортная прокуратура
Управление Роспотребнадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре
Управление социальной защиты населения по г. Ханты-Мансийску и Ханты-Мансийскому району
Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре
Федеральная налоговая служба
Федеральная служба судебных приставов
Ханты-Мансийский негосударственный пенсионный фонд
Ханты-Мансийский межрайонный следственный отдел следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре
Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Центр профилактики и борьбы со СПИД
Отдел надзорной деятельности и профилактической работы (по городу Ханты-Мансийску и району)
Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Природный парк «Самаровский чугас»
Ханты-Мансийский таможенный пост