VK547
Отчёт о деятельности Департамента управления финансами Администрации города Ханты-Мансийска за 2022 год  Скачать


Отчёт о деятельности Департамента управления финансами Администрации города Ханты-Мансийска за 2022 год

 

Департамент управления финансами Администрации города Ханты-Мансийска в соответствии с Положением о Департаменте управления финансами Администрации города Ханты-Мансийска (далее – Департамент), утвержденным решением Думы города Ханты-Мансийска от 02 июня 2014 года №514-VРД является финансовым органом муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры городской округ город Ханты-Мансийск (далее – город Ханты-Мансийск), осуществляющим полномочия и функции Администрации города по решению вопросов местного значения в области бюджета, финансов и учета.

Деятельность Департамента направлена на решение следующих задач:

разработку и реализацию единой бюджетной и налоговой политики на территории города Ханты-Мансийска;

составление проекта бюджета города Ханты-Мансийска;

организация исполнения бюджета города Ханты-Мансийска;

развитие и совершенствование бюджетного процесса, совершенствование методов бюджетного планирования;

организацию и осуществление контрольных функций в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

организацию и осуществление контрольных функций в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

         Бюджетная и налоговая политика города Ханты-Мансийска в 2022 году была направлена на укрепление доходной базы городского бюджета, повышение эффективности и результативности бюджетных расходов, обеспечение сбалансированности бюджета, увеличение инвестиций                              в экономику, достижение национальных целей развития Российской Федерации, основным инструментом достижения которых являются национальные проекты и реализуемые на территории города Ханты-Мансийска региональные проекты.

 

Департамент управления финансами Администрации города Ханты-Мансийска является координатором муниципальной программы «Управление муниципальными финансами города Ханты-Мансийска», утвержденой постановлением Администрации города Ханты-Мансийска от 24 октября 2013 года № 1367.

         Целью муниципальной программы является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы муниципального образования, повышение качества управления муниципальными финансами города Ханты-Мансийска.

         Задачи муниципальной программы:

ü организация планирования и исполнения бюджета
города Ханты-Мансийска, ведение бюджетного учета и формирование бюджетной отчетности;

ü формирование единого информационного пространства в сфере управления муниципальными финансами для обеспечения прозрачности и открытости бюджетного процесса в городе Ханты-Мансийске;

ü поддержание муниципального долга на экономически безопасном уровне, обеспечение полного и своевременного исполнения обязательств по муниципальным заимствованиям;

ü обеспечение формирования и использования средств резервного фонда Администрации города в соответствии с требованиями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

         Решение поставленных задач характеризуется следующими целевыми показателями:

Основные целевые показатели муниципальной программы

«Управление муниципальными финансами

города Ханты-Мансийска»

 

№ п/п

Наименование показателей результатов

Ед. изм.

Базовый показатель на начало реализации программы

Значение показателей за 2021 год

Значение показателей за 2022 год

 

 

Процент выполнения плана на отчетную дату

факт

план

факт

1.

Исполнение плана по налоговым и неналоговым доходам, утвержденного решением Думы города Ханты-Мансийска о бюджете города Ханты-Мансийска

%

100,3

100,5

95

106,42

112,02

2.

Исполнение расходных обязательств города Ханты-Мансийска за отчетный финансовый год от бюджетных ассигнований, утвержденных решением Думы города Ханты-Мансийска о бюджете города Ханты-Мансийска

%

99,4

90,8

95

99,31

104,54

3.

Доля главных распорядителей бюджетных средств города Ханты-Мансийска, имеющих итоговую оценку качества финансового менеджмента более 60 баллов

%

100

100

100

100

100

4.

Доля расходов бюджета города Ханты-Мансийска на обслуживание муниципального долга в объеме расходов бюджета города Ханты-Мансийска, за исключением расходов, осуществляемых за счет межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение

%

0,2

0,06

1

0,015

в 67 раз

5.

Уровень открытости показателей бюджетных данных и участия граждан города Ханты-Мансийска в бюджетном процессе

балл

85

100

93

101

108,6

6.

Соблюдение ограничений по предельному размеру резервного фонда, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации

%

100

100

100

100

100

Все установленные на отчетную дату плановые показатели выполнены. Основным целевым показателем муниципальной программы является «Исполнение плана по налоговым и неналоговым доходам, утвержденного решением Думы города Ханты-Мансийска о бюджете города Ханты-Мансийска. Показатель фактически выполнен на 112,02% от установленного планового показателя.

Исполнение расходов по муниципальной программе

«Управление муниципальными финансами города Ханты-Мансийска» за 2022 год

Тыс. рублей

Наименование

2022 год

Уточненный план

Исполнение

% исполнения

Муниципальная программа «Управление муниципальными финансами города Ханты-Мансийска»

134 322,4

131 497,9

97,9%

За счет средств бюджет города

134 322,4

131 497,9

97,9%

Основное мероприятие «Исполнение полномочий и функций финансового органа Администрации города Ханты-Мансийска»

86 453,1

83 928,6

97,1%

Основное мероприятие «Проведение взвешенной долговой политики, надлежащее исполнение обязательств по муниципальным заимствованиям»

76,5

76,5

100,0%

Основное мероприятие «Формирование в бюджете города резервного фонда Администрации города в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации»

300,0

0,0

0%

Основное мероприятие «Обеспечение деятельности Думы города Ханты-Мансийска, Счётной палаты города Ханты-Мансийска»

47 492,8

47 492,8

100,0%

Муниципальная программа является «обеспечивающей», объемы бюджетных ассигнований состоят из объемов бюджетных средств, необходимых для исполнения полномочий и функций финансового органа Администрации города Ханты-Мансийска, обеспечения деятельности Думы города Ханты-Мансийска, Счетной палаты города Ханты-Мансийска, для проведения взвешенной долговой политики, надлежащего исполнения обязательств по муниципальным заимствованиям и формирования в бюджете города Ханты-Мансийска резервного фонда Администрации города         Ханты-Мансийска в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.

Расходы по муниципальной программе исполнены за счет средств местного бюджета в сумме 131 497,9 тыс. рублей, что составляет 97,9% к уточненному плану на 2022 год.

Муниципальная программа включает четыре основных мероприятия.

1.                Первое основное мероприятие: «Исполнение полномочий и функций финансового органа Администрации» при плане 86 453,1 тыс. рублей кассовое исполнение составило 83 928,6 тыс. рублей или 97,1% от годового объема – средства городского бюджета.

Деятельность Департамента управления финансами Администрации города Ханты-Мансийска направлена на решение следующих задач:

- разработку и реализацию единой бюджетной и налоговой политики на территории города Ханты-Мансийска;

- составление проекта бюджета города Ханты-Мансийска;

- организация исполнения бюджета города Ханты-Мансийска;

- развитие и совершенствование бюджетного процесса, совершенствование методов бюджетного планирования;

- организацию и осуществление контрольных функций в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

- организацию и осуществление контрольных функций в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Первостепенной задачей при формировании и исполнении бюджета города Ханты-Мансийска является обеспечение его сбалансированности, достижение которой осуществлялось посредством консервативных подходов к формированию доходов и расходов бюджета, поддержания долговой нагрузки на безопасном уровне.

В процессе работы в 2022 году по формированию проекта бюджета города на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее – 2023 - 2025 годы) разработаны основные направления бюджетной и налоговой политики на 2023 - 2025 годы, утвержденные постановлением Администрации города Ханты-Мансийска от 09.11.2022 №1195. В обсуждении вопросов формирования проекта бюджета города на 2023-2025 годы принимали участие депутаты Думы города Ханты-Мансийска, Счетная плата города Ханты-Мансийска. Проект бюджета обсуждался на Общественном совете при Департаменте управления финансами и получил одобрение членов совета. Ответственными органами местного самоуправления проведены обсуждения проекта по отраслевым направлениям на Общественных, Координационных советах. Проведены публичные слушания проекта бюджета на 2023-2025 годы.

Бюджет города на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 год утверждён Решением Думы города Ханты-Мансийска от 23.12.2021 № 127-VII РД.

Организация исполнения бюджета города Ханты-Мансийска в 2022 году осуществлялась в соответствии с решением Думы города    Ханты-Мансийска от 24 декабря 2021 года № 26-VII РД «О бюджете города       Ханты-Мансийска на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», распоряжением Администрации города Ханты-Мансийска от 09.02.2022 №6-р «О мерах по реализации решения Думы города Ханты-Мансийска «О бюджете города Ханты-Мансийска на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов».

Первоначально утвержденные параметры бюджета города в течение 2022 года были уточнены решениями Думы города Ханты-Мансийска «О внесении изменений в Решение Думы города Ханты-Мансийска от 24 декабря 2021 года № 26-VII РД «О бюджете города Ханты-Мансийска на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» от 15.01.2022 №73-VII РД, от 24.06.2022 №94-VII РД, от 27.12.2022 №137-VII РД, в следствии этого:

доходы бюджета города увеличены на 1 131 553,8 тыс. рублей,

расходы увеличены на 1 079 566,6 тыс. рублей,

дефицит бюджета уменьшен на 51 987,2 тыс. рублей.

Изменение показателей бюджета города Ханты-Мансийска в 2022 году

                                                                                                                                Тыс. рублей

 

Доходы

Расходы

Дефицит (-), профицит (+)

Утверждено решением Думы города Ханты-Мансийска от 24.12.2021 № 26-VII РД

11 061 611,6

11 261 611,6

-200 000,0

Утверждено решением Думы города Ханты-Мансийска от 15.04.2022 № 73-VII РД

11 064 914,0

11 492 372,3

-427 458,3

    изменения (+; -)

+3 302,4

+230 760,7

-227 458,3

Утверждено решением Думы города Ханты-Мансийска от 24.06.2022 № 94-VII РД

12 152 981,0

12 561 737,7

-408 756,7

   изменения (+; -)

+1 088 067,0

+1 069 365,4

+18 701,6

Утверждено решением Думы города Ханты-Мансийска от 27.12.2022 № 137-VII РД

12 193 165,4

12 341 178,2

- 148 012,8

   изменения (+; -)

+40 184,4

-220 559,5

+260 743,9

Общие изменения за год

+1 131 553,8

+1 079 566,6

+51 987,2

Изменения, внесенные в параметры бюджета города обусловлены уточнением объема и состава источников финансирования дефицита бюджета, муниципального долга, корректировкой программы муниципальных гарантий, динамикой исполнения доходов, в том числе в связи с поступлением межбюджетных трансфертов из бюджета автономного округа, и необходимостью финансового обеспечения отдельных расходных обязательств.

Для исполнения бюджетных полномочий Департаментом управления финансами в 2022 году принимались все необходимые меры для обеспечения мобилизации доходов в бюджет города Ханты-Мансийска, проводилась работа по обеспечению качественного администрирования доходных источников, организована работа по информационному взаимодействию с 44 главными администраторами доходов бюджета города Ханты-Мансийска (из них: 19 - органы исполнительной власти Российской Федерации, 16 - органы исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, 9 - органы местного самоуправления города Ханты-Мансийска и органы Администрации города Ханты-Мансийска).

В результате комплекса мер, направленных на мобилизацию поступления доходов в бюджет города Ханты-Мансийска, налоговые доходы поступили в сумме 4 550 474,4 тыс. рублей, что составило 100% от установленного плана, неналоговые доходы поступили в сумме 316 573,2 тыс. рублей, плановые назначения 2022 года выполнены на 103,8%.

В течение 2022 года проводилась работа, направленная на обеспечение организации исполнения бюджета города, повышение эффективности расходов бюджета.

До главных распорядителей средств бюджета города Ханты-Мансийска доведены уведомления о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств на 2022 год и плановый 2023 и 2024 год на основании сводной бюджетной росписи расходов бюджета города          Ханты-Мансийска на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденная директором Департамента управления финансами 27.12.2021 года.

В целях оперативной реализации решений по финансированию первоочередных приоритетных направлений в текущих экономических условиях, включая поддержку экономики и граждан, главными распорядителями бюджетных средств в соответствии с бюджетными полномочиями   принимались решения по перераспределению бюджетных ассигнований и внесению изменений в сводную бюджетную роспись.

По предоставленным главными распорядителями средств заявкам на внесение изменений в сводную бюджетную роспись (с учётом экономических обоснований) выписано 804 уведомления о внесении изменений в сводную бюджетную роспись.

В соответствии с распоряжением Администрации города Ханты-Мансийска от 09.02.2022 №6-р «О мерах по реализации решения Думы города Ханты-Мансийска «О бюджете города Ханты-Мансийска на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» на протяжении года проводились мероприятия по оптимизации расходов бюджета города, в том числе в части осуществления закупочной деятельности муниципальных заказчиков, реализации мероприятий по энергосбережению, привлечению немуниципальных организаций к оказанию муниципальных услуг. В результате проведенных мероприятий достигнут бюджетный эффект в сумме 188 млн рублей. Дополнительный объем средств, полученный в результате реализации мероприятий по росту доходов и оптимизации расходной части бюджета города, направлен на финансирование приоритетных направлений, в том числе на обеспечение доли софинансирования местного бюджета к привлечённому в течение финансового года дополнительному объему субсидий в рамках государственных программ Ханты-Мансийского автономного                  округа – Югры.

Бюджет города Ханты-Мансийска исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов. В 2022 году в соответствии с порядком открытия и ведения лицевых счетов Департаментом управления финансами осуществлялось ведение 193 лицевых счетов, из них 32 лицевых счётов для получателей бюджетных средств, 161 для учета средств муниципальных автономных и бюджетных учреждений.         

         В течение года осуществлялась работа по санкционированию расходов по платежным документам получателей бюджетных средств. Всего за 2022 год принято к оплате 27 200 платежных поручений. По муниципальным бюджетным и автономным учреждениям за 2022 год принято к оплате 77 428 платежных поручений. Сформировано и направлено в Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры 1 184 реестра на доведение денежных средств главным распорядителям бюджетных средств в рамках субсидий из бюджета автономного округа. Поставлено на учет 1 897 бюджетных обязательств по сведениям, представленным получателями бюджетных средств. Обработано и отгружено через Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП) 28 254 платежных документа.

В соответствии с бюджетным законодательством в Думу и Счетную палату города Ханты-Мансийска предоставлялись утвержденные Администрацией города отчеты об исполнении бюджета города за первый квартал, первое полугодие, девять месяцев с приложением пояснительной записки. Месячная и ежеквартальная отчетность об исполнении бюджета города в 2022 году своевременно направлялась в Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Годовая бюджетная отчетность муниципального образования за 2021 год представлена в Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в установленные сроки и в полном объеме. Департаментом управления финансами разработан проект решения Думы города              Ханты-Мансийска «Об отчёте об исполнении бюджета города Ханты-Мансийска за 2021 год», который направлен в Счетную палату города для подготовки заключения и в Думу города для рассмотрения. Решение Думы города Ханты-Мансийска № 74-VII РД «Об отчёте об исполнении бюджета города Ханты-Мансийска за 2021 год» принято 29 апреля 2022 года.

В 2022 году проведена работа по формированию сведений по бюджету города Ханты-Мансийска на Едином портале бюджетной системы Российской федерации «Электронный бюджет».

В части развития государственной информационной системы «Региональный бюджет Югры» Администрацией города Ханты-Мансийска с 01 января 2022 года впервые на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в полном объеме осуществлялся перевод операций по планированию и исполнению городского бюджета на муниципальную платформу в рамках регионального сегмента ГИС «Электронный бюджет» с применением современных Web-технологий. 

Перевод подсистем управления муниципальными финансами на ресурсы ГИС «Региональный   бюджет Югры», организованный и координируемый Департаментом финансов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, позволяет   муниципальному образованию получать экономию на лицензиях и содержании технических ресурсов, обеспечивает возможность работы на базе программного обеспечения, включенного в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Таким образом поддерживается курс по импортозамещению на муниципальном уровне и стандартизируются работы по обеспечению информационной безопасности.

В целях выполнения контрольных функций, возложенных на финансовый орган в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в единой информационной системе закупок Российской Федерации, был осуществлён контроль:

- за соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы-графики, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика в количестве 1 791 документ. Контроль осуществляется в соответствии с частями 5 и 5.1 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

- на непротиворечивость информации подлежащей включению в реестр контрактов условиям контракта (изменениям, внесенным в контракт) в количестве 21 006 документов. Контроль осуществляется в соответствии с подпунктом «б» пункта 14 правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 года №1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну».

В рамках исполнения полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю, контролю в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории города Ханты-Мансийска в 2022 году проведено 15 контрольных мероприятий, общий объем проверенных финансовых средств составил 1 861 246,2 тыс. рублей. В ходе контрольных мероприятий выявлено 192 нарушения действующего законодательства на сумму 67 585,2 тыс. рублей (3,6% от объема проверенных средств), устранено 38 нарушений на сумму 31 603,9 тыс. рублей (46,7% от суммы выявленных нарушений). По остальным нарушениям, носящим неустранимый характер, объектами контроля приняты меры по устранению их причин и условий.

Важнейшей задачей при осуществлении бюджетного процесса в городе Ханты-Мансийске является обеспечение прозрачности, открытости и подотчетности деятельности органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, а также повышение качества их финансового менеджмента, в том числе за счет формирования единого информационного пространства и применения информационных технологий и телекоммуникационных технологий в сфере управления муниципальными финансами.

Для горожан, не обладающих специальными знаниями в финансово-бюджетной сфере, информация размещается в доступной форме в виде информационного материала «Открытый бюджета». В 2022 году количество просмотров жителями города этого раздела составило более двух тысяч. Сформированы брошюры «Бюджет для граждан» по отчёту об исполнении бюджета города за 2021 год и по проекту бюджета города на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.

На Общественный совет при Департаменте управления финансами выносится обсуждение его деятельности, обеспечение учёта общественного мнения, предложений и рекомендаций граждан, принятие решений при реализации Департаментом управления финансами Администрации города Ханты-Мансийска полномочий в области бюджета и финансов. На заседаниях Общественного совета в 2022 году рассматривались вопросы об исполнении бюджета города за 2021 год, отчет о результатах деятельности Департамента финансов за 2021 год, основные характеристики проекта бюджета города на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, работа в области организации закупочной деятельности в муниципальном образовании.

2. Второе основное мероприятие: «Проведение взвешенной долговой политики, надлежащее исполнение обязательств по муниципальным заимствованиям» при плане 76,5 тыс. рублей кассовое исполнение составило 100% от годового объема – средства городского бюджета.

Деятельность Департамента управления финансами в сфере управления муниципальным долгом направлена на обеспечение полного и своевременного исполнения обязательств муниципального образования по муниципальным заимствованиям.

В 2022 году расходы на обслуживание муниципального долга составили 76,5 тыс. рублей (100% от предусмотренных плановых ассигнований). Произведена уплата процентов по бюджетному кредиту, привлечённому для финансирования дефицита бюджета города из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

3. Третье основное мероприятие: «Формирование в бюджете города резервного фонда Администрации города в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации».

Объем средств резервного фонда Администрации города (далее – резервный фонд) утверждается ежегодно Решением Думы города Ханты-Мансийска на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с бюджетным законодательством. Резервный фонд формируется в целях финансового обеспечения непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

К непредвиденным расходам относятся расходы, носящие случайный характер, возникновение потребности в которых нельзя было предусмотреть заранее в силу обстоятельств объективного характера и которые не могли быть учтены при формировании расходов бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период и не могут быть отложены на очередной финансовый год.

Порядок использования средств резервного фонда утвержден постановлением Администрации города Ханты-Мансийска от 13.04.2020 № 418 с изменениями, внесенными постановлением Администрации города Ханты-Мансийска от 23.11.2022 г № 1241 (далее – Порядок).

В соответствии Порядком на основании решения оперативного штаба по организации и проведению мероприятий в области мобилизации на территории города Ханты-Мансийска в период мобилизации от 28.09.2022 года за счет средств резервного фонда муниципальным казенным учреждением «Служба социальной поддержки населения» осуществлены единовременные выплаты гражданам, призванным на военную службу по мобилизации в Вооруженные силы Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2022 №647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» в рамках реализации муниципальной программы «Развитие гражданского общества в городе Ханты-Мансийске».

4. Четвертое основное мероприятие: «Обеспечение деятельности Думы города Ханты-Мансийска, Счетной палаты города Ханты-Мансийска».

   В 2022 году учреждена Счетная палата города Ханты-Мансийска с правами юридического лица в форме муниципального казенного учреждения в соответствии с Решением Думы города Ханты-Мансийска от 25.02.2022 № 58 -VII РД «О Счетной палате города Ханты-Мансийска».

По мероприятию муниципальной программы отражены расходы, направленные на обеспечение выполнения функций и полномочий Думы города Ханты-Мансийска и Счетной палаты города Ханты-Мансийска наделённых статусом юридических лиц. В 2022 году материально-техническое обеспечение при плане 47 492,8 тыс. рублей городского бюджета исполнено на 100%.

По итогам деятельности в сфере управления муниципальными финансами по оценке Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры город Ханты-Мансийск сохраняет высокий уровень управления муниципальными финансами.

За качество организации и осуществления бюджетного процесса в 2021 году муниципальное образование отмечено грантом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, предоставленным городу в 2022 году в сумме 7 292,0 тыс. рублей.

За достижение роста налогового потенциала и качество планирования доходов местных бюджетов городу предоставлена поощрительная дотация в сумме 4 515,9 тыс. рублей.

Деятельность Администрации города Ханты-Мансийска традиционно получает высокую оценку Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в 2022 года в бюджет города Ханты-Мансийска поступил грант в форме дотации в сумме 48 123,3 тыс. рублей за достижение наилучших показателей значений показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления.

Департамент управления финансами Администрации города          Ханты-Мансийска продолжит участие в конкурсах в области финансов, организации и осуществления бюджетного процесса, проводимых как на региональном, так и на федеральном уровнях, в 2023 году.