VK547

«Доброта! А строгости – в меру!». Рассказ о школьном учителе, который сегодня учит внуков своих учеников

20.02.2020 14:59
«Доброта! А строгости – в меру!». Рассказ о школьном учителе, который сегодня учит внуков своих учеников

О людях этой профессии сказано много, а не сказано еще больше. О мудрости учителей, их ответственности, доброте написаны тысячи сочинений, очерков, книг. И все же во всем мире о них не прекращают говорить, восхищаться ими, рассуждать о них. Сегодня наш обыкновенный герой – это школьный учитель.

Первая учительница – главный пример

41 год своей жизни Ольга Водяных посвятила преподавательской деятельности. Сейчас она – учитель истории и обществознания в восьмой школе.

Стать учителем Ольга Ивановна мечтала с детства. В 1978 году ее мечта осуществилась.

– Примером в выборе профессии послужила моя первая учительница, Зоя Петровна Мальцева. Она для меня – образец как профессионала, так и человека, – рассказал педагог. – С ней мы много лет общались и после школы. К Зое Петровне можно было в любой момент обратиться за советом. Мы с одноклассниками часто приезжали к ней в гости и сохранили очень близкие отношения.

Ольга Водяных окончила школу в Тюмени, там же отучилась в педагогическом училище на отделении физического воспитания. По распределению приехала работать в Ханты-Мансийск и 17 лет преподавала физкультуру.

Молодой педагог Ольга Водяных была и спортивным судьей. Редко, когда городские соревнования по баскетболу проходили без ее судейства. В копилке Ольги Ивановны есть призы «Пионерской правды» и «Большой Тюменской нефти».

Еще со школьной скамьи Ольгу интересовала история, поэтому девушка поступила в Тобольский педагогический институт на заочное отделение по специальности «учитель истории и обществознания» и окончила его в 1990 году. После этого педагогическая деятельность была связана с историей и общество­знанием.

Без доброты никак

Ученики Ольги Ивановны неоднократно побеждали в городских олимпиадах. За последние два года ее подопечные становились призерами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории.

Несколько лет педагог является руководителем школьного правового клуба «Фемида». В 2019 году команда 8-х и 9-х классов под ее руководством заняла первое место в городской интеллектуально-правовой игре «Ты и закон».

В общем, за плечами Ольги Ивановны богатый педагогический опыт. Годы работы в школе повлияли и на саму учительницу.

– Да, выработались привычки. И главная – это чувство ответственности. Здоров ты или болен, а к уроку всегда нужно готовиться заранее, найти дополнительный материал, нужную литературу. Конечно, необходима доброта по отношению к детям, без нее никак, ведь ученики все чувствуют. Строгости должно быть в меру, – отметила Ольга Водяных.

«Не люблю обременять людей»

О занятости учителей рассказывать не приходится: подготовка к урокам, проверка тетрадей и контрольных работ, консультации, а еще к этому добавляются различные школьные и внешкольные мероприятия, классные собрания. Времени свободного мало. Но, как говорит Ольга Ивановна, сейчас ее собственные дети уже взрослые, поэтому стало полегче.

– Помимо самих уроков я занимаюсь составлением расписания. Почти всегда в 7:15 уже на работе и до 19:00, пока смена не закончится. Иногда могу прийти пораньше. Бывает, что звонит коллега в шесть утра и говорит, что уходит на больничный, а у него, например, шесть уроков по расписанию. И тогда я прихожу в 6:30, распределяю уроки коллеги, – поделилась учительница.

Говоря о занятости, стоит добавить, что Ольга Водяных еще и классный руководитель пятиклашек. Когда школьники переходят из начальной школы в пятый класс, для них многое меняется. Адаптироваться в новых условиях им помогает классный руководитель.

– У детей был один учитель, сейчас их несколько, уроки проходят в разных кабинетах, это немного дезорганизует, они могут что-то не выполнить, не услышать. На самом деле, так почти всегда бывает, но со временем ситуация выравнивается. Мы проводим работу с родителями, учителями, с детьми регулярно работает психолог, – пояснила Ольга Ивановна.

Гаджетов больше – знаний меньше

Имея многолетний опыт, педагог может сравнить разные поколения учеников. Отличие нынешнего поколения молодежи – обилие гаджетов.

– Действительно, вокруг много разговоров и споров по поводу Интернета и телефонов. С одной стороны, дети посредством сети могут быстрее найти нужную информацию, к ЕГЭ подготовиться, к олимпиаде, – подчеркнула Ольга Ивановна. – С другой стороны, в век технологического прорыва многие ученики не умеют ориентироваться в биб­лиотеке, теряются среди множества книг. К сожалению, порой школьники действуют по принципу: «Лишь бы скачать информацию, распечатать, отдать учителю и забыть». Это очень большой минус. Иногда на уроке даже правильно текст прочитать не могут.

Огромной проблемой для процесса обучения стали и мобильные телефоны, которыми дети пользуются прямо на уроках. Это не только отвлекает самого ученика, но и создает неудобства педагогу. Оно и понятно – ты, скажем, объясняешь новую тему, стараешься как можно доходчивее донести материал и вдруг натыкаешься на отсутствующий взгляд… В результате у ребенка провал в знаниях, а у учителя неприятный осадок от напрасных усилий.

– Я запрещаю пользоваться телефонами в школе, но ведь не каждый соглашается. Считаю, что родители должны объяснять детям, что во время урока пользоваться телефоном нельзя. Мой внук не носит с собой в школу телефон, и ничего, все нормально, – подчеркнула педагог.

Ну что, бомонд?

Кстати, так получилось, что внук Ольги Ивановны Вячеслав учится в ее классе. Но это нисколько не меняет положения дел. То есть в школе не бабушка, а Ольга Ивановна, и никаких поблажек.

– Я никогда не спрашиваю: «Расскажи, что в классе происходит?». Если захочет - сам говорит. Единственное преимущество: я могу дома больше с ним разговаривать, объяснять что-то. В остальном он наравне с другими школьниками, – рассказала учительница.

Всех учеников Ольги Ивановны за 41 год работы невозможно сосчитать, их сотни! Каждый со своим характером, темпераментом. На вопрос, легко ли справляться с большим детским коллективом, педагог не смогла ответить однозначно:

– Я не знаю, как это объяснить. Я люблю свою работу и стараюсь выполнять ее на совесть.

Да, и слезы были, и хотела уйти из школы. Но вовремя коллеги останавливали, – поделилась учительница. – Все же нравится мне общение с детьми и с коллегами. У них, кстати, можно многому научиться. Хоть и стаж у меня большой, но все меняется, привносится новое, делимся друг с другом опытом, идеями.

С детьми у Ольги Ивановны связано много воспоминаний. Например, она с улыбкой рассказала случай, который произошел много лет назад:

– Однажды пришли ко мне ученики и пожаловались на учителя по русскому языку: «Ольга Ивановна, она нас обзывает! Бомондом назвала!». До сих пор с ними вспоминаем этот случай и смеемся. Иногда так обращаюсь к ним: «Ну что, бомонд, рассказывайте, где вы, как вы?».

Личный психолог – это везение

Главной поддержкой педагог называет свою семью. Две взрослые дочери работают. Старшая – Дарья – трудится медицинским психологом. Младшая – Валентина – лингвист-переводчик. А еще есть внук и внучка, которые очень любят приходить в гости к бабушке, оставаться у нее с ночевкой.

Кстати, Ольга Ивановна не скрывает, что общение с Дарьей как с психологом очень помогает в работе:

– Я бы сказала, что у меня есть личный психолог, и мне в этом очень повезло. Мы часто с ней разговариваем, разбираем разные ситуации.

Я со своей стороны объясняю что-то, а она – со своей. В моей работе такие беседы помогают морально разгрузиться, выговориться.

Город стал другим, а любовь к нему прежняя

Свободное время Ольга Ивановна старается проводить активно: посещает бассейн, иногда занимается скандинавской ходьбой и просто прогуливается по городу.

– Я люблю Ханты-Мансийск. Тихий, спокойный, уютный город. Конечно, он очень поменялся по сравнению, например, с тем, что было 30 лет назад. И я не хочу сказать, что он стал хуже или лучше. Он просто стал другим. А былые времена вспоминаю с теплотой, помню старые кинотеатры, деревянные здания. Любовь к городу осталась прежней, – сказала Ольга Водяных.

А еще она очень любит читать. Советует главным образом читать классиков, но и к современной литературе тоже обращаться.

– «Молодая гвардия», «Война и мир», произведения Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Федора Достоевского обязательны к прочтению, – считает педагог. – Кстати, у меня дочь второй раз читала «Преступление и наказание», будучи взрослой, и восприняла роман уже по-другому. Поэтому иногда стоит перечитывать некоторые книги. Я люблю читать фантастику, а также с удовольствием фильмы фантастические смотрю. Таким образом, отвлекаюсь от дел.

Сегодня двое бывших выпускников Ольги Ивановны стали директорами школ Ханты-Мансийска, трое работают заместителями директоров образовательных организаций, более десяти - учителями. А еще педагог учит внуков своих первых выпускников, которые с радостью вверяют ребятишек в ее руки.


Источник: Городской информационный центр
ВКонтакт Яндекс Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку