Вопрос на засыпку: какое место для жительства может выбрать сильный человек по фамилии Мамонтов? Ну, конечно, Ханты-Мансийск, который называют «городом мамонтов»… Знакомьтесь, герой рубрики «Спасибо за город» – Владимир Мамонтов, педагог, заместитель начальника штаба Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического движения «Юнармия» столицы Югры, победитель и призер профессиональных конкурсов городского и регионального уровней, в том числе и «Педагог года».
О картошке, ракетах и спорте
Родился Владимир в Омской области, в огромной и дружной крестьянской семье. Шутка ли, тринадцатый ребенок! Мама всю жизнь трудилась дояркой, папа – трактористом, поэтому основные воспитательные функции по отношению к младшему лежали на плечах старших братьев и сестер.
В 90-е годы в глубинке жили трудно, вспоминает Владимир:
– Мы, конечно, не голодали, но и хлеб не всегда покупали, чаще всего ели драники. Картошки наша семья на огороде в сорок соток выкапывала по три тракторные тележки… Но, спасибо родителям, всех нас вырастили и дали хорошее образование – в семье выросли три врача и шесть педагогов!
После школы молодой крепкий парень, обожавший спорт во всех его проявлениях, закончил колледж, получив специальность преподавателя физкультуры. Правда, о педагогическом поприще не думал, собирался работать тренером по волейболу. Свои коррективы внесла доблестная российская армия…
Попал служить Владимир под легендарный Капустин Яр, в ракетные войска стратегического назначения. После «учебки» был назначен на должность заместителя начальника части по физподготовке. Именно тогда, когда Мамонтов подтягивал сослуживцев по «физо», пришло понимание, что к службе в армии надо начинать готовить еще с «младых лет»:
– Поначалу было смешно и непонятно, почему некоторые парни не могут выполнить самые простые упражнения – мне-то легко! Потом понял, что просто в свое время на их пути не оказалось хорошего учителя.
А мы пойдем на Север!
После армии Владимир женился и стал работать в родных краях тренером по волейболу. И с течением времени пришло осознание того, что уровень спортивной подготовки молодежи зависит не только от желания и таланта, но и от самого тривиального фактора – наличия денежных средств.
– Финансирование у нас было слабое, нередко спортинвентарь приходилось покупать на призовые деньги, полученные командой на соревнованиях, вкладывал и свои собственные. Долго верил обещаниям строительства нового спортзала, пока не понял, что они навсегда останутся просто обещаниями. Нельзя такими способами развивать спорт!
К тому же после рождения второго ребенка почувствовал, что молодой семье катастрофически не хватает средств на покупку самых элементарных вещей.
– Слышал от знакомых, что на Севере все обстоит совершенно иначе, вот и решил разослать резюме по школам. Почему именно Ханты-Мансийск? Еще в детстве впервые услышал это название, звучавшее как-то «сказочно», стало интересно – а какой он наяву?
В 2016 году ему предложили занять вакансию преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности и педагога дополнительного образования в школе №6. А когда Мамонтов увидел спортзал и познакомился с материально-техническим обеспечением, то все сомнения отпали сразу. То, что он много лет просил для детей в Омске, в этой обычной ханты-мансийской школе уже давно имелось.
– Простой пример: здесь я одновременно могу выложить ученикам в классе 16 автоматов для сборки-разборки, а в Омске – лишь один. Здесь есть три робота-тренажера для обучения по оказанию первой помощи, а там не было ни одного…
Потому что интересно!
Так он стал вести ОБЖ у старшеклассников, дополнительно курс «Патриот Отечества», с огромным желанием и энтузиазмом принялся готовить детей к различного рода соревнованиям.
Результаты не заставили себя ждать. Например, прежде школа отставала в вопросах допризывной подготовки, а уже через год, в 2017-м, заняла по этому направлению первое место в городе. Молодого педагога заметили, а его труд оценили.
Да и сам он просто-напросто не умеет сидеть на месте, его неуемная энергия заставляет браться за различные начинания. Только в конкурсе профессионального мастерства «Педагог года» он уже трижды принимал участие и в одной из номинаций занял второе место по округу.
– Интересным показалась конкурсное задание – необходимо было за один урок научить детей из «чужого» класса маршировать и спеть песню, – улыбается учитель. – И у меня получилось!
Вообще, в разговоре он очень часто употребляет это слово – «интересно». Любая сложная или новая задача, непреодолимая для многих людей, превращается для него в способ доказать собственную силу, находчивость, целеустремленность. Поэтому Владимира можно часто встретить не только в школе или спортзале, но и в Рунете.
А как иначе? Цифровой век, приходится ему соответствовать. Поэтому педагог завел аккаунты в соцсетях, посредством которых тоже ведет образовательный процесс – особенно сейчас, в период самоизоляции. А в 2017 году открыл свой личный сайт мамонтхм.рф – интересно же!
Памяти предков – достойны!
Еще одним любимым занятием Мамонтова является участие в работе «Юнармии».
– Наша основная задача – подготовка юношей к службе в армии. Поэтому мы организуем занятия по строевой подготовке, стрельбе, основам рукопашного боя и т.д. В прошлом году летом я был руководителем одной из смен палаточного лагеря, организованного совместно с сотрудниками МЧС. Дети у нас учились тушить возгорания, надевать боевую одежду пожарных, оказывать первую помощь и многому другому. Активно внедряли не только развлекательный, но и образовательный компонент. А в День Победы моя основная роль – организация «юнармейской коробки» и «поста номер один» на параде.
Период самоизоляции внес негативные коррективы во все сферы жизни, но, по мнению собеседника, в то же время дал новый импульс развитию многих добрых начинаний:
– И педагоги, и ученики, и родители сейчас активно формируют онлайн «Бессмертный полк». Благодаря этому появилась возможность ознакомиться с биографиями родственников других людей. Когда сам идешь в составе «Полка», то чаще всего нет возможности внимательно прочитать надписи на портретах. А ведь иногда выявляются интересные совпадения в боевых путях ветеранов.
Мы с тобой – одной крови!
В прошлом году в школе №6 случилось примечательное событие: одиннадцатиклассники попросили Мамонтова стать их классным руководителем. Тот подумал и выдвинул единственное условие: соглашусь, если за такое предложение единогласно проголосует весь класс. Надо ли говорить, что весь учебный год Владимиру пришлось выполнять функции классного руководителя.
– С детьми общаться легко. Я могу говорить на их языке. Иногда они рассказывают мне то, чем побоятся или постесняются поделиться с родителями, – объясняет педагог. – И с трудными детьми нравится общаться больше. Может быть, таким образом я исправляю какие-то ошибки своей юности?
Безоговорочным авторитетом Владимир является не только для учеников, но и для собственных сыновей – пяти и семи лет.
– Их любимый мультик – про «десантника Степочкина». А любимое занятие – надеть военную форму и бодро маршировать по квартире, – с нескрываемым восхищением в голосе говорит отец.
Мамонтов все старается показывать на личном примере. Ему мало прочитать ученикам текст или показать ролик, а если уж показывать, то только с собой в главной роли. Смотрите, я – могу! Значит, и вы тоже можете!
Подкупает такая его потребность всегда и все делать самому. Скажем, братья-сестры предлагают купить маме готовых дров на зиму, а Владимир говорит категорическое «нет»:
– Зачем? Я в отпуске, сам и напилю, и привезу, и расколю. И вдобавок получу от этого большое удовольствие…
Источник: Городской информационный центр