Как складываются взаимоотношения в подростковой среде? Чем опасна жизнь ребенка в «сети»? Легко ли быть молодым? На эти и другие вопросы отвечает героиня рубрики «Спасибо за город», педагог-психолог МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» №4 Екатерина Верещагина.
- Что послужило причиной выбора вами столь непростой профессии?
- Когда после окончания школы пришла пора определять свой дальнейший жизненный путь, меня привлекла психология. На тот момент это была новая, быстро развивающаяся специальность, по которой можно было трудоустроиться в различных сферах. Поэтому я и поступила в Курганский госуниверситет по этому направлению. А в 2008 году, после получения диплома, приехала в Ханты-Мансийск.
- Вас не напугал переезд в далекий северный город?
- Честно скажу, что долго здесь адаптировалась. Непривычным показались условия жизни в небольшом городке, где достаточно сложно было найти работу. На протяжении нескольких лет порой возникали сомнения, но «где сел, там и остановка». Сейчас мне здесь очень комфортно живется, все нравится, и со временем я полюбила то, чего раньше не принимала. Здесь высокое качество обслуживания, все находится рядом, в зоне доступности, поэтому жить в Ханты-Мансийске приятно и легко.
Поначалу я устроилась во вторую школу и проработала там десять лет, а в 2018-м году перешла в четвертую.
- Что бы вы назвали своей основной задачей как педагога-психолога?
- Я работаю с подростками с восьмого по одиннадцатый классы. Основная задача – психолого-педагогическое сопровождение всех ребятишек, а особое внимание уделяю отдельной категории детей с ограниченными возможностями здоровья, с различными особенностями развития. Я занимаюсь с ними как индивидуально, так и в составе группы.
Нередко школьники, у которых возникают какие-то проблемы «от сложностей в учебной деятельности до семейных конфликтов и взаимоотношений со сверстниками», приходят на беседу сами. Впрочем, таких детей, кто в дальнейшем обратится ко мне за профессиональной помощью, я замечаю среди сверстников еще в начале учебного года. Их выдает внешность, поведение, даже особый взгляд.
- Взрослые всегда склонны упрекать молодое поколение, мол, «…были люди в наше время». А на ваш взгляд, чем отличается современная молодежь?
- Конечно, дети меняются, становятся более продвинутыми, целеустремленными, технологичными, этакие «дети индиго». Они стремятся взять от жизни все, пробуют и рискуют. Но по-прежнему остаются хорошими!
- Какие проблемы и опасные увлечения подростков сегодня больше всего волнуют психологов?
- Проблемы всегда были и будут. Вспомните опасения общественности по поводу появления в подростковой среде таких субкультур и массовых увлечений, как эмо, гопники, готы, скинхеды, АУЕ и так далее. Все зависит от уровня воспитания, семейных ценностей. Проблемы рождаются внутри семьи, потом уже сказывается влияние окружения, сверстников.
Если говорить о массовых увлечениях, то сегодняшних подростков я бы назвала «поколением тиктокеров». Львиную долю своего времени они проводят не в реальной жизни, а в сети, стремятся именно там показать себя, что иногда переходит границы нормы.
Я уже давно изучаю проблемы влияния Интернета на личность ребенка, и уже несколько лет выступаю с докладами на общегородских родительских собраниях по вопросам информационной безопасности.
- Насколько распространено среди наших школьников такое явление, как буллинг - агрессивное преследование одного из членов коллектива?
- К счастью, его проявления встречаются нечасто, больше всего среди школьников пятого-седьмого классов. Это объяснимо: подростки начинают взрослеть, у некоторых появляется тяга к лидерству. А если их самовыражение по каким-то причинам не может найти положительного проявления, тогда и рождается буллинг. Впрочем, мы достаточно успешно пресекаем все подобные факты, собираем микрогруппу, выясняем причины, помогаем разобраться – и конфликты быстро прекращаются. Задача психолога – направить энергию человека в правильное русло, предложить ему варианты, куда двигаться.
- Всегда ли просто складываются ваши отношения с родителями детей?
- Конечно, встречаются родители, которые обладают собственным мнением и порой достаточно критически относятся к работе психолога. Но когда спустя время они видят конечный результат, то их отношение в корне меняется. Более того, родители нередко приходят ко мне на консультации по собственной инициативе, причем, просят «не говорить об этом моему ребенку».
- И с какого рода проблемами обращаются?
- Самыми разными: нарушением детско-родительских отношений, отсутствием взаимопонимания в семье, опасениями по поводу эмоционального состояния ребенка, трудностями в освоении им школьной программы. Вместе мы находим выход.
- Что является результатом вашей работы?
- Если говорить о том, что можно измерить… Наверное, когда ребенка переводят на обычную общеобразовательную программу, это и является одним из таких результатов. Или когда в конце цикла занятий дети становятся другими – общительными и открытыми, когда случайно столкнувшись на улице, приветливо здороваются и улыбаются…
- А могли бы назвать примеры, которые можно считать вашей профессиональной победой?
- Победой? Сложный вопрос… Пожалуй, когда удается преодолеть суицидальные проявления у ребенка. Конечно, чаще всего они носят демонстративный характер и являются призывом о помощи, криком о наличии проблем, с которыми подросток не может справиться самостоятельно. В позапрошлом году я много работала с девочкой-старшеклассницей, у которой были такие проявления. И в конце концов нам удалось преодолеть все ее внутренние барьеры. Сейчас она окончила школу, нашла хорошую работу, при наших случайных встречах улыбается. Наверное, в этом и заключается настоящая победа психолога – когда дети становятся счастливыми и успешными.
- А как психолог Екатерина Юрьевна проводит свое собственное свободное время? Чем увлекается?
- Как раз свободного времени у меня остается мало. Могу повышивать, заняться алмазной мозаикой. Наверное, в этом проявляется мой нереализованный талант рисования. Нравится находиться за рулем, увлекает дальняя дорога, позволяет получить психологическую разгрузку.
- Может быть, у вас существуют и планы уехать из Ханты-Мансийска?
- Ну, разве что тогда, когда вырастет - и если захочет! - куда-нибудь переехать мой сын Иван. Пока он только учится в первом классе – конечно, нашей четвертой школы. Я люблю свою работу, люблю детей, мне здесь есть к чему стремиться.
- А есть ли у вас любимое место в нашем городе?
- Пожалуй, это лесная дорожка из Археопарка до Биатлонного центра. Туда меня тянет в любое время года…
Автор: Андрей Рябов
Источник: Общественно-политическая газета "Самарово-Ханты-Мансийск"