Не за горами весна – горячее время для выпускников и абитуриентов, пора волнений, тревог и надежд. О том, как помочь вчерашнему школьнику выбрать правильный жизненный путь, знает все героиня рубрики «Спасибо за город», учитель технологии МБОУ «Центр образования «Школа-сад №7» Надежда Петровна Простакишина.
Интерес к швейному делу - с детства
Разные пути приводили людей на югорскую землю, многие из них были усеянными шипами, и уж точно все оказались нелегкими. В судьбе родителей нашей героини, как в зеркале, отразилась судьба целого поколения.
- Мама моя была ссыльной, родом из Западной Украины, папа – местный, из деревни Мануйлово, - рассказывает Надежда Петровна. – Здесь они и познакомились, сыграли свадьбу. Папа всю жизнь трудился бригадиром рыбоучастка, а мама - простой рабочей. Сельсовет тогда находился в Базьянах, поэтому по свидетельству о рождении я появилась на свет именно там. А школу закончила в Нялино.
Преподаватель Татьяна Константиновна Аникеева – она сейчас живет в Краснодарском крае – на уроках труда заронила в душу девочки интерес к швейному ремеслу. Поэтому после окончания школы она поступила в тюменское училище учиться на портного по пошиву женской и детской одежды. Вспоминает наша героиня о тех временах с большой ностальгией:
- В 1982 году по распределению я попала в Ханты-Мансийск, в ателье №1. Но по своему профилю работать не довелось, потому что начальник горбытуправления Екатерина Васильевна Гисс почти сразу отправила меня учиться на закройщика. В этом качестве я и работала до ухода в декретный отпуск.
А после возвращения на производство судьба Надежды Петровны делает крутой вираж. В учебно-производственном комбинате, где старшеклассники изучали азы будущих профессий, как раз открыли новый профиль - «швея». В УПК тогда обучали исключительно практики, мастера с производства, и к подбору будущих преподавателей относились весьма серьезно:
- В конце концов мою кандидатуру утвердили, и в 1986 году я согласилась стать мастером производственного обучения. И тридцать лет там проработала. Позже в УПК открыли профиль «гостиничный сервис», который мне предложили вести. Специальность пользовалась спросом, классы были переполнены, практику подростки проходили и в гостиницах, и в ресторанах. Удивляло, что очень много шло на этот профиль мальчиков.
Важно сформировать правильное отношение
Удивительно, но спустя столько лет, отданных учебно-производственному комбинату, наша героиня вдруг решила круто изменить свою судьбу. Некоторое время она трудилась воспитателем в физико-математическом лицее, о чем у Надежды Простакишиной остались светлые воспоминания:
- Работа оказалась интересной, дети в массе своей - одаренными и мотивированными на успех, но вскоре я поняла, что хочу руководить именно учебным процессом. И с 2018 года перешла в только что открывшуюся седьмую школу. Сегодня для школьников с пятого по восьмой классы преподаю технологию, а у десятиклассников веду профориентационную работу, знакомлю с разными производственными процессами.
Через год Надежда Петровна, педагог высшей квалификационной категории, стала председателем первичной профсоюзной организации МБОУ ЦО «Школа-сад №7», она неоднократно награждена Благодарственными письмами и Почетными грамотами, в том числе и Министерства образования и науки, имеет звание «Ветеран труда».
Рассказ о своей работе собеседница начинает с профориентации, которую видит одним из важнейших направлений деятельности образовательного учреждения.
- Важно сформировать правильное отношение ребенка к своей будущей профессии, объяснить, что не бывает специальностей без плюсов и минусов - нужно просто научиться их преодолевать и находить золотую середину. Дети не должны видеть одну только «конфетку», - считает педагог. – Стараюсь донести до каждого, что при выборе своей будущей профессии важно понять, насколько она востребована на рынке услуг.
По словам Надежды Петровны, основная задача школы в профориентационной работе – ознакомить ребенка с основными возможными направлениями последующего трудоустройства, смотивировать, обучить компетенциям:
- Правильный выбор профессии делает людей счастливыми и успешными, а диплом не обещает рабочего места, но ведет к нему. Школа дает возможность получить полную информацию по этому направлению.
На уроках технологии у педагога занимаются в основном девочки, изучают информатику, финансовую грамотность, основы животноводства и растениеводства, техносферу, кулинарию и декоративно-прикладное искусство.
- В отличие от уроков труда, которые были в старой советской школе, сейчас много теории. Таким образом, подростки учатся виртуально мыслить, развивают инженерное мышление, - считает собеседница. – Не всегда правилен принцип «делай как я», важнее узнать у детей, как они думают. Именно поэтому у нас существует большой раздел робототехники, проектной, научно-исследовательской деятельности, конструирования, моделирования.
О детях, коллегах и правильной мотивации
С большим уважением наша героиня говорит о своих юных воспитанниках:
- Сегодняшнее поколение – это прежде всего мыслящие дети. Они совсем другие – знают гораздо больше, чем их родители. В отличие от нас, сейчас большинство десятиклассников уже хорошо осознает, куда в дальнейшем пойдет после окончания школы. Это поколение более ориентировано и подготовлено к взрослой жизни. И это правильно, дети не должны учиться на ошибках своих родителей.
Надежда Петровна убеждена, что успеха можно достичь, только объединив усилия, потому что «мы все в одной упряжке – родители, дети, педагоги». И немаловажным фактором успешного достижения цели считает мотивацию.
- Странно однажды было услышать от коллеги, что она приехала сюда «заработать денег». Неправильно это, не по-нашему, финансовая составляющая не должна быть ключевой. Огорчаюсь, когда слышу, что кто-то меняет профессию из-за заработка. Человек должен расти, совершенствоваться, удовлетворять свои внутренние духовные потребности.
Собеседница искренне считает, что ей повезло с местом работы:
- Я по-настоящему люблю свой родной коллектив, действительно являющийся большой семьей. И в этом немаловажная заслуга принадлежит нашему директору Ксении Геннадьевне Букреневой, у которой я учусь прежде всего профессионализму и внимательному отношению к людям.
«Жизнь у меня насыщенная!»
Дочь и двое сыновей нашей героини давно встали на ноги, у каждого свои семьи, хорошая работа, успешная карьера. Подрастает внук – пока только один. Муж Александр - ихтиолог, работал в СибНИИРХ, год назад вышел на заслуженный отдых и свою профессию сделал увлечением.
А сама Надежда Петровна своим хобби называет туризм, путешествия, стремление посмотреть мир. Больше всего ей нравится посещать Швейцарию, Австрию, Германию, но жить хочет только в России. И если бы довелось начать свой путь с «чистого листа», то мечтала бы стать гидом-переводчиком, ведь у этой профессии и педагога много общего.
У Простакишиных есть две дачи – одна «для огорода, где хозяйничает муж», а вторая - для отдыха с лужайкой и мангалом.
- Я очень люблю природу, которая является для меня воплощением силы. Даже разговариваю с деревьями! - признается собеседница. - Чтобы обрести независимость, я специально купила себе машину, на которой езжу по грибы-ягоды. В природе я наполняю себя эмоциями. И вообще, жизнь у меня насыщенная!
В разговоре Надежда Петровна очень часто употребляет слово «любовь» применительно к профессии, школе, коллективу и нашему городу:
- В Ханты-Мансийске можно дышать полной грудью. И совсем не хочется переезжать в теплые края!
Автор: Андрей Рябов
Источник: Общественно-политическая газета "Самарово-Ханты-Мансийск"