- Появилась на свет я в поселке Кедровый Ханты-Мансийского района. В 50-е годы родители приехали из Кировской области «по вербовке» – так тогда говорили. Отец работал на лесозаготовках, мама - шкипером, суда принимала.
После школы я трудилась на различных должностях, например, пекарем. Вышла замуж. В 1998 году, когда леспромхозы развалились, мы переехали в Ханты-Мансийск, купили домик. Первое время тоже бралась за любую работу, даже полы мыла. А в 1999 году пришла в «Горэлектросети», где коллектив тогда только формировался. Взяли меня контролером – чтобы ходить по участкам, собирать показания, выявлять хищения электроэнергии. Всякое случалось: и собаки бросались, и с наркоманами инциденты были.
Потом перевели оператором - мы вносили данные в базу, вручную делали разноску платежей по потребителям. В 2007 году перешла в отдел по юридическим лицам, а в 2018-м назначили начальником отдела по работе с физическими лицами.
С какого рода трудностями чаще всего приходится сталкиваться на рабочем месте?
- С потребителями всегда сложно общаться. У всех свои представления, привычки, характер, поэтому, бывает, и благодарят нас за помощь, и ругают. Особенно в последнее время появилось много озлобленных граждан, выплескивающих свой негатив на окружающих.
Сказались последствия пандемии?
- Конечно. Появилось много закредитованных людей, платежеспособность которых упала, и они не могут свести концы с концами. Кстати, за весь прошлый год мы закрывались лишь единожды, когда полностью обрабатывали здание. Многие наши работники переболели, сама я слегла с двусторонней пневмонией, но – тьфу-тьфу! – выкарабкалась.
Как земляки переходят в категорию злостных неплательщиков и как с этим явлением бороться?
- Причины могут быть самыми различными. Это, например, семейные драмы, разводы, когда супруги делят имущество, в том числе и обязанности по платежам за «коммуналку», и бывшие сироты, которым дали жилье, но не научили его оплачивать. Есть среди должников и люди с достатком, которые утверждают, что им якобы просто удобно платить раз в год.
В любом случае приходится с ними работать – вызванивать, предупреждать. У нас два человека работают с должниками. Отключаем злостных неплательщиков - после двух неоплаченных периодов, на двадцать первый день после предупреждения вводим ограничения подачи электроэнергии. Чаще всего после этого они сразу бегут в кассу, и деньги находят.
Мы действуем строго в рамках законодательства и всегда идем навстречу гражданам. Мы ориентированы разбираться даже с самыми сложными ситуациями, плотно взаимодействуем в этом направлении с социальными службами.
Есть категории населения, с которыми возникает меньше проблем?
- Пенсионеры гораздо более дисциплинированы. Зато молодое поколение более «продвинуто», а потому сокращает время на операции с передачей показаний и оплатой. Все эти действия можно совершить онлайн - посредством личного кабинета, мобильного приложения, и никуда самому не ходить. Удаленно можно подать и заявки на заключение договоров.
А вот контролерам не ходить по потребителям невозможно. Не все жители понимают, как учитывать показания двухтарифных счетчиков, нередко ошибаются, и разночтения может выявить только контролер. Бывает, некоторые граждане специально занижают показатели. Сверка требуется, если, например, из-за морозов возникают неполадки с автоматической системой приборов учета. Все вопросы решаем своевременно.
Сколько специалистов трудится в вашем отделе? Велика ли текучесть кадров?
- В подчинении у меня работает двадцать один человек. Текучка незначительна. В прошлом году двух коллег проводили на пенсию и взяли трех молодых. Сейчас они пытаются освоить азы профессии, вскоре им предстоит сдавать экзамены по электробезопасности.
В целом у нас коллектив сплоченный, всегда приходят на помощь друг другу, выручают в сложных ситуациях. Могу назвать имена лучших – это Наталья Александровна Комарова, Надежда Николаевна Ушакова, Татьяна Леонидовна Машина, Елена Семеновна Сапожникова. Кстати, много лет мы часто и успешно принимали участие в спартакиадах между муниципальными предприятиями города. Раньше соревновались по лыжам и волейболу.
Интересно, как вы могли бы охарактеризовать саму себя, вы суровый начальник?
- Сложный вопрос… Может, и суровый, но справедливый.
(В этот момент в наш разговор вклинились коллеги, наперебой принявшиеся награждать Надежду Вилорьевну разными эпитетами: «Знающая!», «Требовательная!», «Добрая!», «Настойчивая!», «Хорошая!»)
Во время нашей беседы вам то и дело с различными вопросами звонят жители, и в каждую проблему вы вникаете, даете исчерпывающие консультации – всегда очень спокойно и тактично. Неужели не возникает раздражения, не лопается терпение – как у большинства простых обывателей?
- Терпение нужно, хотя, признаюсь, его иногда не хватает. Но по-другому работать мы просто не можем. Приходится под каждого подстраиваться, конфликты разряжать. Случаются у нас и огорчения, и радости.
А какого рода радость приносит ваша очень непростая профессия?
- Это прежде всего общение с людьми! Радует, когда можешь кому-то помочь, разъяснить, направить в нужную структуру. Такого рода эмоции дорогого стоят.
После вопроса об эмоциях логично плавно перейти на «семейную» тему…
- Мой муж Владимир всю жизнь трудится водителем. В прошлом году мы отметили тридцатилетие совместной жизни. Сын закончил академию МЧС, он начальник караула в пожарной части. Дочь получила специальность менеджера по туризму, работает в Шахматной академии. Кстати, раньше она входила в сборную округа по биатлону. Мое счастье – внучки, одной из которых исполнилось пять лет, а другой только три месяца.
Чем предпочитаете заниматься в свободное время?
- Да как все – огородные хлопоты, заготовки на зиму. Люблю что-то мастерить. Вот, можете посмотреть фотографии. Это мои рукоделия к Новому году, это - снеговики из носков, это - пуфик из пластиковых бутылок, увидела в Интернете и замутила. И даже старый венский стул отреставрировала, перетянула.
Что еще? Очень люблю собирать грибы, ездить на рыбалку. Поэтому, наверное, любимые места в ставшем родным Ханты-Мансийске – лес и речка. С 2005-го года самостоятельно вожу машину, когда-то пошла учиться на права «за компанию», а теперь чувствую себя за рулем прекрасно, езжу и на «механике», и на «автомате».
Непростая работа у Надежды Вилорьевны и ее коллег. И отрадно, что при такой нагрузке они остаются отзывчивыми и доброжелательными. Одним словом – настоящими хантымансийцами!
Источник: Общественно-политическая газета "Самарово-Ханты-Мансийск"