VK547
18.02.2022 13:04
Роман с географией

О хороших учителях говорят не только в школьных коридорах, но и в очередях, на кухнях, в соцсетях. Обсуждают, восхищаются, иногда на них даже жалуются и при этом всеми силами пытаются записать своего сына или дочь именно к данному педагогу, потому что он научит, покажет и подскажет, причем не только тему урока, но и правильный жизненный путь. Один из таких учителей – Светлана Андреевна Ветрова, заместитель директора средней школы №1 им. Ю.Г. Созонова.

– Профессия учителя географии в нашей масс-культуре имеет специфическую окраску. У Иванова «географ глобус пропил», у «Чижа» учитель пения «…имел роман с географичкою». Нет ли у вас обиды за свою профессию?

– Нет, потому что я ее очень люблю. И убеждена, что моя профессия – самая замечательная и неожиданная. Всегда планируешь одно, но в результате получаешь совсем иное. Один и тот же материал объясняешь в разных классах, и всегда он воспринимается по-разному.

В судьбе каждого человека педагог играет особую роль, закладывая в его сознание знания и тем самым зачастую определяя его будущее. Главное – вовремя заметить, похвалить, а иногда и поругать ребенка – но только заслуженно и к месту! Радует, что многие ученики выбрали для себя «географический» путь и уже давно меня превзошли, некоторые даже получили научные степени.

– Как вы прокладывали свой жизненный курс?

– Родители мои познакомились на целине, там же прошли мои детство и юность. В седьмом классе к нам в школу пришла новая учительница географии Нина Ивановна. Она столь разительно отличалась от своих коллег, и настолько интересными оказались ее уроки, что это пробудило мой интерес к предмету. Хорошо помню тот момент, когда я стояла в коридоре Саратовского университета и раздумывала, куда пойти – справа располагался географический факультет, слева – химический. И я завернула направо…

Вообще-то я намеревалась в будущем стать геологом, но меня отговорила мама – зачем, дескать, девушке проводить молодость в лесах и болотах? Вуз закончила с «красным» дипломом, думала поступать в аспирантуру, но жизнь сложилась иначе. Вообще-то я не собиралась работать в школе, но по семейным обстоятельствам была вынуждена очень рано выйти на работу. И быстро поняла, что школа – это мое, именно здесь я чувствую себя как рыба в воде.

Вышла замуж. В 1994 году, когда в Казахстане стала нарастать напряженность, мы перебрались в Советский район, где уже проживал мой младший брат. А через пять лет, приехав в Ханты-Мансийск, я почти случайно зашла в первую школу, да так здесь и осталась.

– Из чего складываются ваши педагогические будни?

– Начнем с того, что я вредный учитель, детей мной даже пугают. Что поделаешь, всем хороша не будешь. Но зато я уверена в своих учениках, которые не подведут школу. Достаточно сказать про олимпиады – вот уже более двадцати лет наша школа уверенно занимает лидирующее положение в округе. А выигрывать на уровне города для нас уже как-то мелковато…

Главное – научить, как следует готовиться к уроку, как относиться к своему делу. Я и сама постоянно готовлюсь, с пустыми руками не прихожу – со мной всегда большой объем дидактического материала. А на вопрос детей «Что сегодня делаем?» всегда отвечаю – работаем! Каждый возьмет столько знаний, сколько ему нужно.

И это приносит результат. Вчера, например, проводила урок в восьмом классе и с огромным удовольствием слушала рассказы ребят об особо охраняемых природных территориях. Какая богатая речь у них выработана, какие замечательные презентации подготовлены, насколько легко и свободно они представляют тему, и с каким вниманием остальные дети слушают своих одноклассников! Приятна была даже посетившая в тот момент мысль: оказывается, сегодня я здесь лишняя! И ведь только от твоего мастерства зависит, насколько предмет станет детям интересен.

Конечно, случается много «двоек», но детьми понимаются причины их выставления. И «пятерки» бывают разными, моя задача – превратить «обычную» – в «блестящую». У меня действительно трудно получить высшую оценку. Не могу обманывать ребенка, поставив незаслуженную оценку. Да, тяжело в учении, зато легко на экзамене.

– География интересна современным детям?

– Иногда кто-то из учеников заявляет: а зачем она, ведь «джипиэс» и так привезет куда нужно! Объясняю детям: география учит нас искусству жить. И спрашиваю: «А в магазине вы обращаете внимание на то, где произведена одежда, которая вам так понравилась?» Где сделали тот продукт, который оказался столь вкусным? Учу искать «изюминки» в каждой стране и каждом регионе, куда ученики выезжают. Вокруг нас везде – география!

Не спрашиваю пересказ по учебнику, пытаюсь найти увлекательные подходы при обсуждении самых «скучных» тем и даже чисто научные проблемы обсудить с житейской точки зрения. В результате, замечаю, что коллеги, оказавшиеся на моих уроках, всегда что-то записывают. И объясняют это тем, что у меня, оказывается, нетрадиционные подходы к изложению темы, которые им очень интересны.

– Как вам кажется, вас дети любят?

– Заметила, что ученики всегда либо сразу принимают учителя, либо нет. И если принимают, то они на всю жизнь твои, и после окончания школы пишут, звонят, прибегают. Я не иду в школу за любовью, наверное, мне ее дома хватает. Иду просто хорошо делать свое дело.

На уроке у меня всегда порядок, потому что изначально обговорены все правила «внутреннего распорядка», например, категорический запрет на телефоны в руках или на партах. Правила едины для всех, поэтому и я сама не могу позволить себе роскоши приходить на урок с телефоном. Всегда выполняю и другое свое обещание – спрашивать всех детей на каждом уроке. Поначалу не все этому верят, но если уж сказала слово – держи его.

– Давайте перейдем от географии к вашей личной жизни. Чем увлекаетесь в свободное время?

– Мой знак Зодиака является «земляным», поэтому к земле у меня особое отношение, она является отдушиной. Каждый год снимаем большой урожай, овощи в магазине совсем не покупаем. Один год собрали четырнадцать ведер клубники – и это всего с двух грядок! Очень много у нас цветов. Нынче уже приступила к подготовке очередного огородного сезона. Кроме того, посвящаю свое время чтению, а еще любимым хобби является сбор грибов.

Ну и, конечно, путешествия. Европу всю объездила – за исключением, пожалуй, Албании и Люксембурга. Но моя любимая страна – Италия, там мне все безумно интересно. Теперь вот начали постигать Азию.

– Вместе с кем проходит этот процесс?

– Мне повезло с мужем, Николаем Ивановичем. Он родом из учительской семьи, поэтому у меня никогда не возникало проблем с взаимопониманием – почему дома повсюду стопками лежат тетрадки, почему жена так поздно задерживается на работе и почему она в выходной день идет на экскурсию не с родными, а совершенно посторонними детьми.

Супруг работает тренером в спортшколе, дочь Евгения – дизайнер, сын Антон служил в полиции, а сейчас уже вышел на пенсию. Растут внуки – Александр и Павел – и внучка Валерия, ей всего только три годика.

– По моему убеждению, Ханты-Мансийск – это пуп Земли. Вы, как географ, согласны с таким утверждением?

– Я много езжу, сравниваю и давно пришла к убеждению, что Россия – самая уникальная страна на свете. Такого исторического, культурного, человеческого богатства нет нигде. Удивляюсь, когда кто-то из учеников начинает взахлеб рассказывать о том, что вырастет и переедет куда-нибудь в Германию, потому что «там люди лучше живут». И тогда я начинаю объяснять, что это лишь внешняя картинка, что на самом деле следует пригодиться в той стране, где тебе посчастливилось родиться.

Я всегда хотела, чтобы о Ханты-Мансийске знали больше, и всегда стремилась к этому. Заметила, что раньше люди в других регионах с трудом выговаривали название нашего города, а сейчас прекрасно с этим справляются!

 

Андрей Рябов


Источник: Городской информационный центр
ВКонтакт Яндекс Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку