В этом убежден заместитель руководителя национально-культурного объединения «Дагестан», автомеханик ООО «Сибторг» Ферзали Мирзолиев
– Предлагаю начать наш разговор с того, как это принято на древнем Кавказе – с корней и родителей…
– Отец мой работал сначала столяром и плотником, в свое время принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции, позже был директором Дома быта. Мама большую часть своей жизни занималась домашним хозяйством, потому что на ней лежали все заботы о детях, а нас было шестеро братьев и сестра.
– О какой профессии мечтали в детстве?
– Попутно с обучением в общеобразовательной школе я закончил музыкальную, затем учился на экономиста и работал в качестве артиста при местном Отделе культуры. Долгое время я являлся певцом и художественным руководителем популярного в Дагестане музыкального коллектива. Мы много выступали, пели в ресторанах, на юбилеях, свадьбах, торжествах. По всей России гастролировали и на творческие состязания ездили, например, я становился лауреатом конкурса патриотической песни. Скажу, не кривя душой: я был очень популярен у себя дома.
Лет пятнадцать назад постепенно перестал всерьез заниматься музыкой, но до сих пор знакомые время от времени просят спеть на каком-нибудь праздновании. Завтра, например, еду выступать в Сургут. Да и, будучи в отпуске в родных краях, никогда не отказываю.
– Каким же образом вы оказались в Ханты-Мансийске?
– Как это часто случается, приехал ненадолго к родственникам, мир посмотреть. Хорошо помню эту дату – 30 мая 2004 года. Поразили абсолютно пустынные улицы города в то прекрасное солнечное воскресное утро. А через день, 1 июня, пошел снег – удивительно!
Получается, приехал в гости, а задержался вот уже на семнадцать лет… Долго работал на строительстве гостиничного комплекса в Добрино. Поначалу простым рабочим, затем стал начальником участка, постепенно дорос до должности заместителя директора. В последующем еще несколько раз сменил работу, был, например, заведующим декорационными мастерскими в театре.
Наконец, по ряду обстоятельств пришел в «Сибторг» – сначала водителем на «хлебовозку», затем перевели автомехаником. На этом предприятии работаю уже почти десять лет. Чем занимаюсь? Путевки выписываю, слежу за техническим состоянием машин. Честно говоря, я неплохо разбираюсь в автомобилях.
– В обывательской среде нередко можно услышать претензии в адрес некоторых представителей дагестанской молодежи, которые подчас ведут себя чересчур вызывающе. В чем кроются причины такого поведения, и как избежать подобного рода упреков?
– Просто некоторым молодым людям в детстве плохо объяснили правила поведения в чужом доме и не рассказали о своих собственных традициях и культуре. А если не будешь знать о прошлом, то и будущего не построишь. Так что каждый случай подобного рода мы обязательно обсуждаем на собрании нашего объединения и предпринимаем соответствующие действия.
– Вызывает симпатию общества реакция Главы Чечни Рамзана Кадырова, который оперативно и жестко реагирует на каждый инцидент, произошедший по вине его земляков. Почему такую практику не берут на вооружение лидеры других северокавказских республик?
– Потому что у каждой из них есть свои особенности. В Дагестане проживает несколько десятков народностей, и у каждого из них есть свои авторитеты. Я, например, табасаранец, наш язык занесен в Книгу рекордов Гиннесса как один из самых сложных языков мира. Между прочим, в табасаранском языке существует 48 падежей существительных! У нас во время разговора даже голову иначе склонишь – и у сказанного появляется совершенно другой смысл.
А вообще я не видел людей добрее и гостеприимнее, чем дагестанцы! Когда к нам в район заехали туристы на велосипедах, потом просто не хотели уезжать. Мы так воспитаны. Лично для меня не важна национальность другого, лишь бы он был хорошим человеком и мог стать другом.
– А лично у вас друзей много?
– Здесь или в Дагестане? Вообще? Вообще – много. За друга я могу и слово сказать, и кусок хлеба с ним разделить, и душу ему открыть.
– У каждого человека в жизни есть главная ипостась. Кто-то, прежде всего, художник, кто-то – учитель, кто-то – путешественник. А вот вы кто? Певец, общественник, механик?
– Я, прежде всего, мужчина и семьянин, который больше всего уважает и любит свою семью.
– Познакомьте нас с ней!
– Жена Саида учитель математики и классный руководитель в первой школе. Старшая дочь Камилия окончила школу с золотой медалью, поступила в Медицинскую академию. Айиша учится в шестом классе, а еще занимается танцами. Амир ходит в детский садик, увлекается спортом – дзюдо.
– А чем увлекаетесь вы в свободное время?
– Провожу его вместе с семьей, детьми. Часто приезжаю в гости к друзьям, или они к нам. Раньше охотился, но давно уже забросил это дело.
– Ответьте честно: а почему вы до сих пор остаетесь здесь, на суровом Севере, а не возвращаетесь в благословенный солнечный Дагестан?
– Ответ прост: все мы живем ради счастья и благополучия детей. Там, на родине, за все приходится платить, например, за обучение, а здесь это бесплатно. И вообще, мне очень нравится, что Ханты-Мансийск – город порядочный. Например, тут я ни разу не слышал в свой адрес какое-нибудь грубое обращение как к «нерусскому».
– И в завершение: есть ли у вас мечта?
– Конечно! Детей на ноги поставить, чтобы у них сложилась полноценная и счастливая жизнь…
Андрей Рябов
Источник: Городской информационный центр