Настоящие герои редко передвигаются на белом коне в сверкающих одеждах и с разящим врагов мечом наперевес. Нет, чаще всего после тяжелого трудового дня они шагают с работы пешком по пыльной проселочной дороге, размышляя о том, чего бы вкусненького приготовить в субботу внукам и как бороться с долгоносиком, который нынче облюбовал кусты малины на огороде. Но тот вклад, который они своим кропотливым трудом вносят в развитие нашего города, региона, страны, трудно переоценить. Скромные, ответственные, прилежные люди – именно они составляют красу и гордость нашего времени…
Неслучайные случайности
Мы встретились с Валентиной Степановной Уразметовой накануне важнейшего в ее судьбе события - следующий день должен был стать последним рабочим в жизни лаборанта химического анализа химико-бактериологической лаборатории МП «Водоканал». Об этом наша героиня сообщила практически с интонациями почтальона Печкина, помните? «Я, может, только жить начинаю: на пенсию перехожу!»
- Если честно, то я бы и до семидесяти трудилась, но надо внукам уделять больше времени и внимания. Их у меня трое, Матвею четырнадцать лет, Захару – девять, а младшему Давиду – всего лишь семь месяцев, - признается собеседница.
Обстоятельно и неторопливо рассказывает она о своем непростом трудовом пути:
- Родилась я на Ямале - в Уренгое, отец работал связистом, мама - бухгалтером. В 1958 году наша семья перебралась в Ханты-Мансийск, и поселились мы в старом бараке на Перековке.
Как это нередко случается, на выбор жизненного пути нашей героини повлияли какие-то абсолютно случайные обстоятельства:
- В школе я хорошо писала сочинения, любила книжки, за которыми бегала в ЦРММ, в библиотеку, поэтому мечтала стать журналистом. Ну, или актрисой – все-таки пять лет занималась в группе Народного театра и в музыкальной школе. А в итоге поступила учиться на фармацевта, хотя на тот момент даже не знала о существовании такой профессии…
Ровно четверть века отработала Валентина Степановна в Ханты-Мансийской районной аптеке, и об этих временах до сих пор вспоминает с большой ностальгией. Для нее всегда чрезвычайно важным было не просто отсиживать «с девяти и до пяти», а прежде всего ощущать свою полезность людям.
- А в девяностые начался развал экономики, зарплаты стали мизерными, в районе перестали выделять жилье, - вспоминает собеседница. – Подсказали люди добрые, что надо переходить куда-нибудь в город, на муниципальное предприятие. И тут однажды я увидела в газете объявление, что на очистные сооружения требуется лаборант. Пришла посмотреть – а там все знакомые работают. Я и не раздумывала особо…
Все под контролем
Случилось это событие в далеком 1997 году – тоже четверть века назад. По словам Валентины Степановны, о своем решении она ни разу не пожалела, настолько интересной и захватывающей оказалась эта работа:
- Лаборатория тогда была абсолютно новой, как и методики, которые мы только отрабатывали. А самое главное – коллектив сложился просто замечательный! – с блеском в глазах рассказывает собеседница.
Основная обязанность лаборанта аккредитованной лаборатории – ежедневно и круглосуточно проверять качество воды, которая поступает в реку после завершения полного цикла очистки. Кроме того, под постоянным контролем специалистов находятся и колодцы на промышленных предприятиях города, где тоже регулярно берутся пробы.
- Сточные воды поступают сначала в отстойник, затем проходят ультрафиолетовое облучение, полную биологическую очистку в аэротанках. Тысячи микроорганизмов постоянно чистят поступающую субстанцию, - с увлечением говорит Валентина Степановна. – По множеству параметров есть предельно допустимые концентрации, за соблюдением которых мы следим – по фосфору, нефтепродуктам, аммиаку. А потом уже очищенная вода уходит в реку.
Не мог я не поинтересоваться у собеседницы, насколько же чистой является та жидкость, которая возвращается обратно в природу? Наша героиня успокаивает:
- Город у нас небольшой, да и агрессивных стоков нет. По цветности она абсолютно прозрачная, отвечающая всем нормам и требованиям. Мы, россияне, воду не бережем, а вот японцы пьют ту, что получают после очистки.
Приятно, конечно, слушать увлеченного своим делом специалиста. Но все-таки помимо моей воли напрашивался вопрос: неужели за двадцать пять лет не надоело каждый день выполнять одну и ту же рутинную обязанность? Наша героиня удивленно всплескивает руками:
- Да вы что! Каждый день бегом бегу в микроскоп смотреть – интересно же сравнить, а что сегодня там, а как? Привыкла, руки сами все делают. И вообще, считаю, я здесь четверть века не отработала, а проработала! Вот только доля сожаления имеется: отчего же время так быстро прошло?..
Признание в любви
Среди своих многочисленных увлечений Валентина Степановна прежде всего называет дачу:
- На огороде все сажу. В этом году порадовала клубника, поспевает малина – у меня старинный местный сорт, доставшийся еще от легендарного директора педучилища Георгия Тарасовича Величко. Вот огурцы растут плохо – говорят, нынче не огуречный год. Вчера три кабачка сняла.
Дачные достижения плавно и закономерно перетекают в кулинарные, оценку которым в первую очередь дают внуки:
- Ребятишки любят ко мне прибегать. Один просит блинчики-оладушки испечь, другому хворост подавай. Ну, а уж на праздники приходят все…
А на финишный вопрос об отношении к Ханты-Мансийску наша героиня отвечает просто:
- Я его полюбила еще тогда, когда он был маленьким и незаметным. Ходила всегда и везде пешком, тротуарчики деревянные нравились, тенистая зелень. Сапоги резиновые любила – под дождем ходить. Никогда на бытовое неустройство не жаловалась, ведь тут все родное. Убеждена, что лучше города на свете просто нет, тут мои предки лежат на кладбище. И с течением времени все лучше понимаю, что никогда и никуда не смогла бы отсюда переехать…
Андрей Рябов
Источник: Городской информационный центр