Оказывается, и в шестьдесят шесть лет можно оставаться оптимистичным, работоспособным и спортивным человеком, способным заткнуть за пояс многих куда более молодых вялых нытиков, предпочитающих проводить время на диване или в кресле за компьютером. Лучшим тому доказательством является пример Александра Дмитриевича Голубева, электромонтера ООО «Ханты-Мансийские городские электрические сети».
– Давайте коротко обозначим основные вехи вашей трудовой биографии…
– Родился я в Завитинском районе Амурской области, родители всю жизнь трудились на железной дороге. В свое время окончил Благовещенский педагогический институт, двенадцать лет преподавал в школе начальную военную подготовку и физкультуру, несколько лет работал в учреждениях дополнительного образования, вел туристический кружок, водил группы в горы, на сплавы по речкам, жил на Камчатке, на Алтае. С детства мотался по стране, пол-России проехал. А в девяностые годы, когда начался всеобщий развал, окончил соответствующие курсы и стал электромонтером.
– Не испытывали страх перед током, который имеет обыкновение «стукать» человека в самый неожиданный момент?
– Нет, электричества я никогда не боялся, да мы сильно и не лезем туда, куда лезть не надо. Мы электричество уважаем.
– Каким образом вас занесло в Ханты-Мансийск?
– Некогда сюда переехал мой бывший начальник, позвал с собой. С 2001-го года я работаю в Горэлектросетях. До недавнего времени занимался прокладкой и обслуживанием воздушных линий, а три года назад перешел на участок по ремонту подстанций. Бригадой из двух-трех человек мы выезжаем на объекты, занимаемся заменой рубильников, трансформаторов, установкой нового оборудования.
– С какими трудностями чаще всего доводится сталкиваться на рабочем месте? Наверное, вам бывает непросто угнаться за юными и сильными коллегами?
– Сложности если порой и возникают, то лишь в отношении нового, прежде незнакомого оборудования, по поводу которого приходится советоваться в лаборатории. А в остальном… Да нет никаких сложностей! В последние годы работать стало значительно проще, ведь все узлы приходят укомплектованными, в блоках, все это надо лишь установить на место и отрегулировать.
А что касается молодых коллег, то все обстоит как раз с точностью наоборот, гораздо чаще приходится слышать: «Погоди, дядя Саша, а то мы за тобой не успеваем!» Все-таки полвека серьезных занятий спортом дают необходимые силы.
– Получается, вам приходится вспоминать свои педагогические навыки и воспитывать на своем примере?
– Можно и так сказать. Стараюсь относиться к молодым, как к своим ученикам, советовать, помогать, подсказывать. Те из них, кто остается в профессии, со временем вникают во все тонкости, многие продолжают повышать образовательный уровень и квалификацию.
– Есть ли у электриков свои профессиональные приметы, как, скажем, у врачей или пожарных?
– Наверное, нет. Да и не верю я в приметы. Просто прежде чем совершать какие-либо действия, связанные с электричеством, надо все десять раз проверить.
– А казусы или смешные случаи происходят?
– Бывают. Видел я, как коллеги падали с опор линии электропередач, но, к счастью, тогда все обошлось без тяжелых последствий.
– Долго намерены продолжать трудиться, или пора уже задуматься о давно заслуженном отдыхе?
– Поработаю год-другой, силы пока есть, и до сих пор не выгоняют. Конечно, если вдруг завтра меня «попросят», то уступлю дорогу молодым, но, скорее всего, останусь жить здесь, в городе.
– Что является тому причиной? Неужели не тянет на малую Родину, в благословенное Приамурье?
– Ностальгия иногда подступает, все-таки на Родине последний раз бывал в 1990-м году. Мечтаю съездить и встретиться с друзьями юности. А причина, по которой намерен и дальше жить здесь, проста – спорт. Я до сих пор активно занимаюсь лыжами, продолжаю выступать за город на соревнованиях. Например, в прошлом году принял участие в трех марафонах – в Казани, Ижевске и у нас, в Югорском лыжном.
– Марафон – это все-таки пятьдесят километров, нагрузка колоссальная, а вам, извините, уже под семьдесят. Возникает закономерный вопрос – зачем? Не проще ли лежать на диване или (в лучшем случае) неспешно гулять?
– Привычка. Если долгое время не покатался, то организм настоятельно требует той самой нагрузки. Поэтому зимой после работы – обязательные тренировки, обычно на территории ДЮСШОР или на биатлонном центре. База там отличная, трассы всегда подготовлены и хорошо освещены.
Я очень много пробегаю, за сезон – более двух тысяч километров. Да и летом не сижу на месте, в этом году ходил в горы на Алтае. Кроссы бегаю, в велопробеге ко Дню Победы обязательно участвую. Некогда мне скучать. В 2019 году я был признан лучшим лыжником города среди ветеранов, мой портрет размещали на городской Доске Почета как лучшего в профессии, а нынче вручили Почетную грамоту от Губернатора автономного округа.
– А на семью у вас время остается?
– Конечно! Старшая дочь Лариса – воспитатель детского сада, Ольга трудится на заводе, Денис работает инженером-энергетиком на рыбоводном заводе. Растут пятеро внуков в возрасте от одиннадцати до девятнадцати лет. К сожалению, активным спортом они не увлекаются – пока не хотят. Жена, Любовь Ивановна, раньше работала садоводом, сейчас находится на заслуженном отдыхе. Мы с ней познакомились еще в девятом классе, в 1972 году, а в 1978-м поженились.
– Ничего себе! Почти сорок пять лет семейного стажа – это серьезно. Поделитесь: в чем кроется секрет?
– Просто мы хорошо понимаем друг друга, умеем уступать в споре, и каждый из нас находит время для своих занятий. Она увлекается вязанием, рисованием, всяческими поделками.
– И кто у вас является главой семьи?
– Мы придерживаемся принципа равноправия.
– Что еще есть в вашей жизни, помимо семьи, работы и спорта?
– Например, рыбалка. Так, в минувшие выходные на донки вытащил пяток язей. А вот на дачу совершенно не остается времени.
– Вам довелось пожить в самых живописных уголках России – на Камчатке, Алтае, в Приамурье. А чем для вас является Ханты-Мансийск?
– Это самая лучшая географическая точка из тех, где удалось побывать, и неслучайно именно здесь мне захотелось остановиться!
Андрей Рябов
Источник: Городской информационный центр