VK547
06.10.2022 11:42
«Я – не герой, а простой учитель!»

Приобняв за плечи худенького малыша, заместитель директора школы №1 Ирина Михайловна Трофимова заботливо, но неуклонно влекла его куда-то по коридору. Вернувшись через несколько минут, пояснила:

- Первоклассник, тяжело адаптируется к новым для себя условиям. Сегодня я сначала с ним долго беседовала в гардеробе, потом все-таки уговорила зайти в класс. Бывает, у нас возникают и такие ситуации…

- Закономерно, что в преддверии Дня учителя героиней нашей традиционной рубрики становится педагог. Что подвигло вас избрать этот нелегкий путь?

- Начнем с того, что я – отнюдь не герой, а простой учитель. Что касается выбора профессии, то отчасти это является загадкой для меня самой. Через много лет после окончания школы я приехала на ее юбилей и увидела там свои детские рисунки, на которых изображены родная деревенька в Кировской области и папа, который пашет на тракторе. А еще там нашлось мое сочинение на тему «Кем я хочу стать». Очень удивилась тому, что, оказывается, в третьем классе я мечтала стать учителем.

В осознанном возрасте «мечт» у человека возникает много, а вот возможности для их реализации появляются не всегда. Год проработала на ферме, потому что страна жила под девизом: «Животноводство – ударный фронт!». Выбор образовательных учреждений для девушек в наших краях был небольшим, поэтому я поступила в педагогическое училище. Кроме того, моя сестра к тому времени стала учителем начальных классов, что тоже определило мое решение.

А в 1983 году я вышла замуж и перевелась в Ханты-Мансийское педучилище.

- Условия жизни в маленьком северном городке вас не напугали?

- Разве что трескучими морозами, более суровыми, чем дома. Надо сказать, что по сравнению с моей малой Родиной Ханты-Мансийск того времени выглядел более современным - даже несмотря на грязь, дощатые тротуары и коров, пасущихся на улицах. В магазинах здесь свободно продавали зеленый горошек, компоты и даже иногда сгущенку – у нас такого изобилия не было.

А в 1986 году после окончания педучилища я пришла на работу в школу №1, поначалу в качестве воспитателя группы продленного дня.

- Объясните феномен: почему и педагоги, и ученики этого образовательного учреждения убеждены в том, что их школа – Первая в городе, причем, по всем параметрам: уровню образования, спортивным достижениям, количеству собранного металлолома и т.д.?

- Но ведь наша школ – действительно самая лучшая, и я всегда мечтала работать здесь. А причины, я считаю, кроются в существовании глубоких традиций и профессионализме коллектива, который он демонстрирует в любых ситуациях. Поэтому из года в год наши «очередные бывшие» выпускники приводят своих детей в первый класс именно в родные стены.

Знаете, мне муж не раз говорил: через дорогу от нашего дома – а мы живем на учхозе – открылась новая школа, переходи туда. А я отвечаю: нет уж, закончу свой трудовой путь там, где он когда-то начался. Я - человек постоянный.

- Вы до сих пор ведете начальные классы - почему?

- Конечно, с ребятишками бывает сложно, к каждому надо искать индивидуальный подход: кого-то – прижать к себе и погладить по головке, а с кем-то - строго поговорить. Вы знаете, малыши многое дают и продлевают молодость. Бывает, придешь в класс расстроенная, а они уже бегут, обнимают, спрашивают: что случилось, кто вас обидел? Мы сейчас пойдем и разберемся! Иногда даже называют мамой…

- А отличаются ли они, на ваш взгляд, от своих «предшественников»?

- Они другие – современные цифровые дети, развитые, разбирающиеся в новейших технологиях – кстати, этому критерию и мы, педагоги, вынуждены соответствовать. Но подчас школьники не знают значения самых элементарных вещей, так как окружающий мир для них значительно сузился. Скажем, многие плохо представляют себе, что такое печка-труба-дым, единицы знают, как отличить елку от сосны и для чего вообще нужен комбайн. Внимание некоторых детишек очень трудно собрать. Иногда нет понимания со стороны родителей, ведь в современном обществе каждый гражданин лучше всех знает, как надо учить. Тем не менее, я убеждена, что все будет хорошо!

На днях узнав, что мне предстоит участвовать в семинаре, мои ученики удивились: а зачем вам учиться, ведь вы и так все знаете? Нередко с хитрецой задают вопросы про компьютерные технологии – мол, сейчас подловим учителя! А когда я спрашиваю на перемене про какого-нибудь персонажа компьютерной игры, отмахиваются: «Не заморачивайтесь, Ирина Михайловна, вам это знать не нужно!». Смешные они и добрые, но с ними бывает сложно.

- Вы же сопровождаете «своих» ребятишек в столовую – и каково их отношение к еде?

- К данному вопросу школьники подходят очень избирательно: предпочитают макароны с сыром, в буфете покупают булочки и пиццу, терпеть не могут четверг – рыбный день. И все поголовно любят сладкое. А я вспоминаю, как в детстве папа иногда привозил домой кулек конфет, и мы делили каждому члену семьи по две штучки…

- Признайтесь, где вы черпаете силы, чтобы преодолеть все огорчения и треволнения, неизбежные в работе любого педагога? Как найти меру терпения в общении с детьми, среди которых немало шумных, балованных, гиперактивных, чего уж там – вредных?

- Бывает, выйдешь в коридор, постоишь, выдохнешь, вернешься в класс, а дети уже настороже - поняли, что происходит что-то не то. Вчера после уроков оставила двух мальчишек, спрашиваю у них: какой язык мне надо выучить, чтобы вы меня понимали? Головенками мотают… Обидно, когда умненькие дети отвлеклись на уроке, пробаловались, поперекидывались записками и в результате не поняли тему, отстали.

Что касается источника силы, то он кроется в самих детях, а еще – в коллегах, способных дать мудрый совет и оказать помощь.

- Вам бывает обидно, что выпускники чаще помнят своих педагогов-«предметников», а вот об учителях начальных классов порой забывают?

– Никакой обиды нет, тем более, что мои бывшие ученики и забегают в гости, и пишут письма, и поздравляют с праздниками. Приятно, конечно, когда приходят те, кого давно выпустила.

- Доведись вам заново пройти свой путь - выбрали бы снова «учительскую дорогу»?

- Однозначно – да! Бывают, конечно, дни, когда заставляешь себя идти на работу, но в целом я не представляю себя в другой профессии.

Вы знаете, я очень благодарна за постоянную поддержку своих близких, и прежде всего мужа, Олега Владимировича. Он много лет работал слесарем, сейчас вышел на пенсию, и все наше домашнее хозяйство держится на нем. Поэтому я всегда знаю, что вечером меня ждет горячий ужин, после чего сил хватает лишь на то, чтобы поговорить с родными. Сын Константин - индивидуальный предприниматель, дочь Олеся работает методистом, внук Георгий отправился нынче в первый класс. Хотел пойти в «бабушкину» школу, но уж больно далеко она находится от дома. Заниматься ему очень нравится, на уроки ходит с удовольствием.

- Огорчает ли вас то, что дети не пошли по вашим стопам?

- Нет. Дочь выучилась на педагога-психолога, четыре месяца отработала в школе, но в итоге поняла, что это - не ее путь. Каждый должен заниматься тем делом, которое ему по душе.

- А что еще по душе вам – кроме педагогики?

- Конечно, дача, как возможность немножко на ней поработать и хорошо отдохнуть, надышаться чистым воздухом. Растим огурцы-помидоры, консервируем - нам хватает. Нравится читать, вязать, шить. Помню, как в девяностые годы, когда в магазинах было абсолютно нечего купить, я собирала сына в школу – перекроила ему мужнин старый пиджак и брюки…

- Ханты-Мансийск – что он значит для вас?

- Уже много лет я просто-напросто влюблена в этот город. Когда приезжаю на свою родину в гости к маме, то уже через недельку осознаю, что хочу домой – соскучилась.

- Что бы вы хотели пожелать коллегам в свой профессиональный праздник?

– Творческих успехов, замечательных учеников, понимающих родителей. Чтобы вы с удовольствием шли на работу и с радостью возвращались домой!

Андрей Рябов 


Источник: Городской информационный центр
ВКонтакт Яндекс Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку