Как вас может встретить на своем рабочем месте тренер конно-спортивного клуба «Мустанг»? Думаете, исключительно в седле и полном жокейском обмундировании?
А вот Алена Буталова смогла очень сильно удивить, появившись перед журналистами… с детской коляской, где вольготно разместился не по возрасту серьезный и самостоятельный карапуз. Девушка пояснила: – Познакомьтесь: это Марк, ему уже исполнилось семь месяцев. Папа наш уехал на вахту, поэтому приходится пока брать сына с собой. Видимо, я слишком люблю свою работу и не готова надолго вносить кардинальные перемены в свою жизнь. Поэтому в сентябре вышла на сокращенный рабочий день…
– В присутствии столь важного человечка постараемся не затягивать наш разговор… Какими судьбами вас занесло в столь редкую профессию?
– Родилась я в Екатеринбурге, работа родителей всегда была связана с лошадьми: папа – тренер, начальник конюшни, мама – специалист по реабилитации. В 2007 году их пригласили сюда, в Ханты-Мансийск.
– Получается, у вас и особого-то выбора в вопросе профориентации не было?
– Скажем так: родители моему решению особо и не противились, и не поддерживали, как-то само собой все получилось – в десять лет я начала заниматься конным спортом. Правда, к моменту окончания школы собиралась стать журналистом, но уехала на очередные спортивные сборы и пропустила вступительные экзамены в вуз. Но скажу честно: если бы действительно хотела, то поступила бы. Впрочем, все, что ни делается, – делается к лучшему. В свое время выступала на соревнованиях, что дало мне огромный опыт – как тренерский, так и судейский.
– Чем вы занимаетесь в качестве тренера?
– Веду группы – спортивно-оздоровительную и начальной подготовки, сейчас у меня занимаются около пятнадцати ребятишек. Каждый год приходит человек десять новичков, несколько отсеиваются – это естественный процесс. С нами работают четыре пони и одна «большая» лошадь. Конечно, нередко разворачивается «конкурентная борьба» за понравившуюся ребенку лошадку, встречаются попытки присвоения – «Эта – моя!» Но у нас нет возможности закрепления пар, ведь детей гораздо больше. К тому же чем с большим количеством животных работает ребенок, чем шире становится его опыт, тем это лучше сказывается на результатах.
– Что дают детям занятия в клубе?
– В первую очередь они дарят положительные эмоции, приобщают к спорту, идут на пользу их психологическому и физическому здоровью. Так что здесь одни только плюсы.
– Неужели совершенно нет минусов?
– Ну, разве что присутствует небольшая доля травмоопасности, как в любом другом виде спорта. Лошади – живые существа, они гораздо сильнее нас, причем не всегда знаешь, чего от них можно ожидать. Именно поэтому занятия в секции начинаются прежде всего с тщательного инструктажа по технике безопасности, с освоения правил, которые ни один человек не имеет права нарушать. Травмы, хоть и очень редкие, всегда огорчают, на психологическом уровне остается осадок. Но они дают почву для проведения «работы над ошибками», чтобы впредь подобное не повторялось.
– У вас самой были серьезные травмы?
– За пятнадцать лет случалось всякое, однажды упала вместе с лошадкой, но Бог миловал.
– Какие причины привлекают детей к занятиям с лошадьми, и в каком возрасте их предпочтительнее начинать?
– Считаю, что воспитанников объединяет прежде всего любовь к животным. При этом цели могут быть совершенно разными – кому-то нужно просто общение с лошадьми, а кто-то из родителей хочет видеть своего ребенка успешным спортсменом.
Чем раньше начать заниматься, тем лучше. Думаю, что с возраста в семь лет – идеально.
– Наверное, многие дети поначалу испытывают к лошадям определенный страх. Как отучить их бояться животного?
– Отучить нельзя. Наша задача – помочь ребенку поверить в себя и вселить веру в свои силы. Поэтому вскоре он просто перерастает собственный страх.
Вообще, как ты относишься к лошадям, так и они относятся к тебе, если ты приходишь с добром, то они ответят тем же. Конечно, пони – маленькие вредные лошадки, очень своеобразные, они хорошо чувствуют, если наездник их боится и, бывает, начинают ему всячески препятствовать. У лошади может быть разное настроение, она же не может сказать, если у нее что-то болит, поэтому отказ от работы не всегда является следствием ее вредности.
Важно наладить контакт наездника с лошадью, для этого в первую очередь важен постоянный уход за животным. Каждое занятие начинается с обязательной чистки. А после занятий ребенок обязательно дает лошади угощение – морковку, яблоко, сахар. Ее непременно надо поощрить за труд.
– Кстати, а сколько длится «рабочий стаж» лошади? И есть ли у вас в клубе любимица или любимец?
– Лошади начинают работать примерно с двух лет, дальше все зависит от их физического и психического состояния. Например, у нас есть конь Кориандр, ему уже двадцать пять лет, однако он до сих пор работает – выступает и катает детей. А вообще моя любимая кобыла по имени Би Роуз. Так уж сложилось – душа к ней лежит.
– Что вы бы посчитали главным результатом своей работы? Медали своих воспитанников, полученные на состязаниях?
– Нет, совсем не спортивные награды ребятишек, а их маленькие победы над самими собой, жизненными обстоятельствами и преградами. Когда я вижу, что ребенок меня слышит, работает, хочет заниматься и у него получается – это приятно. Хотя надо отметить, что мои воспитанники радуют своими спортивными результатами, для них сейчас главное – не останавливаться на достигнутом.
– Есть ли у вас профессиональная мечта?
– Пожалуй, чтобы у детей все сложилось удачно, чтобы они показывали хорошие результаты на соревнованиях и всегда были на пьедестале.
– Мне почему-то кажется, что у вас в жизни нет других ярко выраженных увлечений, кроме семьи и работы, тем более что уже в столь юном возрасте члены первой уже присутствуют на второй…
– Вы правы, нет у меня никаких хобби, разве что написание картин по номерам. Но я себе другой жизни просто не представляю. В отпуске всегда страшно скучаю по клубу и по возвращении первым делом бегу сюда – узнать, как тут обстоят дела.
– Муж этому не препятствует?
– Сергей (он работает в нефтяной отрасли) прекрасно знает, что жена больна своей работой, принимает эти обстоятельства и относится с пониманием.
– Чем для вас является Ханты-Мансийск?
– Он занимает огромное место в моей жизни. Даже когда я приезжаю в свой родной Екатеринбург, то почемуто сразу хочу побыстрее вернуться обратно сюда. Ханты-Мансийск – это лучший на свете город, максимально комфортный, в котором все очень мило и спокойно.
Андрей Рябов
Источник: Городской Информационный Центр