Наш разговор с руководителем коррекционно-развивающего центра «СнежеНика» Натальей Азатовной Колеговой начался с приятной темы.
- На завершившемся в минувшие выходные конкурсе «Лучший товар Югры» вы стали победительницей в номинации «Образовательные услуги», причем уже во второй раз. Чем является для вас эта заслуженная награда?
- В первую очередь - признанием заслуг всего нашего коллектива. Значит, наша деятельность востребована в этом городе, и мы выбрали правильную дорогу.
- Откуда и как начался ваш профессиональный путь?
- Родилась я в Пермском крае, как раз в том районе, который называют «Пармой» и который сегодня на слуху благодаря одноименному фильму и роману Алексея Иванова. Папа мой был инженером-строителем и архитектором, ему приходилось часто переезжать в другие города - на новые объекты. Поэтому и профессия мамы часто менялась, последнее место ее работы – главный метролог завода.
- А о какой профессии мечтали вы?
- В детстве меня часто отправляли на лето в деревню, поближе к козьему молоку, да и вообще я всегда любила животных. Наверное, поэтому собиралась стать пограничником - чтобы у меня обязательно были лошадь, собака и автомат.
- Что же подвигло вас изменить своим мечтам?
- Сдать документы в педагогическое училище подбили подружки, в результате получила специальность учителя начальных классов. На 4-м курсе вышла замуж, родился сын. Когда у него возникли серьезные трудности с речью, мы обратились к логопедам, но они не сумели нам помочь. Пришлось самой погружаться в тему, детально изучать проблему, получать высшее образование и, как следствие, сделать логопедию своей профессией.
- А как на горизонте вашей жизни вдруг возник Ханты-Мансийск?
- Мизерная заработная плата на Родине заставила задуматься о переезде на более благополучный Север - хотелось заработать деньги. В 2008-м году я переехала в окружной центр и сразу же была им очарована – настолько красивым и необычным оказался этот город, прямо-таки окном в другой мир. Правда, долгое время не могла найти здесь работу, пока, наконец, меня не взяли логопедом в детский сад №11, потом перешла в школу №4.
- Что же заставило вас покинуть стезю работника бюджетного учреждения и окунуться в бурное море социального предпринимательства?
- В 2019 году появилась возможность взять кредит на приличных условиях в одном из банков, и тогда сын предложил открыть мне частный образовательный центр. Я промучилась три бессонные ночи, в результате все-таки оформила кредит и организовала свой центр. Как раз перед самой пандемией…
И сразу же оказалась в жестких условиях. Надо нарабатывать клиентскую базу, а тут случился локдаун, пришлось перестраиваться на работу онлайн. Тем не менее, постепенно подбирался коллектив - настоящая команда, которая до сих пор поддерживает друг друга. Наши услуги сейчас пользуются в городе большим спросом, в «листе ожидания» на сегодняшний момент находятся 36 человек, осенью к нам пришел ребенок, который ждал в очереди целый год. К сожалению, до сих пор образовательный процесс идет со сбоями, много детей в городе гриппует. В прошлом году у нас занималось 64 человека, в этом стабильно посещают 48.
- Каковы основные направления вашей деятельности?
- Это общее гармоничное развитие ребенка, подготовка к школе, сдаче ОГЭ и ЕГЭ, но главная задача – устранение всевозможных дефектов развития речи. К нам приводят детей с серьезными заболеваниями, нередко с задержкой интеллектуального развития и различными расстройствами психического спектра. Такова уж современная тенденция – процент людей с такими проблемами год от года растет. Обращаются к нам и взрослые - после инсульта и онкологии, и мы помогаем восстанавливать речь.
Имеет значение прежде всего результат. В практике встречаются очень сложные случаи, когда долго нет подвижек, и ты постоянно размышляешь о том, что еще можно сделать, возвращаешься к своим старым записям, ищешь правильное решение. Постепенно приходит понимание того, куда и как двигаться дальше, появляется положительная динамика, и тогда ты наконец испытываешь удовлетворение – я сделала, я смогла!
Особая роль принадлежит родителям, очень многое зависит от их терпения и выдержки. Дети – прекрасные манипуляторы. На занятиях с посторонними людьми они терпят определенные неудобства, а дома, в привычной обстановке, нередко начинают пищать, проявлять недовольство. В результате некоторые родители не выдерживают: мол, мы не можем выполнять задания дома, давайте вернемся к занятиям позже, когда ребенок подрастет! Они не понимают, что время-то уходит, и заниматься позже будет гораздо сложнее. Отрадно, когда родители четко понимают, что этот нелегкий путь надо пройти здесь и сейчас.
- С какого рода сложностями чаще всего приходится сталкиваться?
- С детьми особенных трудностей у меня нет, я легко настраиваюсь с ними на одну волну. Во многих центрах не могут справиться, например, с маленькими аутистами, а я их чувствую, умею гасить внутренние «взрывы» и находить общие точки соприкосновения. Логопедия процентов на 70 состоит из медицинских вопросов, а остальное относится скорее к сфере педагогики. А успех процесса формирования из маленького человека социально адаптированной личности во многом зависит именно от логопеда.
- Чего вам не хватает как профессионалу?
- Мечтаю построить новый центр. В существующем помещении – а в свое время мне удалось приобрести часть старого деревянного здания, в котором некогда размещалась контора Райрыбкоопа - мы не можем полностью реализоваться, многих родителей отпугивает его ветхий внешний вид. Хотя на самом деле самое главное не экстерьер, а та помощь, которую в этих стенах может получить человек. Во всяком случае, я надеюсь, что Администрация города окажет нам посильную поддержку.
- За минувшие годы борьбы с последствиями пандемии, нерадивыми родителями, сложными случаями заболеваний не возникло ли у вас разочарования в однажды выбранном пути?
- Разочарования нет. Более того, когда не говоривший прежде ребенок наконец начинает произносить «мама» и «папа», отчего у его родителей наворачиваются на глаза слезы, то я испытываю настоящую гордость. Неслучайно даже после завершения нашей совместной работы мы по-прежнему переписываемся со многими семьями, и большинство из них выражает нам искренние слова благодарности. В нашей профессии невозможно заработать много денег, зато эмоциональная отдача приносит большое удовлетворение.
- Рассказ о человеке невозможен без упоминания о его личных пристрастиях, увлечениях, семье…
- Сын Дмитрий работает штурманом в «Северречфлоте», дочь Владислава - студентка Института МЧС, подрастают четверо внуков: Боря, Варвара и Михаил - школьники, а Ксения еще ходит в детский садик.
Кто пережил девяностые годы, тот может все. Хотелось хорошо одеть своего ребенка – научилась хорошо вязать, нужно было кормить семью в условиях тотального дефицита – пришлось «из ничего» варить и печь. Правда, с тех пор, как стала предпринимателем, больше ничего особо не стряпаю, разве что только блины. Активно бегаю и катаюсь на велосипеде, в свое время закончила спортшколу, занималась легкой атлетикой и лыжами, благодаря чему научилась преодолевать трудности и добиваться поставленных целей.
- А как же ваша детская любовь к животным? Неужели дома нет боевого коня и пограничной овчарки?
- Увы, нет, зато есть чихуахуа по имени Салли, а в Центре живет шиншилла Шнурок, который очень любит общаться с ребятишками.
- Финальный вопрос: каково ваше отношение к Ханты-Мансийску?
– Это город прекрасных возможностей, со своими добрыми традициями и традиционным русским бытом. Помню, как по приезде меня удивляла приветливость местных жителей. Люди здесь живут хорошие!
Источник: Газета «Самарово-Ханты-Мансийск»