Лет тридцать назад единственными видами наружной рекламы в Ханты-Мансийске можно было считать вывески «Гастроном», лозунги «КПСС – ум, честь и совесть нашей эпохи!» и плакаты с объединяющимися розовощекими пролетариями всех стран. Сегодня город утопает в бесчисленных баннерах, вывесках и табличках, иногда – современных и привлекающих внимание, иногда – аляповатых и свидетельствующих о дурном вкусе заказчика. Как добиться того, чтобы внешний вид окружного центра полностью соответствовал его богатому внутреннему содержанию? Об этом мы поговорим с Юрием Евлаховым, руководителем компании «REDCAT», занимающейся производством и обслуживанием рекламных конструкций.
– Что заставило вас выбрать такую достаточно редкую профессию?
– Как-то само собой все пришло. Родился я в поселке Нарыкары Октябрьского района, где мама работала уборщицей, а отец всю жизнь занимался охотой и рыбалкой. Тогда у многих односельчан уже имелись компьютеры, а вот у нас дома его не было. Однако школьный преподаватель предложил мне съездить в летний лагерь, где изучали азы программирования. И меня это очень завлекло, лет с двенадцати стал заниматься, улучшать свои знания, нарабатывать опыт в IT-сфере.
После школы окончил ЮГУ, получил специальность инженера. Будучи еще студентом третьего курса, начал работать в музее «Торум Маа», где вскоре стал руководителем подразделения. На протяжении десяти лет реализовывал различные проекты, создавал медиаплощадки. Параллельно в 2018 году организовал небольшое предприятие по производству рекламных конструкций. Первое наше производство размещалось в гараже площадью 20 квадратных метров.
Вскоре из музея пришлось уйти – я просто разрывался и не мог полноценно заниматься всеми направлениями, поэтому возник выбор – или нанимать управляющего, или увольняться. Да и вообще, я – человек свободолюбивый.
Этап нашего становления пришелся на пандемию, однако мы прошли его достойно, но многие предприниматели сдались, а мы выросли. Сейчас у нас трудятся 10 человек, производственные помещения занимают 300 квадратов, где мы изготавливаем баннеры, вывески, таблички, занимаемся неоновой рекламой. Технологически процентов девяносто производим у себя, у нас большая производственная база.
– «REDCAT» переводится как «красный кот» – почему вдруг?
– Это далеко идущий маркетинговый ход. Хотелось позиционировать себя нестандартно, а коты – они милые, ассоциируются с чем-то домашним, мягким, но в то же время способны царапаться. А красный – потому что такого цвета был наш самый первый станок.
– Что в вашей работе считаете главным для успешного развития бизнеса?
– Умение слышать клиента. Нужно, чтобы он пришел и сказал: «Я хочу», а дальше мы ему во всем поможем, дадим технические пояснения, посоветуем интересные визуальные решения и обеспечим надежность конструкции. А уже от него зависит – прислушается он к этим рекомендациям или нет. Наша работа начинается со всестороннего изучения всех аспектов заказа, повесить вывеску может каждый, а вот грамотно спроектировать, с учетом возможных нюансов – нет.
Люди приходят к нам за идеей. Когда клиент лишь произносит в первый раз название своего предприятия, его визуализация уже складывается в голове – за счет накопленного опыта и знаний. А когда мы устанавливаем готовую рекламную конструкцию, я кайфую…
– В городе достаточно конкурентов, но в информационном пространстве почему-то не видно рекламы вашего предприятия. Как вы боретесь за клиента?
– А я за него и не собираюсь бороться – только высокий уровень сервиса и качества может перебить низкую цену конкурентов. Мы не подаем рекламу, так как считаем, что завоевывать рынок необходимо делами, поэтому делаем ставку на сарафанное радио. Каждая изготовленная вывеска – лучшая реклама нашего труда. Благодаря применению дорогих, но самых высококачественных и долговечных, материалов наша продукция востребована. Изготавливая ее, я прежде всего забочусь о кармане заказчика, а благодарный клиент приводит десять других.
Имеет место демпинг со стороны конкурентов и клиентов, а вот мы никогда не демпингуем и не делаем скидок. Почему? Убежден, что скидки убивают бизнес, ведь тогда приходится жертвовать в ущерб чему-то – либо снижать размер оплаты работников, либо при изготовлении продукции использовать более дешевые материалы. А в ущерб качеству мы работать не будем. Нормальный продукт стоит денег.
Знаете, мы дружно работаем с конкурентами, если, допустим, к нам обратился клиент с их проектом, то ставим коллег в известность и даем возможность урегулировать споры с заказчиком. Бывает, передаем часть большого заказа.
– Что считаете наиболее проблемным в вашем деле?
– Это прежде всего кадры. Для изготовления рекламной продукции нужны мастера достаточно узкой специализации, поэтому у нас трудятся единичные специалисты, самоучки, ремесленники, способные производить декоративные красивые вещи на высокотехнологичном оборудовании. Подход к обучению можно назвать «уроками труда» в промышленных масштабах.
Кроме того, сказывается удаленность от Большой земли, ведь сырье мы завозим и поэтому сильно зависим от логистики.
– А что еще вас огорчает?
– Да ничего. Мы – динамично растущее предприятие, на котором успешно решаются все вопросы.
– На какое время года выпадает наибольший объем работы?
– Как показала практика, это не зависит от сезона. Зимой сложно монтировать большие наружные полотна, поэтому переключаемся на внутреннее оформление, заказы у нас расписаны на два-три месяца вперед.
– Интересно, случается ли так, что вы отказываете клиенту?
– Да, если ранее он не оплатил работу или же если есть принципиальные разногласия по размещению конструкции. Изредка встречаются и неприятные клиенты, способные вести себя агрессивно. Здесь прежде всего необходимо узнать причину столь сильных эмоций. Если, скажем, у заказчика возникли проблемы с согласованием проекта с контролирующими органами, то предлагаем решить проблему нестандартно, но по закону.
– Если честно – много ли кредитов пришлось брать для развития бизнеса?
– Ни разу не использовал заемные средства. Я умею считать деньги, так как прошел хорошую школу управления персоналом.
– Как бы вы оценили внешний, «рекламный» вид Ханты-Мансийска?
– Город преображается, но многое еще нуждается в корректировке, для этого прежде всего необходимо грамотно работать с застройщиками.
– Есть ли у вас профессиональная мечта?
– Конечно: стать лидером региона в своей сфере. Кстати, к нам нередко обращаются за советом коллеги из других городов.
– Как бы вы себя позиционировали, вы – кто?
– Гм… Наверное, я – предприниматель-творец, освещающий путь людям. А вообще мы – как налоговая инспекция, сопровождаем предприятие от его рождения до «смерти». Иногда сначала заказывают самую первую рекламную продукцию, а спустя несколько лет – баннер «Распродажа товара в связи с закрытием». Тогда становится грустно.
– Без сомнения, ваше дело отнимает много сил…
– Конечно, пашем до посинения, иногда прихожу на работу в пять утра, а ухожу через сутки. Капитан должен последним покидать борт своего корабля, поэтому порой близкие – жена Евгения, восьмилетняя дочь Ольга и двухлетний сын Сергей – подолгу не видят меня дома.
– Остается ли время на какие-то увлечения?
– Стараюсь бескорыстно помогать людям. В мире и так много зла, отказывать людям в поддержке – значит плодить безразличие. Я – человек православный, стараюсь откликаться на просьбы помочь с ремонтом, перевозкой вещей и так далее. Не хочется даже говорить об этом, надо просто сделать доброе дело и забыть о нем.
– И – завершающий вопрос о вашем отношении к Ханты-Мансийску…
– У этого города огромные перспективы профессионального роста, он – хороший учитель. Здесь накоплены сильные управленческие кадры, есть наставники, у которых хочется учиться. Благодаря Ханты-Мансийску я познакомился с людьми, способными широко мыслить.
Андрей Рябов
Источник: Городской информационный центр