VK547

«Первого сентября жизнь начинается снова!»

20.04.2023 12:25
«Первого сентября жизнь начинается снова!»

«Первого сентября жизнь начинается снова!» – считает Татьяна Михайловна Перминева, учитель начальных классов школы № 1.


– Признавайтесь, сколько сегодня двоек поставили?

– Ни одной. А за что, ведь ребятишки старались, работали? Зато только на математике выставила пять пятерок и две четверки! Вы знаете, как они математику любят? В субботу у нас внеурочная деятельность, так мальчишки прибегают гурьбой: «Татьяна Михайловна, давайте задачки порешаем!»

– Прежде чем говорить о дне сегодняшнем, давайте оглянемся назад. Что подвигло вас к выбору не самой легкой профессии?

– В какой-то степени это является следствием влияния моей крестной и моей тети – они оба работали педагогами. Правда, сама я в детстве собиралась стать врачом и лечить людей, но передумала.

Хорошо помню тот день, когда после окончания восьмого класса разговаривала у окна в школьном коридоре со своей первой учительницей Софьей Михайловной. Когда она спросила о моих планах на будущее, я вдруг сказала: «Хочу стать такой, как вы!» Наверное, уже тогда созрело убеждение, что в жизни каждого человека все начинается с его первого учителя.

Так что я отправилась не в девятый класс, а в педагогическое училище. Знаете, и ни разу о том не пожалела. В 1992 году молодым специалистом вернулась работать в свою родную школу в Омской области. А в 2000-м году переехала в Ханты-Мансийск.

– Чем вас привлек этот далекий северный городок?

– Просто здесь жили мои близкие родственники. Так как переезд произошел зимой, когда педагогический состав школ был уже гурьбой укомплектован, то поначалу устроилась в детский сад «Колокольчик». Но меня по-прежнему тянуло в класс, а потому с радостью приняла предложение поработать в школе – сначала в восьмой, потом в третьей, а в 2004 году – здесь, в первой.

– По дороге сюда меня сначала чуть не затоптала какая-то очень целеустремленная кроха, потом оглушили радостные вопли целого «африканского племени». Как вы выдерживаете этот постоянный шквал энергии, что бушует на переменах в любой начальной школе? Что вообще хорошего в вашей профессии?

– Знаете, я нередко задумываюсь над этим вопросом. На самом деле хорошего много, да и вообще, убеждена, что работа – мое богатство. С каждым новым набором первоклашек я приобретаю множество новых друзей, получаю массу энергии и положительных эмоций. Все это здорово и интересно.

Знаете, каждого первого сентября жизнь начинается снова…

– По каким критериям дети становятся вашими любимчиками?

– Что вы, любимчиков у меня нет, я их всех обожаю! В самом непослушном хулигане можно найти много хорошего. И вообще, мои дети – самые лучшие и самые красивые! Сейчас я вам покажу фотографии с конкурса, где нас назвали «Лучшим классом года»!

– Эти чувства взаимны?                                                                   

– Надеюсь. Простой пример: один из моих учеников делает домашние задания по русскому языку с мамой, а математику – с отцом. А отвечая в школе, на уроках русского он нередко называет меня «мамой», а на математике – «папой»…

– Но вам же приходится хоть иногда наказывать озорников и шалопаев?

– Я даже замечания в дневник не люблю писать, и в крайнем случае позвоню родителям или приглашу их на беседу. Кстати, надо отметить, что родители – люди талантливые и творческие – мне сильно помогают. Наш класс меня всегда радует, мы часто побеждаем в различных конкурсах и состязаниях, завоевываем много призовых мест – сейчас я вам покажу фотографии!

– Многие ваши коллеги говорят о том, что у них нет проблем с учениками, а все сложности в работе возникают исключительно с родителями. На ваш взгляд, что является тому причиной?

– Убеждена – слишком большая любовь к своим детям. Иногда настолько всеобъемлющая, что они даже не хотят слышать правду из уст учителя о своем сыне или дочке. Приходится убеждать: услышьте меня, пожалуйста, и помогите своему ребенку! Большинство прислушивается.

– Во время нашего разговора не устаю любоваться написанным на доске. Какой у вас красивый почерк! Именно такому нас учили в свое время. А почему большинство современных школяров пишет как курица лапой?

– Действительно, раньше дети писали намного лучше. Наверное, все дело в том, что сегодняшние торопятся жить…

– Обязанности учителя начальных классов не заканчиваются с окончанием уроков. Не напрягает вас необходимость участвовать вместе с детьми в каких-то внешкольных мероприятиях?

– Вы правы, мы встречаемся не только в классе. Любые выходы – в поход, на экскурсию – сближают ребят. Первая задача учителя начальных классов заключается в том, чтобы «сделать» коллектив, научить дружбе, взаимовыручке и взаимоуважению.

– Но ведь это идет вразрез с современными тенденциями, согласно которым главное – личный успех человека…

– А я не смотрю на них! Мы работаем по старинке…

– Какие моменты вы бы назвали самыми радостными в своей работе?

– Когда ученики хорошие слова пишут в тетрадке, сразу после своей «домашки» – вот, например, смотрите: «Татьяна Михайловна – лучшая учительница!» До слез трогательно… А еще когда вижу результат своего труда – особенно у первоклашек, когда чувствую, что научила их читать и писать.

– Уходя из начальной школы в средние классы, дети забывают свою первую учительницу?

– Помнят! Поначалу все прибегают в гости, причем мальчишки – чаще. Иногда приглашают даже на свой выпускной после окончания школы. Бывает, заходят, уже будучи студентами – с цветами и словами благодарности. Я очень рада за своих ребятишек и наблюдаю за судьбой многих со стороны.

– Почему работники и сами ученики убеждены, что их родная первая школа – лучшая?

– Наверное, потому что здесь есть история, здесь сохраняются добрые традиции. Надо знать свое прошлое – так интереснее жить.

– Если честно – дети являются причиной появления слез у вас на глазах?

– Разве что слез радости. Конечно, иногда по ночам долго не могу уснуть – переживаю за каждого, думаю, как помочь ребенку в непростой ситуации, как научить жить. Мы, педагоги, обязаны это сделать, а потому часто приходится терпеть.

– Учителю нужно разбираться в увлечениях современных ребятишек, многие из которых абсолютно непонятны представителям старшего поколения. «Тик-Ток» вы уже освоили?

– А вот тут извиняйте – мне некогда тратить на это свое время. Да и моим ребятишкам недосуг заниматься ерундой – у них танцы, спорт, музыка и множество других увлечений.

– Как, на ваш взгляд, меняются дети от поколения к поколению?

– Они становятся активнее, стремятся все знать, среди них все больше появляется умненьких ребятишек. Почему? Наверное, это прежде всего заслуга родителей, которые уделяют много внимания их развитию.

– Учитель начальных классов преподает множество предметов, а какие из них являются для вас любимыми?

– Русский язык и литература. Конечно, это сказывается и на детях – скажем, если я люблю делать морфологический разбор, значит, и мои ученики тоже полюбят…

– Неужели за столько лет педагогического труда вам не надоело, не захотелось убежать куда подальше от звонков, учебников и родительских собраний?

– Был период, когда я работала сразу на двух классах – с семи утра и до семи вечера. Когда нагрузка спала и у меня осталась одна смена, то я долго не могла к этому привыкнуть. Терялась – выхожу после занятий, а на улице почему-то еще светло… Так что я обожаю свою работу! Другой жизни просто не представляю. Иногда задумывалась о том, чтобы уйти туда, где поспокойнее, но на самом деле не вижу себя нигде, кроме школы.

– Чему посвящаете свободное время?

– Его так немного, что дома хочется просто отдохнуть. Люблю готовить, что-нибудь стряпать. Вчера, например, пекла торт.

– Давайте «вишенкой» на нем послужат ваши слова о Ханты-Мансийске!

– Сюда я приезжала еще в детстве и юности, и тогда, если честно, он меня не очень привлекал. А потом влюбилась в него и осталась – вот уже на двадцать три года. Мой Ханты-Мансийск – красивый, чистый, легкий, спокойный, когда возвращаешься в него из очередного отпуска, то сильнее бьется сердце…


Источник: Газета "Самарово - Ханты-Мансийск"
ВКонтакт Яндекс Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку