VK547

Ханты-Мансийску требуется Мальвина!

15.12.2023 16:59
Ханты-Мансийску требуется Мальвина!

Главная заповедь опытного интервьюера – застать интервьюируемого врасплох и с порога ошарашить неожиданным вопросом. На сей раз отдуваться пришлось главному режиссеру Театра кукол Елене Николаевне Евстроповой…

– Самый известный «кукольный администратор» – Карабас-Барабас. Вы хоть немножко себя им ощущаете?

– Гм-м… Иногда, пожалуй. Но ведь у нас Карабасы-Барабасы встречаются не только в театрах…

– Добившись от вас нужного признания, предлагаю поговорить о тех побудительных мотивах, что привели вас на эту стезю! Ваши родители имели отношение к искусству?

– …И оба трудились на Кузнецком металлургическом комбинате. Хотя если родовые корни копнуть глубже, то некоторые предпосылки к выбору профессии у меня имелись – брат прадедушки был оперным певцом и служил в Большом театре. А меня с детства привлекали разные виды искусства – окончила художественную школу, занималась танцами и пением.

– И кем видели себя повзрослевшей?

– Ну, артисткой, конечно. Но, будучи человеком, не уверенным в собственных силах, подала документы на филологический факультет. И участвовала во всех университетских постановках – от «голоса за сценой» до танцевальных номеров. Это, кстати, сильно мешало учебе. В конце концов я бросила филфак и поступила в институт культуры, а позже окончила еще и Санкт-Петербургскую академию театрального искусства.

Поработала во многих местах, в том числе даже солисткой филармонии, и на протяжении пятнадцати лет – актрисой кукольного театра. А в 2016 году меня пригласили в Ханты-Мансийск в качестве главного режиссера.

Не возникало сомнений – стоит ли ехать в здешнюю тьмутаракань?

– Что вы! В моем представлении Север – это прежде всего романтика, так что здесь сразу понравилось. Мне хотелось ставить спектакли, а это другая ступень творческого развития артиста, хоть и требующая большой ответственности. Так что все совпало.

– Каковы оказались первые впечатления на новом месте? Не было разочарования от увиденного?

– Наоборот, была удивлена высокому уровню подготовки. И подметила характерную черту, свойственную здешним актерам, – определенную независимость в суждениях и внутреннюю свободу. И это подкупало. Им несвойственна черта, присущая работникам многих провинциальных театров кукол, – уныние.

Кстати, вот что любопытно: популярность театра кукол в обществе возрастает каждый раз в какой-то переломный период истории. Обычно мы находимся где-то на задворках театрального мира, так сказать, последними в «пищевой цепочке» – после балета, драмы, оперы и так далее, а потом вдруг оказываемся на острие публичного интереса. Такая же ситуация наблюдалась в России накануне 1917-го года.

– Теперь давайте поговорим о роли режиссера в театре!

– Ее трудно переоценить, ведь театр без режиссера «расползается». Он – связующее звено, организатор, психолог, политик, мама, тренер и немножко – «Карабас».

– Раз уж мы вновь вспомнили «Золотой ключик», признайтесь, имеются ли у вас в труппе свои Мальвины, Буратино, Пьеро и Артемоны?

– Вы перечислили основные амплуа артистов любого театра, в том числе и нашего. Все они у нас присутствуют, включая «героя-любовника», а вот «Мальвины» как раз нет, а надо бы. Была, но ее переманили в столичный театр.

– Не раз давал обещание – прежде всего самому себе – сходить на ваши представления, но когда вижу на афише цифры «6+», ноги несут в другую сторону. Как объяснить таким закоснелым людям, как я, что Театр кукол – это классно и круто? Как заставить взрослого человека идти на «детский» спектакль?

– Сложный вопрос, на который невозможно сразу найти ответ. Вы пойдете на постановку, когда сделать это посоветует человек, которому вы реально доверяете. Конечно, сложно затащить взрослого в здание с надписью «Театр кукол», поэтому наша основная аудитория – детская. Видимо, где-то мы недорабатываем, в результате люди не имеют представления о тех возможностях, какими обладает театр кукол, до них сложно достучаться.

Это долгий путь, но своего зрителя мы уже завоевали, нас любят, на наши представления стремятся – порой даже удивляюсь, сколько взрослых людей! Получается, каждый из них что-то здесь находит.

– Как происходит процесс отбора новых пьес для репертуара?

– Выбираем те, которые необходимы театру, учитывая множество факторов, в том числе и возрастные ограничения. Собирается команда – директор, режиссер, художник, и начинаем обсуждать. Если я увижу и вдохновлюсь чем-то замечательным, то всех уговорю и увлеку. Но если директор скажет твердое «Нет!», то замолкну. На несколько дней… Хотя вообще-то мы с Павлом Николаевичем на одной волне, что не может не радовать.

– Что зрители увидят в ближайшей перспективе?

– Например, режиссер из Москвы Наталья Лебедева в рамках новогодней кампании поставила «Хваленкины валенки». Вообще в год у нас выходят четыре новые постановки, две из них – мои, остальные – приглашенных режиссеров. Стараюсь придерживаться правила не делать театр «имени себя любимой». Хотелось бы зрителя удивлять и не повторяться. Предпочитаю работать честно.

– Вам свойственно испытывать гордость?

– Да – когда твой труд получает признание. Чувствую гордость за команду, а совместную работу с этими людьми считаю подарком.

– А что является критерием признания – похвала людей со стороны или ваша внутренняя убежденность?

– Самооценка. Случается, что спектакль зрителю не сразу «заходит», и процесс принятия происходит постепенно. Конечно, есть у меня и неуспешные – из-за множества обстоятельств – постановки, но мне за них не стыдно.

– А какие из них являются любимыми?

– Все. Они – как дети, из которых кто является успешным, а кто-то – нет, но каждый остается любимым. Знаю, что среди постановок есть ошибки и корявости, но, зараза, я все равно их люблю! В них столько сил вложено, каждый – кусок жизни! И каждый выматывает, истощает душевную «копилочку»…

– Что считаете самой большой своей победой?

– Над самой собой, например, когда заставила себя поехать учиться. Все остальное воспринимаю как подарок судьбы, например, победу на очередном фестивале.

– На традиционный вопрос о профессиональной мечте каждый отвечает по-разному, кто-то хочет карьерного роста, кто-то – спокойствия, кто-то – повышения зарплаты. А о чем мечтаете вы?

– Клянусь – завидую этим людям, потому что, как выяснилось, мечты у меня не имеется. Наверное, чтобы наш театр получил большую известность и был интересен зрителю.

– К сожалению, у вас начинается репетиция и надо завершать разговор – по традиции вопросами о семье и «внеслужебных» увлечениях…

– Сын Степан занимается изучением истории искусств, внуков, к сожалению, пока нет. Что касается траты свободного времени, то – увы. В этих стенах находится мой дом. Согласна – катастрофически не хватает времени для отдыха. Мечтаю просто почитать и посмотреть не то, что надо, а то, что хочу, в свое удовольствие.

– И, наконец, пару слов о Ханты-Мансийске…

– Нравятся здешние просторы, иду по улицам – и наслаждаюсь нашей нетривиальной архитектурой. Мороз на улице, а мне – нравится! Так что я его полюбила всерьез и надолго.


Источник: Газета «Самарово - Ханты-Мансийск»
ВКонтакт Яндекс Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку