О сектах и традиционных, «народных» религиях: в Ханты-Мансийске прошла встреча с известным экспертом-религиоведом

25.11.2014 22:00
Сомненье — лучший антисептик от загнивания ума.
И. Губерман

Современное поколение хантымансийцев, которым сегодня немного за 30, хорошо помнит конец 80-х начало 90-х, когда в город стали приезжать группы «уверовавших во Христа» гастролеров. Вполне себе благоразумные и интеллигентные молодые люди с открытой душой и искренним стремлением сеять доброе в людях чем-то были похожи на хиппи. Они пели песни о Боге под гитару, раздавали яркие цветные брошюры явно «импортного производства» и, надо признать, собирали почти полные залы. Все это одних местных жителей тогда еще небольшого провинциального городка удивляло, других интриговало, третьих привлекало.
Необычайным в период перестройки представлялся и появившийся на заборах в центре города баннер с изображением облаченной в белые одежды «матери мира» – Марии Деви Христос, предлагавшей помощь.
Сегодня выражениями «новое учение», «нью эйдж», «религиозное братство» никого не удивишь, и, несмотря на то, что у общества, в целом, сформировалась достаточно устойчивая позиция по отношению к различным религиозным течениям, все далеко не так однозначно. И в этом, как считает председатель Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Александр Дворкин и кроется главная проблема.
Известный российский просветитель посетил окружной центр по приглашению культурно-просветительских общественных организаций «Благовест» и «Гармония». Два дня он встречался с жителями окружного центра, проводил дискуссии по ставшей вновь актуальной теме. На одну из встреч были приглашены педагоги общеобразовательных учреждений, отвечающие за воспитательную работу, представители традиционных конфессий, а также активисты общественных организаций.
В своем вступительном слове председатель общественной организации «Благовест» Александр Быстров рассказал о том, что религия используется сектантами как одно из эффективных инструментов реализации конкретных задач, это бизнес, основанный на «духовности», стратегический проект по завоеванию умов и сознания. По его словам «квазерелигиозные» организации имеют четкие цели, которые связаны вовсе не с духовными задачами, а с тем, чтобы быть как можно ближе к власти и финансовым ресурсам. В нестабильное время такие организации становятся все более активными и пытаются распространить свое влияние среди россиян.
«Секты подразделяются на классические и тоталитарные. К первым, не таящим в себе социального вреда, относятся баптисты и евангелисты. Самыми известными среди тоталитарных, а они и представляют наибольшую опасность для общества, являются «Свидетели Иеговы», «Неопятидесятники», «Мармоны», «Саентологи» и «Неоязычники». Первые есть в Ханты-Мансийске, а «Мормоны», «Сайентологи» сравнительно недавно появились в Ханты-Мансийском автономном округе», – охарактеризовал ситуацию Александр Быстров. Председатель общественной организации обратил внимание собравшихся на то, что именно деятельность западных религиозных сект во многом стала определяющей для дестабилизации ситуации, сложившейся в настоящий момент на Украине. А это в очередной раз продемонстрировало разрушительную роль сектантства для любой государственности и любого общества.
Что же сделать, чтобы не попасть в сети всевозможных сект и как помочь тем, кто уже оказался в непонятной организации – такой вопрос сразу же возник в ходе беседы. «Любая секта строится по принципу пирамиды, при этом совсем не обязательно, что берется за основу религиозная идея, – начал свой рассказ Александр Дворкин. – В определенной степени по принципу сект строятся и развиваются различные маркетинговые крупные системы – так называемый сетевой маркетинг. В чем же их разрушительная функция? В том, что они применяют техники, оказывающие воздействие на сознание человека, используют личностные психические особенности, делая ставку именно на слабые стороны личности человека. Все они в конечном итоге имеют негативное воздействие на человека, институт семьи, зачастую этим себя и выдают. Любая секта не терпит конкуренции, а семья, родственники – все это отвлекает, все это «конкуренты». Взять, к примеру, секту «Свидетели Иеговы», запрещённую в четырех субъектах России. В этой организации для семейных людей установлено множество запретов, многие из которых напрямую бьют по взаимоотношениям между мужем и женой, нарушая гармонию. А если нет семьи – то и нет основы у государства. Поэтому, можно сказать, что секта в обществе – как раковая опухоль в организме, которая постепенно разрастается, чтобы затем погубить весь организм, уничтожить традиционные ценности. История любой страны – это история ее религиозной культуры. Если исторически проследить, как были лишены независимости некоторые государства, то одним из примеров является «порабощение» США Гавайских островов через определенные религиозные идеи и миссионерские движения, которые в конечном итоге повлияли на сознание людей и привели к смене власти. Вовлечение людей в секты становится серьезным орудием в руках международной политики».
Профессор отметил, что в секты люди сами не приходят – туда завлекают, заманивают, предлагая интересную информацию. И, в первую очередь, интерес направлен на одиноких людей – пенсионеров, а также тех, кто оказался в сложной жизненной ситуации, переживают трудные события, смерть близких, находятся в состоянии стресса, подавленности. Но при этом также важными для секты являются зрелые люди от 30 до 40 лет, состоявшиеся, уверенно шагающие по жизни и задумывающиеся о смысле жизни. С ними секта работает более тонко и предлагает другие «мотиваторы», связанные с философией, эзотерикой, духовными учениями.
Александр Дворкин отметил огромную роль педагогов, которые, организуя процесс воспитания в стенах образовательных учреждений, должны прививать своим подопечным традиционные ценности, и нацеливать детей в своих нравственных поисках обращаться к традиционным религиозным и культурным ценностям, нашим народным истокам, историческим корням.
Он отметил, что в любой школе можно встретить детей, которые воспитываются в семьях, исповедующих различные нетрадиционные учения. И тогда перед педагогом возникает вполне справедливый вопрос: как защитить ребенка от сектантского влияния, и при этом не ранить, не вызвать враждебность по отношению к сверстникам, к учителям, к родителям и к окружающему миру, в целом. «Педагог может в таком случае стать примером для своего ученика, ненавязчиво увлечь чем-то новым, показать наглядно, что в мире есть множество интересных знаний. Конечно, стоит отметить, что и секты в этом плане стали более осторожными. Чтобы не привлекать внимания правоохранительных органов, они стараются не вербовать в свои ряды несовершеннолетних, но при этом не выпускают их из внимания».
Как подчеркнул эксперт, рассуждая о сектантстве необходимо вспомнить известную библейскую заповедь «не сотвори себе кумира», которая может стать своеобразным «антисептиком» для всех, даже далеких от религии людей. «Орудием борьбы с псевдорелигиозными сектами может быть только аналитическое, в здоровой степени критическое мышление, основанное на широком кругозоре, профессиональных знаниях и формирование такового у подрастающего поколения. Нужно учить детей подвергать сомнению любую информацию, ведь истина не боится критики и проверок», – пояснил общественный деятель.

Р.S. Нет ни одного деятеля из известных сегодня сект, научные труды которого были бы признаны во всем мире и пропагандировали бы новые духовные ценности, востребованные обществом. У общества нет на это запроса, потому что морально-нравственная база, основанная на традиционных религиозных постулатах, сформирована и отвечает сегодня на все без исключения вопросы, которые в течение жизни задает человек. А значит, сектантские учения привносятся, навязываются обществу, подаются в «красивой обертке», внутри которой - губительное содержимое, уничтожающее личность, волю человека, его увлечения, интересы, привязанности, жизненный оптимизм и энергию.

Справка:
Традиционная религия (народная религия) — ранняя форма религии, традиционные верования. Этот термин также используется для обозначения религий народов, которые изначально жили на территории какого-либо государства или на территориях на протяжении веков, — в противоположность нетрадиционным религиям, «привнесённым» извне в течение последних десятилетий.
К традиционным религиям относятся православие, католичество, ислам, иудаизм, буддизм, индуизм, протестантизм, лютеранство, язычество.
Википедия.
Источник: Управление общественных связей Администрации города Ханты-Мансийска
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку