Доктором называют Умарбека Сафарова по разным причинам: не потому, что он работает врачом, хотя есть у него и образование фельдшера, а потому, что помогает землякам адаптироваться в новых условиях, не затеряться в жизненных передрягах, не попасть в руки переносчиков «радикального ислама».
Родился Умарбек 1 сентября 1974 года в Республике Таджикистан. В 1998 году окончил Таджикский государственный институт искусств имени Турсунзаде по специальности «культуролог». Чуть позже получил образование фельдшера. В Ханты-Мансийск приехал в 2006 году, работал и продолжает работать медбратом в строительной компании. Параллельно сотрудничает с полицией и судами города в качестве переводчика таджикского языка. С 2012 года Умарбек является заместителем руководителя таджикского национально-культурного центра «Сомон» и отвечает за все культурно-массовые мероприятия в диаспоре. Женат. 5 детей. Увлекается спортом и любит ходить в театры, музеи и кино:
«До приезда в Россию, многие обладают совершенно разной и не всегда правдивой информацией об этой стране. А вот когда увидят своими глазами, то понимают, как ошибались на её счёт. Это удивительная страна, объединяющая в себе почти 200 национальностей, которые сосуществуют вместе, не теряя своей уникальности. Я во многих городах России был. В Ханты-Мансийске я уже 16 лет. В этот город я влюбился сразу. Он покорил меня своей разноцветностью, архитектурой, красотой людей. Нужно ценить и беречь то, что мы имеем».
За 16 лет жизни в Ханты-Мансийске Умарбек завоевал уважение не только в диаспоре, но и среди многих хантымансийцев. А всё благодаря воспитанию родителей и исламу.
«Ислам – больше, чем просто религия. Тот фундамент, который закладывает это вероисповедание, является основой человеческих взаимоотношений. Это религия во многих своих аспектах и учениях схожа с христианством. Главный принцип ислама – монотеизм: “Нет никакого божества, кроме Аллаха.”. Художественная культура ислама проявляется не только в достижениях науки, литературы или изобразительного искусства, но и в семейных отношениях, соблюдении традиций обрядов, образе мыслей. Ислам – это стиль жизни».
Недавно Умарбек вернулся из Саудовской Аравии, куда ездил совершить Хадж. Хадж – это паломничество в Мекку, город в Саудовской Аравии, где в мечети Аль-Харам находится главная святыня ислама – священная Кааба. Считается, что совершить хадж раз в жизни должен каждый мусульманин, имеющий для этого силы и средства. При этом он должен поехать за свои деньги, нельзя занимать на хадж или зарабатывать на поездку нечестным путем. Хадж является одним из пяти предписаний традиционного ислама, обязательных для исполнения. Остальные четыре – это шахада (произнесение формулы «Нет Бога кроме Бога, и Мухаммад – пророк Его»), намаз (ежедневная пятикратная молитва), ураза (пост во время месяца Рамадан) и закят (налог на имущество).
«Я безмерно благодарен Аллаху за предоставленную возможность туда поехать. О поездке в Мекку я мечтал наверно всегда, сколько себя помню, но возможность появилась только сейчас. Когда человек едет в Мекку сам, считается, что хадж делается по приглашению Аллаха. А если у него нет средств, но есть сильное желание, ему посылается возможность — кто-то из-за проблем со здоровьем может попросить выполнить паломничество вместо себя. Тогда люди говорят, что так человека пригласил пророк».
После возвращения из паломничества советуют осознанно и искренне выполнять все предписания Аллаха – совершать пятикратный намаз, держать пост, раздавать закят, быть милосердным и доброжелательным, уважать родителей, посещать друзей и родственников, особенно во время болезней и трудностей. Новоиспеченные хаджи должны быть заинтересованы в том, чтобы избегать зла и харама после возвращения из паломничества, особенно после того, как Аллах простил все их грехи и очистил душу. Это награда за выполнение Хаджа. Человек должен жить этикетом Ислама, принимать моральные ценности Корана как образец поведения и быть искренним мусульманином.
«Я всегда старался жить честно, помогать ближним, не причинять никому вреда, не врать и многое другое. Но оттуда я вернулся другим. Когда ты духовно чист, начинаешь более философски относиться к миру, с пониманием к порокам и болезням. Даже те, кто потребительски относится ко всему, после паломничества по-другому начинают смотреть на жизнь и удовлетворение своих желаний. Наши родители, братья, сестры и друзья могут утешить нас в сложные времена, но только Аллах может изменить нашу судьбу и по-настоящему помочь».
По словам Умарбека, Хадж для истинного мусульманина является прекрасной возможностью получить прощение грехов, очистить душу, наполнить сердце иманом и спокойствием. Мусульманин после паломничества должен стать образцом для других и в течение последующих лет жизни применять накопленный в Хадже духовный опыт.
«Часто ко мне люди обращаются за советом, а после возвращения из Мекки особенно - кто-то спрашивает как оно там, на святой земле, посоветуй как жениться, просили дать имя малышу и многое другое… Вообще, по работе мне много приходится общаться с приезжающими сюда на работу земляками. Помимо того, что я помогаю им оформить нужный пакет документов, пройти медкомиссию, всегда стараюсь быть на связи и стать для них некоем наставником, чтобы не опозорили нашу нацию, так как каждый из нас несёт ответственность и по нашему поведению, отношению к людям складывается впечатление обо всей стране, чтобы они не подверглись вербовке в различные организации, которые исповедуют радикальный ислам и выискивают людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и подвержены воздействию извне».
В нынешние времена ислам в России широко раскинул свои крылья. Людям не запрещают исповедовать свою религию. Ханты-Мансийск – не исключение. Для верующих функционирует мечеть, хоть пока и небольшая. Умарбек не только посещает её, но и помогает имам-хатыбу в некоторых моментах.
Сегодня мечеть окружной столицы является не только местом поклонения, но и центром получения религиозных знаний и повышения духовно-нравственных качеств. Так, ежедневно для взрослых организованы специальные вечерние курсы изучения священного Корана и канонов религии традиционного ислама. А во время летних каникул с той же целью для всех желающих детей открывается Летняя школа, в которой ребята могут погрузиться в религию, а также подтянуть знания по отдельным предметам под чутким руководством имам-хатыба.
Недавно между мечетью и Департаментом образования города Ханты-Мансийска было заключено соглашение о взаимодействии и сотрудничестве, в рамках которого планируется проводить совместные мероприятия, направленные на формирование у детей и молодёжи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю своей Родины России.
Многонациональный Ханты-Мансийск – это устоявшееся выражение имеет под собой основание. Согласно данным Всероссийской переписи населения 2021 года сегодня в окружной столице проживают люди 92 национальностей. И все эти национальности достаточно дружно сосуществуют.
Благодаря вот таким людям, как Сафаров Умарбек, жители Ханты-Мансийска демонстрируют высокий уровень толерантности (89%) в отношении «других» религий и национальностей, не испытывая дискриминации в повседневной жизни по национальному признаку. Так, согласно результатам социологических исследований, проведенных Всероссийским центром изучения общественного мнения в 2022 году, ситуация в сфере этноконфессиональных отношений в окружном центре можно оценить как умеренно позитивную, индекс стабилен (89% в 2022 году, 88% в 2021).
Следует отметить, что за 8 лет плодотворной работы отдела национальной политики Администрации города Ханты-Мансийска и членов Совета по делам национально-культурных объединений и религиозных организаций города Ханты-Мансийска, членом которого является и Умарбек, положительную динамику имеют все показатели, которые увеличились в среднем более чем на 20-27 %.
На протяжении многих лет город является привлекательным для трудовых мигрантов, членов их семей из других регионов нашей страны, а также иностранных государств с присущими им этноконфессональными особенностями.
За последние 10 лет миграционный прирост составил более 12 тысяч человек, большинство из них – узбеки и таджики. Успешная их интеграция в городское сообщество – это результат совместной работы органов власти, институтов гражданского общества и таких вот ответственных и неравнодушных как Умарбек.
«Всем мусульманам Ханты-Мансийска, живущим здесь и вновь прибывшим советую ходить в мечеть и там находить поддержку, успокоение. потому, что традиционный ислам никогда не научит ничему плохому. И истинный мусульманин никогда не пойдёт убивать, пакостить, вредить кому-то, так же как и истинный христианин. Когда мы с представителями Администрации города Ханты-Мансийска ходим на встречи со студентами я разговариваю с ребятами на различные духовно-нравственные темы, отвечаю на все интересующие их вопросы, разъясняю, что такое традиционный ислам и как действовать, если к вам проявляют интерес из различных псевдо мусульманских организаций. Ну, например, они призывают совершить террористический акт и обещают взамен Рай, советую сразу задать вопрос, почему ты сам не хочешь попасть туда? И сразу эти редиски тебя блокируют. Но, стоит отметить, что большинство студентов хорошо подкованы в этом отношении. И это не может не радовать. Ведь все мы хотим жить дружно, в мире и согласии, в независимости, какую религию исповедуем».
Источник: Управление общественных связей Администрации города Ханты-Мансийска