VK547
01.03.2010 00:00

Владимир Путин уверен, что введение новых образовательных стандартов должно реально изменить к лучшему и содержание обучения, и условия пребывания детей в школах

Премьер-министр Владимир Путин провел 26 февраля в Тюмени заседание в рамках образовательной инициативы "Наша новая школа". Он коснулся темы сельских школ и учительских зарплат, а также определил начало действия новых образовательных стандартов для школ. Менее ожидаемым было другое: премьер заявил, что регионам необходимо поддерживать негосударственные школы.

"Многие из них дают качественное образование, а глав- ное — позволяют учитывать особые нужды тех детей, которым по различным причинам непросто адаптироваться в обычных муниципальных школах", — заявил Путин. Премьер призвал руководителей субъектов федерации уже сейчас "более активно поддерживать успешные негосударственные учебные заведения, в том числе финансировать их на основе государственного задания по установленным в регионах нормативам".

Не обязательно частная

"Развитие негосударственного сектора школ не означает появления большого количества школ частных и, следовательно, коммерческих", — заявил корреспонденту "Газеты" Исак Фрумин, научный руководитель Института развития образования Государственного университета — Высшей школы экономики.

"В таких, скажем так, квазисоциалистических скандинавских странах или Голландии более 50% школ — именно негосударственные. Их создают ассоциации родителей, церковь или крупные корпорации. Как показывает практика, в таких школах более внимательное отношение к ребенку, подростку, юноше. Любопытно, что на Западе даже самые богатые школы стараются отдавать 20% мест небогатым, но умным ребятам. У нас такая практика не распространена вовсе. У нас такие школы могут создавать только энтузиасты, родители или учителя. Крупные корпорации у нас медленно созревают на развитие подобных социально значимых проектов. Единственный пример, который приходит в голову, — это школа, созданная Михаилом Ходорковским. Что касается церкви, то я бы был здесь осторожен.

В то время как у нас намечается чуть ли не ренессанс религиозного образования, в Европе даже орден иезуитов становится все более светским учреждением", — рассказывает Исак Фрумин.

С 1987 по 1999 год Исак Фру мин работал директором экспериментальной школы "Универс" в Красноярске. "Школа хоть была и экспериментальной, но самой что ни на есть государственной. Я всегда ориентировался на потребности своих учеников и их родителей. Но, к сожалению, большинство моих товарищей — директоров школ ориентировались исключительно на начальство", — рассказывает Фрумин.

"Логика поддержки негосударственных школ проста: государство по Конституции гарантирует бесплатное среднее образование, закон "Об образовании" предполагает разные формы собственности у школ. Учредителем может выступать как государство, так и учитель-энтузиаст, меценат или родительское собрание. Все частные школы получают лицензию и госаккредитацию, они имеют равные права с обычными школами. Тем не менее с 2004 года в России возникла проблема дискриминации негосударственных школ. Ранее все образовательные учреждения были освобождены от налога на имущество и на землю. Но потом федерация передала полномочия субъектам и наделила их правом определять налоговые льготы. И субъекты радостно этим правом воспользовались: у госшкол они остались, а негосударственные платят по полной", — рассказывает член Общественной палаты Любовь Духанина, курирующая образовательную тематику.

"Седьмой год одни российские дети бегают во дворе своей школы бесплатно, а родители других платят. А ведь частные негосударственные школы — это не обязательно школы для богатых. Это и школы для детей с ослабленным здоровьем, зрением, слухом и прочее. А кроме того, школы для одаренных детей.

Я с грустью наблюдаю, как частные школы закрываются. Надеюсь, что заявления Путина вызовут обратную реакцию", — говорит Духанина, уже 17 летявляющаяся директором частной школы "Наследник".

По мнению математика и педагога Фрумина, система российского школьного образования "неповоротливая и медленно реагирующая на инновации". "Мне кажется, сейчас необходимо раскачать эту систему, заставить ее переориентироваться на клиента. При этом, развивая негосударственных образовательных провайдеров, нельзя допустить распространения платного образования. Я ведь в глубине души социалист и поэтому надеюсь, что такой институт, как государственная бесплатная школа, сохранится, но будет развиваться", — считает он.

Исак Фрумин называет призывы премьер-министра к главам субъектов федерации помочь негосударственным школам опасным сигналом: "Инициативные группы появятся, а практика показывает, что в регионах зачастую самые интересные школы попадают под пресс чиновников от образования".

"Я знал одну такую школу в Новокузнецке, ее просто съело местное руководство. Их успехи, эксперименты и идеи были у них как бельмо на глазу", — рассказывает он.

Примером школы, созданной родителями, может служить Московская экономическая школа. Председатель правления школы — Александр Захаров, бывший зампред правления Сбербанка, а его замом является Олег Дерипаска, владелец "Базэла".

"Обеспеченные люди не хотели, чтобы их дети учились за границей, но хотели, чтобы их учили, как на Западе. Талантливому руководителю Юрию Шамилову это удалось. Хотя это, конечно, очень дорогая частная школа, куда очень трудно попасть", — рассказывает Фрумин.

О чем еще говорил премьер

Новые образовательные стандарты, которых, как и нового закона "Об образовании", так долго ждут все участники образовательного процесса, будут опробованы в школах с 1 сентября 2011 года.

В Министерстве образования и науки пока ничего конкретного об этом не говорят. Известно лишь, что издательство "Просвещение" еще осенью 2009 года подготовило несколько вариантов новых стандартов. В ведомстве объясняют, что изменения коснутся в большей степени условий обучения, нежели содержания образовательных программ. Владимир Путин же отметил, что "введение новых образовательных стандартов не должно превратиться в пустую формальность, а должно реально изменить к лучшему и содержание обучения, и условия пребывания детей в школах".

Также премьер заявил, что в тех субъектах федерации, где введены новые системы оплаты труда (это зависит от количества учеников в классе), зарплата педагогов растет намного быстрее. По его данным, в 20 регионах-лидерах зарплата учителей сравнялась со средней зарплатой или даже превысила ее, а в семи — превысила на 20%. Одной из новаций проекта "Наша новая школа" стал переход на нормативное подушевое финансирование (запланирован на 2012 год), что позволило повысить зарплаты учителям, утверждают разработчики проекта.

Впрочем, в средней школе № 88 Тюмени (Тюменская область — один из 31 региона, где внедряется комплексный проект модернизации образования "Наша новая школа"), где побывал премьер Владимир Путин, ему рассказали, что заработок преподавателей в последнее время увеличился с 9 тыс. до 22 тыс. рублей.

Владимир Путин и министр образования Андрей Фурсенко также заявили о необходимости переходить от маленьких школ в сельских районах к системе укрупненных учебных заведений.

Содержание "школьных изб" государству обходится в 4—10 раз дороже. Но отказ от классических небольших сельских школ "не должен стать самоцелью".

"Чтобы переходить к системе укрупненных учебных заведений, необходимо создать соответствующие условия: нормальные дороги между селами, энергетическое обеспечение, питание детей, безопасность их передвижения", — заявил премьер. Путин отметил, что "нельзя забегать вперед, но и нельзя отговариваться, что в том или ином месте еще нет условий". "Надо их создавать и двигаться в эту сторону", — добавил премьер.

"Новая школа" Дмитрия Медведева

Проект "Наша новая школа" еще осенью 2009 года инициировал президент Дмитрий Медведев: он служит для реализации комплексных проектов модернизации образования. Инициатива по идее президента должна, прежде всего, помочь совершить поэтапный переход уже в 2010 году на новые государственные образовательные стандарты общего образования.

Второе важное направление — выработка системы поддержки талантливых детей. Другие цели: сохранение и укрепление здоровья школьников; расширение финансово-хозяйственной самостоятельности школ, направленной на обеспечение права граждан на выбор образовательной организации.

Мнения известных людей:

- Елена Папанова, актриса театра и кино, исполнительница роли преподавателя русского языка и литературы в телесериале "Школа"
« Я бы взяла очень многое из того, что было в советское время, когда я сама оканчивала школу, — например, преподавательский уровень. Учитель — это призвание, а сейчас преподавать нередко идут лишь потому, что негде работать. Конечно, хорошо, когда молодежь владеет компьютерами, но главное — чтобы у человека была духовность, и я бы из того времени взяла именно ее. Сейчас нет ни пионеров, ни комсомольцев, но хотелось бы, чтобы и вне школы как-то была организована жизнь детей, чтобы они не шатались по улицам и подъездам, а занимались чем-то полезным — скажем, помогали старикам. И еще. Я сама семь лет преподавала актерское мастерство в Институте современного искусства на факультете режиссеров кино и телевидения, и у меня были ребята, которые не знали, кто такой Чацкий. То есть сейчас на уровне школы люди имеют откровенно слабые знания. »

- Валерий Рязанский, член комитета Госдумы по образованию, первый заместитель руководителя фракции "Единая Россия"
« Это должна быть такая школа, которая, сохраняя лучшие традиции, характерные для русской школы вообще, позволит учащемуся выйти в современную жизнь подготовленным к тем модернизационным схемам, которые предлагает сегодняшняя действительность. Он должен уметь творчески мыслить, обращаться с информационными технологиями, обладать широким кругозором и, главное, применять полученные знания и в вузе, и в своей дальнейшей деятельности. Школа вообще должна учить так, чтобы из простых пареньков и девчушек, приходящих в первый класс, вырастал настоящий гражданин и патриот своей родины. Как раз сейчас новая школа и должна поставить задачу сохранения и применения всего лучшего, что было в русской и советской школах. Сегодня нам нужно четко переосмыслить те традиционные формы, которые нужно будет перенести из нашей прошлой школы в школу современную. На мой взгляд, у нас был слишком резкий переход от старой традиционной школы к новой, что уже отразилось на нашей действительности. Отсюда, кстати, и появление соответствующих фильмов о школе. Так что нужно сохранять все то, что позволяет человеку ориентироваться в нравственном и духовном смысле. Да, можно научить математике, информационным технологиям и так далее, но уроки нравственности и патриотизма школа прививать просто обязана. »

- Виктор Садовничий, ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, академик РАН
« Во-первых, такая школа должна быть хорошо обеспечена учителями, причем не только окончившими педагогические вузы, но и получившими классическое образование в университетах, а также учившимися и в других вузах. Но это обязательно должны быть такие преподаватели, которые именно горят желанием учить детей. Во-вторых, школа должна иметь комфортную среду. То есть и учителя, и родители, и методика преподавания должны создавать комфорт для школьников. И, в-третьих, школа в буквальном смысле должна быть новой, она должна находиться в новом, современном здании, быть оборудована в соответствии с современными требованиями, иметь новый инвентарь и тому подобное. Само собой, в ней должны быть условия для детей с ограниченными возможностями. И, конечно, очень важна содержательная часть, а это включает в себя постоянно обновляемые и отвечающие современным реалиям методики. »

- Андрей Фурсенко, министр образования и науки
« Президент сказал, что школа не должна быть ветхой ни в каком отношении. На самом деле лучше и не скажешь: она должна отвечать не только сегодняшним, но и завтрашним реалиям. Школа должна быть такой, чтобы у каждого ребенка и родителя была возможность выбора, заключающаяся не только в том, что есть некое количество школ, из которых, собственно, и можно выбирать, но и в том, чтобы все эти возможности были хорошими. Но для достижения этого нельзя поставить какие-то четкие и определенные временные рамки, потому что мы всегда будем хотеть большего. То есть какую бы замечательную школу мы ни сделали, нам в тот же момент захочется еще чего-то. Прежде всего в такой школе должны быть современными условия обучения — начиная от коммунальных условий и заканчивая новыми учебниками, оборудованием и так далее. И, главное, в школе должны быть такие учителя, у которых дети не только могли, но и хотели бы учиться. И еще. Обязательно должны быть новые школьные программы, которые не только быстро адаптировались бы к новым реалиям жизни, но, может быть, опережали их и ориентировали в будущее.  »

Статья опубликована в издании "Газета", №34 от 1 марта 2010



ВКонтакт Яндекс Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку