Кем быть — подскажет компьютер

26.12.2007 00:00

Нынешняя молодежь не метит в космонавты, сегодня выбор профессии определяет жизненный успех. Ситуация на рынке труда диктует современный подход к этому вопросу.

О целях и итогах первого этапа профориентационной кампании рассказывает Алексей Варлаков, директор департамента занятости населения округа.

— Алексей Петрович, насколько важна роль профессиональной ориентации в выборе будущей профессии?

— На рынке труда Югры наблюдается несоответствие спроса и предложения. Одна из причин заключается в подготовке квалифицированных кадров. Считаю, что решение проблемы нужно начинать с организации профориентационной работы, которая станет инструментом кадровой политики.
С одной стороны, важно выявить интересы и способности молодых. С другой — необходимо помочь правильно сориентироваться в условиях рыночной экономики. Ведь потенциальные возможности подрастающего поколения должны быть востребованы в обществе.
Сегодня выбор профессии определяет стиль жизни. Если ошибся в выборе жизненного пути, то страдает и сам специалист, который будет трудиться без энтузиазма, не получая достойной оплаты, не выиграет и государство.
Профориентационное тестирование помогает разобраться школьникам в своих наклонностях, в этой работе участвуют педагоги, психологи центра занятости и родители. В совместном процессе находят правильное решение.

— Впервые столь масштабное профтестирование проходит в Югре, какие получены предварительные результаты?

— Профориентационная работа проходит в два этапа: первый — тестирование на компьютере по программе «Профориентатор», которая включает три блока вопросов: оценка структуры интересов, интеллекта и личности. Второй этап — беседа с психологом и родителями на предмет будущей профессии с учетом ситуации на рынке труда. В течение часа старшеклассники ответили почти на двести вопросов.
Компьютер выдал в форме отчета списки профессий, которые максимально соответствуют интересам и способностям личности. Кроме того, составляется индивидуальный психологический портрет тестируемого, поэтому во время собеседования психолог дает более точную характеристику наклонностей школьника. По результатам тестирования психолог-профориентатор службы занятости рекомендует с учетом наклонностей перечень профессий и специальностей, востребованных на рынке труда.
В итоге нами был сделан анализ специальностей, присущих молодежи Ханты-Мансийска. Следует отметить, что среди старшеклассников, принявших участие в тестировании, более 60 процентов составили девушки. Каковы предпочтения школьников? В результате тестирования выяснилось, что почти 30 процентов старшеклассников мечтают работать в сфере бизнеса, на втором месте оказалась сфера «человек — человек», она включает профессии: врача, социального работника, воспитателя, педагога, юриста, менеджера. Более 20 процентов молодежи проявляют интерес к работе с документами, формулами, графиками. К этой области относятся профессии программиста, корректора, бухгалтера, логистика, переводчика. Примерно столько же старшеклассников намерены связать свою трудовую деятельность с техникой. Профессии, требующие художественного восприятия действительности — художник, ювелир, композитор, а также научная сфера меньше всего интересуют старшеклассников Ханты-Мансийска.
Считаю, что вместе с аттестатом об окончании школы выпускник должен получать карту профессионального тестирования. Причем результаты тестирования важно учитывать при поступлении в вуз. По статистике, около 30 процентов студентов после первого курса хотят поменять профиль обучения.

— Насколько совпадают интересы будущих специалистов и требования рынка труда в Югре? Что диктует спрос?

— За 11 месяцев этого года работодатели заявили в службу занятости о наличии почти 90 тысяч свободных рабочих мест в округе. В сфере экономики требуются специалисты строительной отрасли, по добыче полезных ископаемых и работники торговли.
Замечу, главное условие работодателей — нужны профессионалы. Процесс формирования квалифицированных кадров начинается со школьной скамьи, а уровень подготовки профессионала зависит во многом от интересов и способностей индивидуума. К сожалению, у нас пока не налажена система выявления наклонностей будущих специалистов. Соцопросы показывают, что в шести случаях из десяти вопрос — кем быть — решают родители.

— Профориентационное тестирование — это современный и эффективный подход к решению проблемы будущей занятости. Каковы перспективы работы в этом направлении?

— Несомненно, такой подход дает возможность более грамотно и серьезно подойти к выбору будущей профессии. Правда, разовое тестирование может дать не совсем объективную картину. Поэтому следует постоянно проводить психологические исследования, начиная с восьмого класса. Школьник растет, развивается, и только в динамике можно получить наиболее точную информацию. Чтобы объединить в позитивном русле потребности работодателя и желания личности, реализовать потенциал будущего специалиста, нужна система профориентации.
В начале следующего года компьютерное профтестирование будет проведено в крупных городах округа. Необходимость этой работы очевидна. После завершения профориентационной кампании выйдем с инициативой о разработке и принятии окружной программы по профориентации.

Записала Алёна Ленская


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку