ЕГЭ-работа над ошибками

17.09.2003 00:00
А это потребует большой организац. подготовки: учителей-предметников необходимо перед экзаменом обучить. Весь прошедший учебный год образование ХМАО жило под знаком ЕГЭ — единого государственного экзамена. Югра вступила в федеральный эксперимент. Экзамена ждали, им пугали, его боялись. И вот в июне 18 тысяч выпускников средних школ испытание выдержали. О том, с какими трудностями столкнулись ученики и учителя, какие выводы им пришлось сделать, мы говорим с исполняющим обязанности директора департамента образования и науки округа Иосифом Саркисяном.
— Иосиф Семёнович, насколько был готов округ к экзамену, не поторопились ли мы вступить в эксперимент?
— Сейчас я могу сказать абсолютно уверенно — готовы. Хотя единый госэкзамен — очень серьёзная и громоздкая система, требующая значительных человеческих и финансовых вложений. Один только факт: нам пришлось проучить три тысячи учителей-предметников истории, математики и русского языка, директоров школ, организаторов в аудиториях, председателей и экспертов предметных комиссий. По округу было создано 184 пункта, где проводились экзамены.
Психологическое напряжение у выпускников и их преподавателей, конечно же, было — всё новое поначалу пугает. Чтобы уменьшить волнение, мы провели в апреле экзамен-репетицию.
— Слышала, что результаты этого репетиционного экзамена были столь низкими, что только усилило страх.
— Результатов в баллах мы, к сожалению, не получили, а работы с указанием ошибочных ответов вернулись. У преподавателей и учеников был ещё месяц, чтобы разобраться и устранить пробелы в знаниях.
Нельзя сказать, что общий итог экзаменов нас разочаровал, он был ожидаем, хотя работа по улучшению качества преподавания в школах предстоит большая. В нынешнем году одиннадцатиклассники сдавали три экзамена в форме ЕГЭ: по математике — обязательно, по русскому языку и истории — по желанию. Наиболее показателен экзамен по математике. Общая успеваемость по этому предмету составила 80,4 процента, то есть каждый пятый выпускник получил баллы, равные неудовлетворительной оценке и лишь семь процентов — отличной. При этом анализ результатов свидетельствует о том, что выше показатели качества знаний у выпускников малых городов: Покачи, Лангепас, Когалым. А самый большой процент неудовлетворительных оценок в Берёзовском и Сургутском районах. По русскому языку общая успеваемость составила 92,5 процента, семь с половиной процентов двоек, по истории — 86,9 процента, 13,1 — неудовлетворительные оценки.
В целом же средний балл за экзамены у выпускников нашего округа ниже, чем по России — 45,62 балла и 50 соответственно — по математике, 49,51 и 50 — по русскому языку, 48,09 и 49 — по истории.
Если говорить о достижениях, то 98 процентов медалистов подтвердили свои знания. Это значит, медали, выдаваемые в округе, соответствуют качеству знаний. С другой стороны, мы имеем данные о несоответствии выставленных учителями годовых оценок и оценки за ЕГЭ. Так, например, отметки по математике подтвердили 58 процентов выпускников, а понизили 36, по русскому языку подтвердили 64 процента, понизили 31, по истории подтвердили 44,6 процента, понизили 53. В каждой школе необходимо проанализировать эти показатели и определить причины неадекватного выставления годовых оценок.
— Результаты по истории и русскому языку выше от того, что эти предметы выбирались по желанию более сильными учениками?
— Я бы так не сказал. Многие выпускники хитрили, зная, что пока идёт эксперимент, при любом количестве баллов двойки не выставляются, поэтому выбирали ЕГЭ. По этим предметам процент неудовлетворительных оценок достаточно высок, а отличных меньше, чем по математике.
Вообще, анализ результатов единого государственного экзамена показал, что качество знаний учеников зависит, в первую очередь, от учителя. В округе 291 среднее общеобразовательное учреждение, если составить рейтинговую таблицу, исходя из среднего балла по предмету, мы увидим, что в пятёрке сильнейших по математике — Сургутская высшая гимназия-лаборатория Салахова (68,51 балла), общеобразовательный лицей г.Нижневартовска (66,84), общеобразовательная гимназия Урая (62,98), Мулымская средняя школа Кондинского района (60,57) и средняя школа № 8 с углублённым изучением отдельных предметов г.Когалыма (60,39 балла). Как видите, среди гимназий и лицеев, где учатся отобранные по конкурсу дети, — обычная сельская школа, единственная в Мулымье, где нет и не может быть никакого отбора, а знания у учеников есть. В десятку лучших вошли Сибирская средняя школа Ханты-Мансийского района (56,67 балла) и Нижне-Карымкарская начальная средняя школа Октябрьского района (57,25).
— И всё же, число учеников, получивших неудовлетворительные оценки, очень велико. Пока идёт эксперимент, выставляются в аттестат тройки, а дальше — будем открывать целые классы для второгодников?
— В наступившем учебном году департамент образования берёт ориентацию на повышение качества образования. Прошедший год был посвящён формированию и совершенствованию нормативно-правовой базы, нам в любую школу не стыдно пригласить даже министра образования. Сегодня речь пойдёт о качестве преподавания предметов в каждом учебном заведении. После проведения ЕГЭ мы столкнулись с фактами, что в школах одного и того же населённого пункта ученики могут показать на экзамене как наивысший результат, так и наинизший. Это говорит о том, что методические советы городов и районов работают недостаточно. Не отслеживается опыт учителей-“звёзд”, не транслируется по другим школам. Поэтому повышение качества преподавания станет предметом серьёзного разговора на уровне департамента образования.
К концу октября мы должны подготовить своеобразную рейтинговую таблицу по каждому учителю, чьи классы сдавали единый государственный экзамен. Делается это ни в коем случае не с целью наказать педагога, понизить его категорию, а, напротив, помочь ему увидеть ошибки, найти способы их ликвидации.
— По статистике, только один ученик из тысячи получает на ЕГЭ 100 баллов. Есть ли такие выпускники в нашем округе?
— Таких у нас нет. Но свыше 90 баллов получили 59 одиннадцатиклассников: 16 — в Сургуте, 9 — в Когалыме, по 8 — в Нижневартовске и Урае, 5 — в Ханты-Мансийске, по 3 — в Нефтеюганске и Советском районе, 2 — в Нягани и по одному ученику в Югорске и Мегионе.
Наибольшее количество баллов (99) в округе набрал Игорь Подолец на экзамене по математике (Когалым).
— На следующий год сдавать ЕГЭ будет легче?
— С психологической точки зрения — да. Пока не включили в перечень предметов литературу, так как мы считаем, что контрольно-измерительные материалы по этой дисциплине имеют большую долю погрешностей. Поэтому пока одиннадцатиклассникам не избежать выпускного сочинения или изложения с элементами сочинения.
Поможет учителям и сборник методических и статистических материалов по итогам единого госэкзамена в округе в 2003 году, выпущенный департаментом образования и науки. В сборнике даётся анализ экзаменационных работ выпускников по русскому языку, истории и математике и методические рекомендации по совершенствованию процесса преподавания этих предметов.
Мы очень надеемся, что совместными усилиями подойдём к следующему экзамену более подготовленными и результаты получим выше.

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку