VK547
07.10.2003 00:00
Говорят, у художника Тебетева сложный характер. Он действительно суров и строг. Истинный воспитанник сталинской эпохи, когда многое свершалось, несмотря на обстоятельства и человеческие судьбы. Он и сегодня такой же. Без оглядки на время и изменившиеся приоритеты. Но чрезвычайно требовательный к другим, он спрашивает ничуть не меньше с самого себя. Иначе бы никогда в Ханты-Мансийске не появилось это уникальное учреждение культуры — мемориальный музей-квартира самобытного художника-ханты М.Тебетева. На открытие пришли немногие. В основном, близкие и друзья Митрофана Алексеевича. Каждому из гостей была предоставлена возможность сделать надрез на красной ленточке. Символично, что первым перерезал ленточку такой же старожил нашего округа и города, фронтовик, бывший директор 1-й школы, ныне занимающийся музейным делом, Юрий Георгиевич Созонов. “Пусть каждый здесь оставит кусочек своей души”, — комментировал происходящее юбиляр. Впрочем, прикосновение к искусству всегда рождает духовную отдачу. А возвращение в историю, ярким летописцем которой был Митрофан Алексеевич, несёт в себе момент осмысления прожитого человеком и целым народом. Художник приглашает нас в гостиную, центральное место в которой занимает картина “Медвежьи пляски”. Митрофан Алексеевич вспоминает, как приходилось мальчишкой участвовать в этом обряде. Всё сохранившееся в памяти оживает под кистью мастера. История становится осязаемой. Предполагается, что в гостиной со временем разместятся около десяти картин автора. И именно с неё будет начинаться знакомство зрителей с самим художником. В коридоре — “галерея” архивных документов, фотографий, личных вещей художника. Детство, школа, родители, педагоги. Привлекает внимание набросок, сделанный шариковой ручкой. Таким когда-то в 30-х годах было здание Шеркальской школы, в которой учился художник. На другой экспозиции, посвящённой годам работы Тебетева в учреждениях здравоохранения, рисунок здания бывшего Берёзовского райздравотдела, который возглавлял ещё совсем молодой Митрофан Алексеевич. А вот и старый Ханты-Мансийск. Торговый техникум, старая почта, пионерский лагерь на берегу Иртыша, пожарная каланча. Юрий Георгиевич Созонов вспоминает, что картина “Аллея героев”, написанная в 1975 году, вошла в книгу “Седые победители”, ещё ряд картин иллюстрируют некоторые учебные издания об истории округа. Здания погребены под обломками времени. На их месте возвышаются многоэтажные монолиты ХХI века. А в рисунках Тебетева они продолжают жить, напоминая нам о том, как быстро утекает прошлое. В каждом зале музея свой экскурсовод. О годах работы в здравоохранении округа М.Тебетева рассказывает Леонид Филиппович Струсь. Художник Николай Петрович Токарев представляет присутствующим портреты, написанные художником. О совместной деятельности в гражданской обороне Ханты-Мансийского авиапредприятия вспоминает специалист окружного архива Нина Константиновна Нагибина. На открытии вместе с Ниной Константиновной присутствует руководитель окружного архива Людмила Васильевна Набокова. В архиве сегодня 53 единицы хранения — тысяча документов, которые свидетельствуют о жизни и творчестве Тебетева. Целый раздел, целая жизнь, целая эпоха. Одна из комнат музея называется “ковриковой”. Она украшена ковриками, которые когда-то создавала ушедшая из жизни супруга Митрофана Алексеевича — Ираида Митрофановна. И это тоже уже память... Возвращаемся в коридор, отсюда начиналась экскурсия. На стендах документы, свидетельствующие о последних годах жизни художника. Отмечаю для себя удостоверение ещё советских времён — художник является почётным гражданином Ханты-Мансийска. Впрочем, говорят, в связи с изменившимися обстоятельствами оно уже недействительно. 195 фотографий и 200 текстовых документов представлены в музее. Колоссальный труд самого художника. Он хочет успеть оставить что-то и после себя. Может, поэтому так торопится систематизировать и собрать накопленное за годы жизни и творчества. Музей создан самим художником. Тексты написаны от руки, а сами стенды сооружены из коробок. Не думаю, что они представляют собой эстетическую ценность. Экспозиции размещаются в квартире художника, в которой, по всей видимости, заниматься творчеством практически невозможно. Совершенно случайно узнаю, что и презентация стала возможной только потому, что накануне Митрофан Алексеевич продал буквально за бесценок один из натюрмортов. К сожалению, никто до сегодняшнего дня не изучал, не занимался системным анализом его творчества. В последние годы издано несколько великолепных альбомов местных и “заезжих” художников. Но, увы, нет такого альбома Тебетева. “Мы любим говорить красивые слова после того, как человек уходит из жизни, — делилась своими мыслями на презентации вице-президент общественной организации “Спасение Югры” Людмила Александровна Алфёрова. — Тебетев для культуры ханты — самородок, летописец жизни, целая эпоха, как определила финно-угровед, доктор наук З.Соколова. А ведь как важно, когда музеи создаются при жизни художника, когда он может внести какие-то поправки, сделать уточнения дат, фамилий. Пока жив...”


ВКонтакт Яндекс Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку