Задачи разные, а цель одна

28.10.2003 00:00
Уже не в первый раз собираются руководители здравоохранения и образования вместе, чтобы выработать единую стратегию в организации такого учебного процесса, при котором бы создавались условия для сохранения здоровья подрастающего поколения и в то же время не страдало качество обучения и воспитания учащихся. Задача эта чрезвычайно трудная, но решать её необходимо, так как только 17 процентов детей округа в возрасте до 18 лет считаются относительно здоровыми, большая же часть (около 60 процентов) имеет различные функциональные отклонения, и перерастут ли они в болезнь, во многом зависит не только от семьи, врачей, но и от школы. Доказательством тому служат примеры, приведённые директором департамента образования и науки Лидией Пауковой: в тех территориях, где приняты и работают здоровьесберегающие программы, где обращают особое внимание на популяризацию здорового образа жизни, наблюдается стойкая тенденция к снижению уровня заболеваемости. А если бы, по словам Лидии Николаевны, школы получили доступ к данным профилактических осмотров, закрытым сегодня, то можно было бы работу по изменению режима нагрузок, питания и т.д. сделать более эффективной и адресной. В перерыве между докладами мы встретились с начальником управления государственного инспектирования и охраны труда Министерства образования России Валерием Грибановым. — Валерий Иванович, а нет ли здесь некоего противоречия: педагогу необходимо “впихнуть” в голову ученика как можно больше знаний — этого требуют стандарты, а врачу надо создать для ребёнка наиболее комфортные, щадящие здоровье, условия? — За последний год я уже шестнадцатый раз принимаю участие в подобных мероприятиях. Это говорит о том, что государство понимает, что сегодня обеспечить организацию образовательного процесса так, чтобы дети не теряли своё здоровье, — это обеспечить завтрашний день. Экономика не сможет развиваться, если на выходе из школы и вуза молодой человек не будет, кроме знаний, иметь достаточно сил и здоровья для воплощения своих планов. У нас сегодня в стране идёт стойкое снижение численности населения: если в 1991 году в школах страны учились 21 млн человек, то в 2002 году — только 16,5, а в ближайшее время, по прогнозам демографов, их будет около 14. И если на эти цифры воздействовать очень сложно, то постараться сохранить уже родившихся детей здоровыми мы обязаны. Для того, чтобы заработали здоровьесберегающие технологии, требуется обеспечить четыре составляющие: санитарно-гигиенический режим, рациональное питание, грамотные принципы организации учебного процесса и физкультурно-оздоровительной работы. Казалось бы, в чём проблемы? Но каждый из этих факторов требует очень профессионального подхода. Один пример: приказом Минобразования в школьную программу ввели третий час в неделю урока физкультуры. Были возражения: кадров не хватает, методическая литература не разработана и т.д. В связи с этим первая рабочая группа педагогов и врачей предложила: а пусть этот третий час дети сидят в кабинете и изучают литературу о здоровом образе жизни. Пришлось эту группу распустить, так как для того, чтобы ребёнок был здоров, он должен больше двигаться и дышать свежим воздухом. — Валерий Иванович, как на фоне других регионов России выглядит Ханты-Мансийский округ? — Если не считать демографической ситуации, которая у вас очень благоприятная — коэффициент рождаемости более 13, в целом по стране — 8,9, проблем у вас предостаточно. Чуть ниже процент относительно здоровых, чуть выше хроников и детей с соматическими заболеваниями. Хотя в среднем показатели практически такие же, как по России. Не всё благополучно с санитарно-гигиенической обстановкой в школах, это, в частности, касается обустройства компьютерных классов. 10 сентября на совместной коллегии министерств образования и здравоохранения главным санитарным врачом РФ Г.Онищенко было отмечено, что наибольшее количество учреждений образования, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам по параметрам микроклимата, находится в Сахалинской области (62 % учреждений), Якутии (45 %) и Ханты-Мансийском автономном округе (43 %). Если говорить о питании, сегодня в округе 61 процент детей, охваченных образовательным процессом, получает его бесплатно, это в три раза больше, чем по стране, но если учесть, что Югра считается территорией неблагоприятной по климатическим факторам для проживания, эта цифра мала. Много вопросов вызывает и качество питания: сбалансированность, энергетическая насыщенность. Крайне низкая в Тюменской области обеспеченность спортивными залами: только каждая пятая школа имеет возможность проводить физкультурно-оздоровительную работу в полном объёме. Ещё хуже обстоят дела с плавательными бассейнами, а в Башкортостане, к примеру, бассейны имеют более 50 процентов школ. Поэтому при всём том, что сделано у вас в округе немало, судя по соотношению здоровых детей и не очень, работы предстоит ещё очень много. — По роду своей деятельности вам приходится много ездить по стране. Есть регионы, где эти проблемы решаются особенно хорошо. — Поучиться можно у каждого региона, в разной степени прорывы бывают у всех. Не так давно я побывал в Набережных Челнах. В городе 62 школы, мэрия сделала их базовыми для спортивной работы микрорайонов. Для этого выделили школам по 5-7 ставок физруков, и они, кроме обычных уроков — во вторую смену, вечером, в выходные дни — ведут секции, кружки для всех жителей. В результате психологический климат города изменился неузнаваемо. Такой опыт необходимо перенимать. Неплохо было бы поучиться и за рубежом. Я за последние годы часто бывал в Англии, в Оксфорде. Обратил внимание, что там в любую погоду на спортивных площадках, лужайках ученики играют в подвижные игры. Однажды даже спросил: “Как же так, на улице плюс девять, целый день дождь, а дети на улице?” Мне ответили: “Им жить, а дождь будет всегда, пусть привыкают”. Там более прагматично подходят к решению проблем: если движение и свежий воздух полезны, они будут в любое время года. — Говоря о российских школах, врачи зачастую связывают возникновение болезней у детей с перегрузкой, как правило, из-за неразумно раздутых программ, а это — чрезмерная нагрузка на зрение, тяжёлые портфели из-за большого количества учебников, долгое сидение (по 7-8 уроков) в классах, нервные срывы и т.д. — Это связано с прогрессом, с эволюцией общества, быстротой обмена знаний и информации. Раньше можно было получить диплом и всю жизнь пользоваться этим багажом, сегодня же обмен знаний происходит примерно через семь лет. Это вынуждает школы нагружать учеников. Если говорить об обязательной программе, её стараются контролировать. А вот дополнительный компонент отдан по законам демократического общества на откуп общественности. Но она, к сожалению, мало влияет на организацию образовательного процесса. В Англии эти вопросы регулируют попечительские советы, в России, как правило, директор школы. В зависимости от интересов директора появляются в программе дополнительного образования экономика, археология, экология и даже геология. А страдают, конечно, дети. Иногда нам приходится разбираться с вопиющими нарушениями. Последний случай: обратилась к нам мама ребёнка. Мальчик — татарин, живёт в Башкирии. Его заставляют изучать русский язык как государственный, английский — как иностранный, татарский — как родной, а башкирский — так как он живёт на территории этой республики. Выход один — обществу через попечительские советы, советы директоров следует активнее влиять на жизнь, уклад образовательных учреждений. Министерство образования в этом заинтересовано. — Насколько результативны такие встречи? Или собрались, поговорили, а воз и ныне там?.. — Как в любом управленческом деле, всё будет зависеть от того, какое решение выработает коллегия. Если грамотное, адаптированное к существующей реальной ситуации, когда ставятся конкретные задачи и пути их решения, то польза, безусловно, будет. Источник: "Новости Югры" - Татьяна Северская

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку