Проблемы торфяных ресурсов округа

04.12.2003 00:00
Будучи крупнейшим "нефтяным" регионом Российской Федерации, округ является таким же крупнейшим и по запасам торфа. На территории округа, кроме заболоченных земель и болот, расположено 2176 торфяных месторождений с площадью в промышленных границах 13182393 га и запасами 44971031 тыс. тонн торфа (свыше 312 млрд куб.м естественной влажности), что составляет примерно 25 % российских и 10 % мировых запасов торфа. Все эти месторождения имеют государственную регистрацию, кадастровый номер, наименование, нулевую и промышленную границы торфяной залежи, а также утверждённые балансовые или оценённые прогнозно запасы торфа. В Российской Федерации сосредоточено около 40% мировых запасов торфяных ресурсов, и это обстоятельство делает их стратегическими для будущих поколений, поэтому в последние годы опубликовано множество различных нормативных документов на уровне правительства РФ, регулирующих учёт и отчётность, сохранность этих ресурсов, их разработку и использование. Но в округе, даже на официальном уровне (сайт правительства ХМАО, различные выставки, презентации и т.д.), запасов торфа нет. Есть всё — нефть, газ, лес, вода, золото, алмазы и т.д., а торфа нет, притом что нет аналогов среди субъектов Федерации по его запасам. Во всех официальных материалах структур, занимающихся земельными вопросами на территории округа, присутствуют только термины "болото" и "заболоченная территория", а таких понятий, как "торф" или "торфяное месторождение", нет. Видимо, поэтому, ввиду "отсутствия" у нас этих запасов, практически все документы существующей нормативно-методологической базы по учёту и использованию этих ресурсов даже не принимаются во внимание. Благодаря такой "незамечаемости", а также ввиду специфики основного направления природопользования в округе, проблемы сохранения и рационального использования торфяных ресурсов в Югре существуют гораздо в большей степени, чем в других субъектах РФ. Эти проблемы перечислены ниже по мере их значимости. 1. Принцип рационального природопользования при совмещении территорий нефтяных и торфяных месторождений Принцип рационального природопользования при совмещении территорий нефтяных и торфяных месторождений заключается в более осмысленном размещении объектов нефтедобычи на заболоченных территориях. Прежде всего необходимо использовать для застройки мелкозалежные окраины торфяных месторождений и внутриболотные суходолы и уже при необходимости застраивать поверхности торфяных залежей, где есть утверждённые или оценённые запасы торфа. Анализ территорий наиболее типичных торфяных месторождений, расположенных на территории промышленного освоения, показывает, что площадей, пригодных для застройки на их территориях (отсутствуют запасы торфа), — от 25 до 40% (мелкозалежные окраины, внутренние суходолы). Мировая практика размещения объектов нефтедобычи на заболоченных территориях предполагает использование для этих целей, в основном, мелкозалежных участков болот или внутренних суходолов, не только из-за их надёжной эксплуатации в последующем, а также по причине более высокой стоимости поверхности торфяных месторождений, обладающих запасами углеводородного сырья, чем поверхности болот, таких запасов не имеющие. Согласно ст.25 Закона РФ "О недрах" и соответствующему ей Положению "О порядке выдачи разрешений на застройку площадей залегания полезных ископаемых" разрешено производить застройку площадей залегания месторождений полезных ископаемых (включая прогнозно оценённые) только при условии возможности их извлечения или доказанности экономической целесообразности застройки МПИ. При этом необходимо компенсировать ущерб от безвозвратной потери ресурсов согласно ст. 77 Закона РФ "Об охране окружающей среды". Методика расчёта эколого-экономического ущерба (безвозвратные потери торфяных ресурсов и кислородопродуцирующей функции болотного биоценоза) от застройки торфяных месторождений разработана, а её применение на практике существенным образом будет способствовать решению проблемы сохранения торфяных ресурсов округа. По самой скромной экспертной оценке, безвозвратные потери торфяных ресурсов Ханты-Мансийского округа от нерационального размещения нефтепромысловых объектов на заболоченных территориях составляют 20,0 млрд куб. м. Проектирование обустройств нефтегазовых месторождений с учётом рационального природопользования на заболоченных территориях сократит стоимость их строительства, а также повысит безаварийность будущей эксплуатации нефтепромысловых объектов, что будет способствовать более устойчивому развитию территории в экологическом плане. 2. Целевые фонды торфяных ресурсов округа Занимая 34,64% площади округа, болотные системы являются главным элементом географического ландшафта региона. Болота выполняют важную роль в природоохранном и ресурсном аспекте: это регуляторы водного баланса, естественные гигантские фильтры, поглощающие токсичные вещества природного и техногенного генезиса. Специфика торфяных ресурсов заключается в объёме биосферных и экологических функций, которые они выполняют, в зависимости от месторасположения торфяных месторождений, их накопивших, и, поэтому весьма важной экологической проблемой является структура торфяных ресурсов территории, то есть разделение торфяных месторождений на целевые фонды. Предложения по структуре торфяных ресурсов Ханты-Мансийского округа разработаны, и сегодня необходимо только их законодательное закрепление. Торфяные месторождения округа разделены на следующие целевые фонды: сохраняемый фонд — торфяные месторождения, сохраняемые в естественном состоянии по различным экологическим критериям; техногенный фонд — торфяные месторождения, совмещённые территориально с лицензионными участками для добычи нефти и газа; ресурсный фонд — торфяные месторождения, разработка которых на сырьё возможна без существенных экологических последствий. Существующая сегодня практика разработки и согласования водоохранных зон для отдельных лицензионных участков некорректна и противоречит нормативным документам федерального уровня, регулирующим эти вопросы, в силу того, что из зоны внимания выпадают огромные территории торфяных болот, формирующие сток многочисленных рек Среднего Приобъя. Учитывая специфику территории промышленного освоения Ханты-Мансийского автономного округа, необходима разработка единого документа по водоохранным зонам этой территории, с включением болот, формирующих сток в водосборных бассейнах рек Лямина, Пима, Тромъегана, Агана, а также всей площади Сургутского Полесья и притеррасовых болот, обеспечивающих устойчивость водораздельно-склоновых участков рек. Только такой документ, основанный на законодательной базе РФ, и будет служить законным основанием для согласования водоохранных зон для конкретных земельных участков промышленного освоения. 3. Восстановление нефтезагрязнённого болотного биоценоза Применяющиеся сегодня в округе методы рекультивации нефтезагрязнённых поверхностей торфяных болот (по статистике 90 % таких участков находится на торфяных болотах) должны быть запрещены на основании ст.3 ФЗ РФ "Об охране окружающей среды". Такой вывод сделали ведущие специалисты в области охраны и рационального использования торфяных ресурсов РФ после анализа основного документа в этой области: "Рекультивация нефтезагрязнённых земель Ханты-Мансийского автономного округа (практические рекомендации)", так как: "приводят к деградации естественных экологических систем, изменению и уничтожению генетического фонда растений, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды". Существующие в ХМАО способы рекультивации — это попытка вырастить луг на неосушенной торфяной залежи и ничто иное как "потёмкинские деревни", наносящие непоправимый ущерб торфяным ресурсам, так как уничтожается болотный биоценоз — основной кислородопродуцирующий агент для значительной территории промышленного освоения. В постановлении правительства РФ "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации" № 240 от 15 апреля 2002 г. аварийные разливы нефти классифицируются как чрезвычайные ситуации и ликвидируются в соответствии с законодательством РФ. Для выполнения этих требований необходимы новые подходы к ликвидации аварийных разливов нефти, разработка и внедрение технологий рекультивации нефтезагрязнённых участков, которые могли бы выполняться одновременно с ликвидацией аварий, тем самым минимизируя ущерб окружающей среде, при этом не нарушая нормативных и правовых документов по охране окружающей среды и недропользованию. Такие подходы и технологии существуют, однако они долго ещё не будут востребованы только по той причине, что никого не интересует состояние торфяных ресурсов. 4. Добыча и использование торфа для экологических нужд В округе для экологических нужд ежегодно добывается примерно 2-3 млн куб. м торфяного сырья, и по этой причине Ханты-Мансийский округ является не только крупнейшим регионом по запасам торфа, а также занимает второе место (после Московской области) по его добыче. Вместе с тем в "Государственном балансе запасов полезных ископаемых РФ” на 01.01.2002 г., опубликованном Росгеолфондом МПР РФ, добыча торфа на территории ХМАО не ведётся (сведения отсутствуют). Термин "карьер торфа" очевидно появился из практики проектирования добычи общераспространённых полезных ископаемых — песка, глины, щебня и др., однако в ГОСТе 21123-85 "Торф. Термины и определения" такого термина нет. Проектные решения этих "карьеров торфа" не только нарушают практически все нормативные документы по разведке, добыче и использованию этого полезного ископаемого, но и противоречат здравому смыслу. Торф добывается экскаваторным способом из неосушенной залежи, даже без сброса "вековых вод", по сути, из-под воды, при этом для проезда техники засыпается песком до 30% торфяной залежи. В проектах на "торфяные карьеры" разделы по обезвоживанию (сушке) экскавированного торфяного сырья вообще отсутствуют, а торф используется в переувлажнённом состоянии, что скорее приносит вред, чем пользу и противоречит требованиям действующих государственных стандартов к рекультивационному слою почвы, для создания которого он предназначается. Практически вся добыча этого полезного ископаемого на территории Ханты-Мансийского округа ведётся из таких "карьеров торфа" по сути — незаконно. Однако такие проекты получили и продолжают получать необходимые согласования в установленном порядке: отвод земельного участка и положительное заключение государственной экологической экспертизы. Анализ существующей практики добычи и использования переувлажнённого торфяного сырья для экологических нужд показывает, что эффективность такого использования этого природного ресурса практически нулевая, а это те же "потёмкинские деревни", наносящие ущерб торфяным ресурсам и дискредитирующие возможности этого полезного ископаемого. Вместе с тем на территории округа остаётся "бесхозным" или неэффективно используется большое количество "попутного" торфяного сырья, извлекаемого при строительстве различных объектов на заболоченных территориях. Использование "попутного" торфа как вторичного сырья для экологических целей является одним из направлений рационального пользования недрами. Поэтому решение вопросов о его использовании для экологических нужд территории значительно сократит негативную практику бесконтрольной и неэффективной добычи торфяных ресурсов округа. Источник: "Новости Югры" - Константин Лопатин, директор Ханты-Мансийского регионального отделения межотраслевых эколого-экономических исследований РАЕН; Ирик Юсупов, заместитель директора ХМРО РАЕН; Валерий Толстограй, директор ООО “Научно-производственный центр "класс" ХМРО РАЕН Нижневартовск.

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку