Дела транспортные

09.02.2004 00:00
Наверное, их много, но всё же специалисты сходятся в одном: одна из главных причин — слабая подготовка водителей. Сегодня на этом рынке работают государственные, муниципальные и частные автошколы. Какие знания и практические навыки они дают тем, кто тратит, прямо скажем, немалые деньги ради того, чтобы получить заветные водительские права? По заданию комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения при правительстве округа сейчас проводится проверка автошкол... Без году неделя... за рулём Легко ли получить права на управление автомобилем? Не трудно, как утверждает моя знакомая. Представь медицинскую справку, заплати несколько тысяч — и ты уже курсант автошколы. Правда, с учётом повальной автомобилизации округа на этот вид услуг существует повышенный спрос, и автошколы выстраивают желающих в очередь. Но если уж тебя включили в список, до сдачи на права доведут. Как призналась знакомая, опасения мужа, что "инструктор будет хватать за коленки", не оправдались: тот оказался молчаливым, необщительным человеком, и эта черта знакомой поначалу понравилась. Но ей хватило двух занятий по вождению, чтобы понять: молчание — не всегда золото. Как любая женщина, у которой с техникой достаточно натянутые отношения, она хотела, чтобы инструктор по вождению был более красноречивым в рамках отведённой учебной программы. Но на все "профессиональные вопросы" он отвечал скупо и маловразумительно. Это раздражало. Особенно в преддверии приближающегося экзамена по вождению. "Не сдам! Завалю! Он ничего не объясняет", — паниковала она и заставляла мужа в свободное время подрабатывать у неё инструктором. Чьи же всё-таки уроки ей больше пригодились — инструктора или мужа? — она и сама толком не поняла, когда сдала экзамен по теории и вождению. Но за руль она садится крайне редко. На вопрос: "Почему?" — отвечает коротко: "Боюсь!" Но таких, как она, завершивших трёхмесячный курс обучения и неуверенных в себе, совсем немного. Всё происходит как раз наоборот: на дорогах в побитых "Жигулях" и сверкающих "Ауди" мчатся те, чей профессиональный стаж исчерпывается несколькими месяцами. Держись, пешеход! По данным ГИБДД, в 2003 году в округе было зарегистрировано 337 дорожно-транспортных происшествий, виновниками которых стали водители, чей стаж не достиг одного года. Это почти на четверть больше, чем в предыдущем году. При этом 45 человек погибло, 477 получили ранения. Анализируя эти происшествия, специалисты пришли к такому выводу, что больше всего аварий происходит (и это надо запомнить!) из-за несоответствия скорости конкретным условиям; несоблюдения очерёдности проезда; нарушения правил проезда пешеходных переходов; несоблюдения дистанции; управления автомобилем в нетрезвом состоянии. В этом случае возникает вопрос: чему же научила водителей автошкола, если покинув её стены несколько месяцев назад, они начисто забыли обо всём? По данным окружного департамента транспорта, связи, на территории автономного округа подготовку водителей осуществляют 80 организаций, в том числе — 15 государственных, 19 муниципальных и 46 частных. * * * Из интервью с руководителем Ханты-Мансийского окружного отделения Российской транспортной инспекции А.Дроботом: — Александр Фёдорович, какую оценку вы выставили бы автошколам за подготовку водителей? — "Плохо", а иногда "очень плохо". В конце 2003 года в Москве прошло заседание комиссии по безопасности движения при правительстве Российской Федерации. Как было заявлено, ежегодно на дорогах гибнут свыше 30 тысяч человек, 250 тысяч становятся инвалидами, материальный ущерб исчисляется в 9 млрд рублей. Цифры страшные, поэтому поставлена задача изменить ситуацию, и начинать надо с проверки работы автошкол, деятельность которых сегодня лицензируют органы образования. Правда, получить лицензию на открытие автошколы в департаменте образования — это лишь полдела, нужно ещё добиться аккредитации в Минтрансе. И тем не менее первичное звено — это получение лицензии. — И много ли их выдано? — Мы сделали запрос в лицензионную палату, которая занималась этим вопросом до 1998 года, а также в департамент образования. В цифрах есть расхождения, да это и понятно. Некоторые автошколы за прошедшие годы прекратили существование, и сегодня реально можно говорить о 80-ти. Их сейчас проверяет специально созданная комиссия, куда вошли представители в том числе окружного отделения Российской транспортной инспекции. Проверено 68 учебных заведений, и можно сказать, что все они функционируют, нарушая те или иные правила, а почти половину из них можно закрывать хоть сегодня. — Почему? — Автодром, учебные классы оборудованы недостаточно, нередко квалификация самих преподавателей и мастеров по вождению не соответствует предъявляемым требованиям. Мы не исключаем, что при такой профессиональной подготовке сами преподаватели бывают снисходительными, не требовательными к своим ученикам. Я не уверен, что во всех автоинспекциях при сдаче экзаменов подходят к этому серьёзно и основательно. Как видите, выстраивается цепочка, звенья которой на каждом этапе становятся всё слабее и слабее, и когда плохо подготовленный водитель выезжает на дорогу, эта цепочка рвётся. Последствия страшные — смерть, травмы участников дорожного движения. Знаете, что меня больше всего поражает? Беспечность самих водителей. Согласитесь, ни в автошколе, ни в ГИБДД, где они сдают экзамены, их ведь не учат ехать на красный свет, обгонять, выезжать на встречную полосу — так почему же они это делают? — Вы начали с проверки автошкол. Что дальше? — Думаю, в первом квартале мы завершим эту работу и по её итогам проведём совещание. Скорее всего кое-кому придётся расстаться с вожделенной лицензией, дающей право вести подготовку водительского состава. Вообще в округе остро стоит вопрос подготовки механиков, инженерно-технических работников в сфере транспорта, и это при его огромной насыщенности... На мой взгляд, существующее положение, когда лицензию на открытие автошколы, организацию учёбы выдаёт департамент образования, не совсем верное. В интересах дела было бы лучше, если бы эту функцию закрепили за департаментом транспорта, связи округа, где есть специалисты. Возможно, так когда-нибудь и будет, но пока есть то, что есть. И мы должны навести порядок в деле обучения водителей. Слишком высокую цену платит сегодня общество за слабую постановку этой работы. * * * Не знаю, согласится ли моя знакомая со словами главного транспортного инспектора округа. Но на мою просьбу ответить на вопрос: как, на её взгляд, нужно поставить дело обучения водителей, она ответила честно: "Лично я на месте мастера по вождению и инспектора ГИБДД не выдала бы мне водительские права. Потому что меня не научили не бояться автомобиля. Ещё я бы увеличила время на практические занятия. На курсах много времени уделяется теории, например, мы долго изучали устройство двигателя, как будто из нас собирались готовить слесарей или механиков. А состав нашей группы — это 90 процентов женщин, при этом почти у всех есть мужья, и они уже точно помогут в ремонте. А незамужние вряд ли будут копаться в двигателе — они отгонят машину в автосервис. При этом "вживую" никто из нас двигатель не видел — только на стендах и макетах. Так что полученные в автошколе теоретические знания у меня тотчас выветрились. Вообще, теория должна больше сочетаться с практикой, а этого попросту нет. Помню, выехала я с инструктором на автодром, и что-то случилось с машиной. Он поднял капот, и я, воспользовавшись случаем, попросила его показать детали автомашины. Он недовольно буркнул: "Что показывать? Придёт время — узнаете". Но для меня оно так и не наступило. Возможно, мне попался плохой инструктор. Но в таком случае руководству автошколы надо подбирать других — коммуникабельных, с педагогическим даром всё растолковать даже самому несмышлёному ученику. И ещё одно: обучать надо не только на "раздолбанных" машинах из прошлого века, но и на современных, где только кнопки нажимаешь, и обучать так, чтобы действия водителя довести до автоматизма. Мой небольшой опыт вождения подсказывает: получить права нетрудно. Труднее не "вляпаться" в аварию". ПО ДАННЫМ: 1. Департамента образования и науки... На протяжении последних лет отмечается снижение качества обучения водителей, что подтверждают результаты сдачи экзаменов в подразделениях Госавтоинспекции. Так, если в целом по Российской Федерации квалификационные экзамены с первого раза в 1997 году сдали 68,2 % от общего числа подготовленных водителей, то в 2002 году — 65,7 %. Эти показатели ещё ниже у лиц, прошедших обучение в негосударственных образовательных учреждениях (65,2 %) и учебных заведениях Минобразования (62,7 %). В настоящее время в округе подготовкой и переподготовкой водителей занимаются учебные заведения всех форм собственности. В 2003 году (по неполным данным) подготовлено 22,5 тысячи водителей разных категорий, в том числе в негосударственных учреждениях — 18 тысяч, в государственных (муниципальных) — 4,4 тысячи. В течение 2003 — начале 2004 года прекратили свою деятельность (не были лицензированы) четыре учреждения. В 2004 году у 38 учреждений заканчиваются лицензии на право подготовки водителей. 2. Департамента транспорта, связи... Комиссия по проверке предприятий и организаций, осуществляющих образовательную деятельность по подготовке водителей, выявила, что в Ханты-Мансийске, Сургуте, Нягани, Нижневартовске, Радужном, Пыть-Яхе большинство частных автошкол не имеют необходимой производственной и материальной базы, автодромов, чтобы организовать нормальный учебный процесс. В большинстве отсутствуют наглядные учебные пособия, не хватает аттестованных сотрудников, ответственных за выпуск автотранспорта. В то же время есть государственные учебные заведения, которые более качественно подходят к процессу обучения водителей. Одно из них — Сургутский учебно-курсовой комбинат автомобильного транспорта, который с 1984 года обеспечивает подготовку квалифицированных водителей, взаимодействуя с Министерством транспорта РФ, департаментом транспорта, связи автономного округа, департаментом образования и науки автономного округа, Российской транспортной инспекцией. Комбинат постоянно повышает квалификацию работников, обновляет учебные пособия, внедряет передовые методы обучения и является одним из лучших предприятий по подготовке водителей. ...Окружной ГИБДД Роль ГИБДД в проверках учебных заведений заключается в проведении обследований материально-технической базы, которая включает в себя автодромы, учебные автомобили и наглядные пособия по правилам дорожного движения и устройству автомобилей. В 2003 году обследовано 54 автодрома, из них недостатки отмечены на 23-х. В основном это отсутствие соответствующего покрытия, обеспечивающего хорошие сцепные качества, и нехватка оборудования для выполнения предусмотренных методикой квалификационных экзаменов. Источник: "Новости Югры"

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку