Тонкости дополнительного образования

14.05.2004 00:00
На этот раз темой разговора стало развитие системы дополнительного образования. Два года назад было принято решение о создании в ЮНИИ ИТ Центра дополнительного профессионального образования. За год здесь обучилось более 300 слушателей по различным направлениям. Сегодня на территории округа ЮНИИ ИТ развивает общую систему образования. Уже выстроена непрерывная цепочка - открыта физико-математическая школа, в ЮГУ действует факультет информатики и прикладной математики, сейчас на нем обучаются около 200 студентов по двум специальностям: прикладная математика и автоматизированная система обработки информации. В прошлом году в институте начала работать аспирантура. По словам заместителя директора ЮНИИ ИТ, доктора технических наук Алексея Камышникова, сейчас существует потребность людей в дополнительных формах образования. - Вначале мы развивали эту систему дополнительного образования в Ханты-Мансийске, - сказал Камышников. - Но с открытием регионального Центра дополнительного образования мы распространяем эти формы и на округ. Год назад совместно с Государственной окружной библиотекой институт начал реализовывать проект по созданию корпоративной электронной библиотечной сети автономного округа. Сегодня выполнен первый этап. Теперь школьники и студенты имеют свободный доступ к учебникам, книгам, статьям по информационным технологиям и математике, которые представлены на сервере института (всего около 1500 наименований). Сотрудниками ЮНИИ ИТ разработан технический эскизный проект создания электронной сети библиотек округа, который будет представлен для рассмотрения в правительство автономного округа. По мнению Алексея Камышникова, данный проект будет востребован, поскольку дает возможность потребителям отдаленных районов получить доступ ко всем электронным базам данных городов округа, России и зарубежья. - Наш институт является научной структурой, - говорит руководитель Центра дополнительного образования ЮНИИ ИТ Галина Вандышева. - В первую очередь он решает глобальные задачи в научно-исследовательской деятельности. Но поскольку здесь сконцентрирован мощный научный, профессорско-преподавательский состав, логично, что потенциал знаний, которыми владеют наши ученые преподаватели, просто необходимо передавать во всех областях образовательной деятельности. Перед нами была поставлена задача выбрать самые основные направления, которые мы своими силами можем закрывать, используя информационную базу ЮНИИ ИТ. В апреле прошлого года мы получили лицензию окружного Департамента образования и науки на реализацию программ дополнительного образования по 19 направлениям. Акцент делается на информационные технологии, начиная от пользователей компьютеров, от основ компьютерной грамотности и заканчивая более высокими уровнями и курсами: Oracle, Linux, Microsoft. Поскольку у нас создан центр по вопросам экологии, мы работаем с Управлением по охране окружающей природной среды. У нас есть проект по созданию и реализации программ дистанционного образования в сфере экологии. В Центре дополнительного образования прошло несколько семинаров для представителей СМИ. Еще одно из направлений - языковая подготовка: английский, французский языки. Центр работает с физико-математической школой и ведет подготовительные курсы для поступающих в вузы. Также в Центре проходят курсы подготовки государственных служащих. Не так давно 72-часовую программу по повышению квалификации прошли специалисты Управления кадровой политики Губернатора. 42 сотрудника Правительства ХМАО (из высшего эшелона власти) получили дипломы о профессиональной переподготовке, пройдя обучение по 600-часовой программе по специальности «Государственное муниципальное управление». Кроме того, в институте есть возможность качественной записи на CD-диски лекционных курсов, которые читают приезжие профессора. - Наши самые большие планы – это развитие программ дистанционного образования, - говорит Г. Вандышева. - Возникла проблема очно-заочных дистанционных курсов. Сейчас от Управления по охране окружающей природной среды поступил заказ на разработку программы обучения в дистанционной форме по геоинформационным технологиям в сфере охраны окружающей среды. Сейчас очень большую роль будут играть смешанные программы, которые позволяют сокращать время пребывания слушателей. Мы посчитали экономический эффект программы дистанционного обучения. Например, если в Москву выезжает специалист и находится там на двух- недельных курсах, то командировочные расходы обходятся минимум в 20 000 тысяч рублей. - В Центре используются совершенно новые педагогические и информационные технологии, - рассказывает кандидат физико-математических наук, ведущий научный сотрудник ЮНИИ ИТ Людмила Алсынбаева. - Если мы говорим о педагогических технологиях в дистанционном обучении, то это непривычный для нас набор приемов: лекции, семинарские занятия, опросы и т.д. Интересно, что и Интернет-технологии, и электронные средства дают нам возможность эти новые формы развивать и изобретать новые. Речь идет о большой доле самостоятельной работы обучаемого. Мы сейчас осваивали систему дистанционного обучения и технологию подготовки учебных материалов для этой системы и увидели, что есть материал, который готовится как некий шаблон. Это весь учебный материал по курсу. Под конкретную группу обучаемых, с учетом их уровня подготовки готовятся на базе этого шаблона отдельные программы, которые можно быстро перерабатывать, модифицировать. Они гораздо более мобильны, чем те программы, которые мы даем в основном учебном процессе. Существует много споров о том, насколько эффективно дистанционное образование. По мнению сотрудников института, для нашего региона это актуально, поскольку населенные пункты с небольшим числом жителей, разбросаны на большой территории. Начальник отдела науки и профессионального обучения Департамента образования и науки Валерий Галкин так выразил свое мнение относительно дистанционного обучения: - Все вы помните, что дистанционное обучение – это идея бывшего министра образования России Филиппова. С его приходом эта технология стала развиваться. Совершенно очевидно, что для дневного, очного обучения эта система не годится. Она может использоваться только в качестве какого-то дополнительного инструмента. На мой взгляд, может быть за дистанционной формой и будущее, но только как дополнительной формы к дневному и заочному обучению. Специалисты ЮНИИ ИТ рассказали журналистам и о перспективной программе «Молодой информатик Югры». Сегодня есть необходимость в том, чтобы давать специальные знания и преподавателям информатики, и учащимся школ, а также внедрить в школы округа новые информационные и мультимедийные технологии, Интернет-технологии. Кроме того, создается система выявления и поддержки талантливой молодежи в области информатики. У школьников есть возможность проявить и развить свой интерес к дальнейшей подготовке в этом направлении. Это потенциальные абитуриенты для физико-математической школы и Югорского государственного университета. Источник: Наталья Борисова – «Самарово-Ханты-Мансийск»

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку