СПИД: разгадку болезни подскажут гены

11.01.2005 00:00
Специалистам удалось определить важное различие на генетическом уровне между обезьянами и человеком. Дело в том, что у резус-макак есть определенный ген, благодаря которому ВИЧ им не угрожает. Поэтому эксперты считают, что достаточно всего одной мутации этого гена у человека, чтобы блокировать болезнь. Джонатан Стой, руководитель исследования, утверждает, что данное открытие имеет огромное значение для разработки эффективного лечения чумы ХХ века. "Теоретически возможно взять клетки ВИЧ-инфицированного человека, придать им способность сопротивляться СПИДу, внедрив туда измененный ген, и вернуть клетки обратно. Эти клетки затем смогут блокировать развитие болезни", - сообщает ученый. Кроме того, он говорит и об альтернативе такой терапии. Речь идет о разработке лекарства, способного активизировать человеческие гены в борьбе с недугом по тому же принципу. Уникальность данного открытия заключается в том, что одно-единственное изменение аминокислоты в протеине способно сделать клетку невосприимчивой к вирусу. Кристофер Гэдд, издатель журнала HIV & AIDS Treatments Directory, пояснил, что ученые предлагают заменять белые кровяные тельца пациента на клонированные с новыми генетическими свойствами. Разумеется, подобная терапия будет проводиться на индивидуальной основе. Гэдд отметил, что "теоретически это возможно, но практически с имеющимися на данный момент технологиями эта процедура оказывается слишком дорогой". А ученые из американского Национального института исследований аллергии и инфекционных заболеваний сообщили, что разработали методику, которая позволяет определить риск заболевания СПИДом. Устойчивость некоторых людей к заражению вирусом иммунодефицита обусловлена дополнительными копиями гена, который контролирует проникновение ВИЧ в клетки организма. У каждой нации количество копий свое. Исследование проводилось на 3,4 тыс. ВИЧ-положительных и ВИЧ-отрицательных людей различного происхождения. Как выяснилось, у здоровых взрослых афроамериканцев в среднем по 4 копии этого "спасительного" гена, тогда как у латиноамериканцев и американцев, имеющих европейские корни, в среднем по 3 и 2 копии соответственно. У каждой нации свой средний показатель их количества. Таким образом, в зависимости от популяции каждая дополнительная копия гена белка снижает риск заболевания на 4-10%. На основании этого открытия предполагается разработка скринингового теста для выявления людей с повышенной или пониженной восприимчивостью к ВИЧ. В свою очередь, это поможет врачам адаптировать режим лечения, а также испытание вакцин. Источник: Утро.ру - Светлана ТЕРЕШИНА

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru