Что такое хорошо и что такое плохо?

19.01.2006 00:00

Когда все было единым, сначала все ходили в октябрятах, потом в пионерах, и комсомольцами покидали школьные стены. Но наступила эпоха перемен. В годы перестройки забыли о гармоничной и всесторонне развитой личности.

Какая она, современная система воспитания, и что диктует педагогическая наука?

Об аспектах воспитания

— Проблемы воспитания всегда и во всем мире носили актуальный характер. Решения их сложны, компромиссны и противоречивы, — отметил Иосиф Саркисян, заместитель директора департамента образования и науки Югры.

По мнению педагогов, главное в воспитательной работе сегодня — развитие творческой самостоятельности и самореализации детей. Успех зависит от позиций государства, общества и семьи.

Впервые за многие десятилетия в государственных документах РФ

 — Национальной доктрине образования и Законе «Об образовании» — определены цели воспитания и обучения как единого процесса и намечены пути их достижения. Государство делает ставку на образованных, нравственных, способных самостоятельно принимать решения.

Но результат сразу очевиден в учебе, а чтобы взрастить хорошие плоды на ниве воспитания, нужны время и благодатная почва. А в округе, по словам Иосифа Семеновича, до 2002 г. заявок на строительство новых учреждений дополнительного образования почти не поступало, хотя 70% заведений этой сферы находятся в приспособленных помещениях.

Последний объект — дет- ский юношеский центр в Белоярском — был сдан в 2003 г. Хотя в перспективе до 2010 г. запланировано по-строить 7 учреждений дополнительного образования: в Сургуте, Ханты-Мансийске, Урае, Октябрьском и Советском районах.

От формы к содержанию

- Содержание дополнительного образования изложено в программах нового поколения и усовершенствованных методиках педагогов.

В нашем округе реализуется более 450 программ. Причем половина из них — государственные, около 15 процентов — авторских. Наибольшей популярностью у детей и родителей пользуется художественное творчество. Большие возможности для его развития предлагают 33 художественные школы и 1 703 объединения: мастерские, студии, клубы.

Второе по значимости — эколого-биологическое направление. Оно объединяет более 15 000 детей. Самым массовым видом занятий признан спорт. К сожалению, по оценке специалистов департамента, слабо развито техническое творчество.

6 лет подряд проходят слеты детских общественных объединений. На начало 2005 г. их зарегистрировано в Югре более двухсот. Основные направления деятельности: гражданско-патриотическое, экономическое, спортивно-оздоровительное, туристско-краеведческое.

Традицией стало проведение весенних сессий окружной школы «Лидер XXI века», где молодые проходят курсы актерского мастерства, психологии общения. Педагоги сравнивают воспитание с дополнительным питанием: оно восполняет то, чего не хватает человеку.

В Ханты-Мансийске 10 общеобразовательных школ и пять учреждений дополнительного образования. В свободное от учебы время около 2 800 школьников города (60 % из 6 000) посещают детский дом творчества, станции юных туристов, натуралистов, техников.

Комитет по образованию Ханты-Мансийска работает в рамках программы «Интеграция воспитания и дополнительного образования». По словам Елены Третьяковой, начальника отдела дополнительного образования городского комитета, главная цель — создание условий для самообразования, самопознания и самореализации. Проще говоря, помочь ребенку найти свое место в жизни. Остальные 40 % свободное время проводят на улице или дома. Одна из причин — желание детей и возможности предлагаемых услуг не совпадают.

Школа № 8. Во внеурочном расписании — 13 кружков, секции и несколько факультативов. По словам Татьяны Кизиковой, зам. директора по воспитательной работе, в школе не хватает помещений для дополнительных занятий в кружках и секциях.

Последние 2 года с изменением ситуации с финансированием не поступало средств на обновление материальной базы. Что думают родители по этому поводу?

Ирина Анохина: — Кроме уроков, у детей должно быть увлечение обязательно. Во-первых, это стимул. Во-вторых, он получает навык общения в коллективе.

Лариса Витальевна, сын учится в 11 классе: — Основы воспитания закладывают в семье. Главная забота лежит на родителях, а школа может только помочь в развитии нравственных начал. Последние годы много ценностей утеряно в стране, поэтому неправильно винить только учебное заведение. Автор: Алена Ленская Кстати

Особое мнение у специалиста по вопросам педагогики Олега Шнырева, кандидата педагогических наук: — Безусловно, воспитательные цели связаны с общественными установками, их определяет государство. В советском обществе было понятно: создавали человека коммунистической формации. Сейчас в государстве нет определенных целей, политика ориентирована на Запад. Власть прикрывается общими фразами о формировании общечеловеческих ценностей, идеалах свободного человека. И не известно, какое новое поколение нужно обществу?

Школьные мероприятия носят развлекательный характер. Вероятно, умение веселиться будет главной чертой человека будущего и заложит нравственную установку о том, что жизнь есть праздник. На мой взгляд, в России пора задуматься: что с нами происходит.

Вопрос воспитания судьбоносный для общества. Изменить ситуацию можно в масштабах округа, для этого есть правовые возможности: вынести на обсуждение вопрос о воспитании и принять документ на законодательном уровне, сформулировать цели воспитательной работы в школах на уровне регионального компонента и определить воспитательный стандарт.

Когда в мире все относительно — это либерализм. А что такое хорошо и что такое плохо — понятия совершено определенные. И они абсолютны для всех: детей, родителей, общества и власти.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку