Сегодня Широкую Масленицу блинами встречаем

27.02.2006 00:00

В этом году у Масленницы - юбилей, ровно 1000 лет назад начали отмечать этот православный праздник.

Ближайшие сытные 7 дней предшествуют самому большому у православных христиан Великому посту. В этом году сорокавосьмидневное воздержание от скоромной пищи и плотских утех начнется 6 марта и завершится Пасхой, 23 апреля.

Уже в дни Масленицы нельзя есть мясо, зато на столах появляются русские блины. Масленица — один из немногих старинных языческих праздников проводов зимы, сохранившихся в России и после принятия христианства в 10 веке.

Каждый день широкой Масленицы на Руси имел свое название. Так, понедельник называется "встреча", когда выбирается место на пригорочке, где устанавливается чучело Масленицы. Вторник зовется "заигрышем", в этот день строятся балаганы, люди начинают ходить друг к другу в гости.

Среда — "лакомка", в этот день пекутся самые вкусные блины. Причем, первый блин отдается прохожему, чтобы помянул усопших, второй — матери, третий — отцу, следующие три — сестрам и братьям, седьмой можно есть самому маленькому члену семьи.

В четверг начнется "разгул" — самый веселый день Сырной седмицы, день любимой народной забавы — "взятие снежного городка". Создавались две команды: одна занимает позиции весны, и в конечном итоге побеждает, другая — зимы, которая отчаянно обороняется.

В пятницу — "тещины вечера", зятья идут к теще на блины. В субботу — "золовкины посиделки", последний день — "прощеное воскресенье", когда все просят друг у друга прощенье, а куклу-Масленицу торжественно сжигают.

Православные же сегодня чтят память равноапостольного Кирилла (учителя славянского), а также преподобных Авксентия и Марона. В народе на Руси говорили, что Кирилл поля утучняет снегом выпавшим.

Это и день взаимоблагодарения. Повитухи ждали с гостинцами женщин, у которых они принимали роды. А мужья готовили для жен натуральное пиво, чтобы те угощали полезным напитком своих повитух с пожеланием многих лет.

А еще в Кириллов день следили за погодой. Так, хорошая погода предвещает морозы. 27 февраля синоптики обещают — 5 — 3 °C, снег, давление 754-756 мм рт. ст., ветер южный 3-6 м/с. В ночь на 28 февраля — без осадков — 7 — 5 °C, давление 753-755 мм рт. ст., ветер юго-западный 2-5 м/с.

*    *    *

Главный зимний праздник славян был связан с культом Солнца

Главную роль в земледельческой религии славян играли обряды и праздники, связанные с различными периодами сельскохозяйственного производства. По своему характеру эти обряды носили преимущественно магический характер и составляли целостный календарный цикл. Круг обрядов и праздников начинался зимой, в то ее время, когда дни становятся заметно длиннее, когда "солнце поворачивает на лето". Это был момент рождения бога солнца, и с ним связывалось множество обрядов и праздников, завершавшихся масленицей, содержавшей такие обряды, как зазывание, или призывание весны, проводы зимы и сожжение ее соломенного чучела.

Главным блюдом масленицы были блины. Они, несомненно, более позднего происхождения, чем сам праздник весны, и своим румяным желто-красным цветом и круглой формой символизируют "нарождающееся" солнце. В разных частях земного шара отношение к солнцу было очень похожим - малые и большие народы обожествляли Солнце, веря, что жизнь и существование напрямую зависит от его влияния. Среди многочисленных стихий, небесных тел и объектов Солнце всегда ставилось на первое место: ему поклонялись, приносили жертвы, дары и молитвы, воспевали в легендах и сказаниях.

Солнце как символ счастья

У антов, живших между Днестром и Днепром в VI - VII вв. сначала почитался лишь Перун - бог-громовержец. Через три века в религии антов-русичей появляется "скотий" бог Велес, и затем, при Владимире Святославиче Хорс - бог солнца. Ярило, Даждьбог, Световид - присущие богу солнца. Коло - солнце-младенец отсюда "коляда". Среча - ночная богиня. Белбог - хранитель, податель добра, удачи, справедливости, имя означает благо, то есть доброго бога.

Солнце у славян было синонимом счастья. Оно считалось благим и милосердным существом, чистым и ослепительным, пробуждающим земную жизнь. Одним из его воплощений является и Белбог - бог счастья, удачи, добра. Святилище его строили на холме, открытом солнцу, а многочисленные золотые и серебряные украшения Белбога отражали игру лучей и даже ночью озаряли храм, в котором не было ни одного темного уголка, ни единой тени. Жертвы этому богу приносили весельем, играми, пирами. Он представлялся старцем с длинной белой бородой, в белой рубахе и с посохом в руках. Заблудившихся в лесу путников он выводил на дорогу. В народных сказках герои в трудных случаях жизни обращаются непосредственно к солнцу или другим светилам. Солнце наделяют титулом князя, а губительное действие зноя воспринимают, как его гнев, наказание огненными стрелами.

Согласно трудам Платона, люди поклонялись солнцу еще в Атлантиде, принося ему в жертву цветы и фрукты. А, возможно, и пекли блины, символизирующие главное божество. В древнем Египте Солнце считалось правым глазом бога Неба, который по старому представлению кочевников отождествлялся с соколом, парящим над землей. Позднее оно стало рассматриваться как глаз Ра - бога утреннего солнца, который, соединяясь с Атумом и Хепри - богами дневного и вечернего солнца - как правитель мира пересекает небесный океан в своей ладье, сопровождаемый богом мудрости Тотом и богиней истины дочерью Маат. Согласно "Текстам Пирамид", солнечный диск между рогами Хатор - богини-коровы, олицетворяющей само небо - это солнечный глаз.

В Индии каумары поклоняются Кумару, младшему сыну Шивы и Парвати, известному также как Сканда, Субрамани, Картикейя и Муруган, изображаемому в виде молодого прекрасного аскета. Это направление распространено в Южной Индии. Сауриты почитают Сурью - бога солнца. В Индии малочисленные последователи этой традиции остались в основном в штатах Ассам, Орисса и Бенгал. Солнечный бог Вивасват и его дети. Боги Васу и Дьяус - Бог неба.

Индейский Дух бога солнца согревает душу, укрепляет дух, подвигает на дела великой силы и храбрости. Индейцы поклонялись этому древнему символу как подателю пищи, первопричине жизни и удачи. Распространение лучей при его изображении в четырех направлениях указывало на всеготовность, возможность отразить любые атаки и жизненные невзгоды.

Солнце могло быть двуликим

У арабов календарь лунный, а не солнечный, поскольку луна исцеляет и дарит прохладу. Однако мусульманский праздник Ид Аль-Адха ("величайший праздник"), праздник жертвоприношения, который начинается 10 числа месяца зу-ль-хиджжа и длится три-четыре дня, посвящался набирающему силу весеннему солнцу, силу которого укрепляли жертвоприношением белых ягнят-первенцев. Этот праздник совпадает с завершением обряда ежегодного паломничества в Мекку. Жертвенный ягненок в языческой древности ассоциировался с царем, который восходил на свой престол как раз на новый год: царь принимал на себя ответственность за народ и жертвовал за него своей жизнью. Равно, как солнце восходило и непременно должно было закатиться.

В религии финикийцев благодетельной силой солнца считался Ваал, а Молох, бог огня и войны - его разрушающей силой. В Финикии и Карфагене Молоху приносились человеческие жертвы путем сожжения, подчеркивая тем самым ненасытную, страшную, испепеляющую силу этого божества. А вот Астарте (Аштарт), божеству весеннего солнца, родительнице и хранительнице жизни, жертв не приносили, полагая, что жертвами можно ее оскорбить.

У вавилонян солнечный бог тоже был двуликим. Он мог быть и добрым, и злым, благодетельным и враждебным. Когда он добр и щедр, он Шамаш, когда жесток и безжалостен - Нергаль. Когда он Шамаш, он дарит долгую жизнь и здоровье, когда Нергаль - несет войны, лихорадки и моровые поветрия. Халдеи наблюдали за положением солнца, олицетворением которого был бог Самас, отслеживали все природные явления, связанные или управляемые им и другими светилами, благодаря чему у них развилось целое учение, положившее начало астрологии. Причем, Солнце, Луна и Меркурий в этом учении занимали середину между зловещими (Сатурн, Марс) и счастливыми (Юпитер, Венера) светилами. Урожайные года, благоприятное начало дел, судьба родившегося ребенка определялись по положению светил.

Иранские арийцы или зенды, оставили небольшие отрывки из собрания священных книг "Авеста", составителем которых считается Заратустра. Из них следует, что существуют два царства: царство света и царство тьмы. Во главе света стоит солнечный бог Ормузд и руководит духами, помогающими ему руководить вселенной. Он создал этот мир одним своим словом. Но в тот день, когда он его сотворил, против него выступил темный бог Ариман. Между ними всегда борьба. Свет и тьма, добро и зло, день и ночь. Борьба Ормузда с Ариманом длится бесконечно, и человек должен помогать солнечному богу одолеть силы мрака. Для зороастрийцев, последователей Заратустры, Солнце - главный объект поклонения.

Митра был главным солнечным божеством персов или индоиранцев. Вместе с богом неба и водной стихии Варуной возглавлял божеств-блюстителей мирового порядка. Он был богом справедливости, верности и правды. Солнце называют их оком. Митра правит днем, а Варуна ночью. Митре в жертву приносили светлое животное, а Варуне - темное. Митра, в переводе "дружественный, друг". Позднее у индусов он уступил свое место богу Сурье и принял более отвлеченный характер верховного блюстителя нравственного света - правды и добродетели.

Солнце обмануло Луну

По одному из африканских поверий, Солнце и Луна в древности светили одинаково и ужасно завидовали свету друг друга. Как-то коварное Солнце предложило Луне искупаться, та опрометчиво бросилась в воду и почти полностью погасла. С тех пор она светит, но не греет. А пигмеи, одна из коренных народностей Африки, тревожатся каждый вечер, когда солнце скрывается за горизонтом, вернется ли оно. К счастью не только для пигмеев, но и для нас, грешных, по утрам один из небесных богов осыпает солнце звездным дождем и разжигает вновь его пламя.

Древним индоевропейским символом солнца, солнцеворота и огня является свастика (от санскритского "су"-благо и "асти"-быть, т.е. процветание, благополучие). Она известна с ранневедических времен (II - I тыс. до н.э.), иногда встречается и в эпоху неолита (VIII - III тыс. до н.э.). В буддизме это символ состояния Будды.

Солнце помогало императорам

В греческой мифологии бог Солнца - Гелиос (Гелий). Сын титанов Гипериона и Фейи, брат Селены (богиня Луны) и Эос (богиня утренней зари). Он относится к древнейшим доолимпийским богам. Поскольку Гелиос находится над всеми, высоко в небе, то видит все деяния людей и богов. За преступления может наказывать слепотой, его призывают в свидетели или мстители. Именно он сообщил Деметре (богиня плодородия, покровительница земледелия), что ее дочь Персефону похитил Аид (бог подземного мира). Когда спутники Одиссея покусились на его белоснежных коров (в традиционном переводе - быков), пасущихся на мифическом острове Тринакрия, по просьбе Гелиоса Зевс (верховный бог) разбил их корабль молнией. Днем Гелиос мчится по небу на четверке огненных коней, ночью переплывает море в золотой чаше. Он излучает ослепительный свет. Живет Гелиос во дворце с престолом из драгоценных камней. Во времена поздней античности его стали отождествлять с Аполлоном - богом-целителем и прорицателем, покровителем искусств.

В римской интерпретации бога Солнца называли Соль (от лат. sol - солнце). Император Аврелиан ввел в Риме в 277 году культ бога Солнца Непобедимого (Sol Invictus), праздник которого отмечался 25 декабря и, возможно, с введением этого праздника ему удалось навести порядок в стране, воссоединить с империей Пальмиру и Галлию.

Точно такое же имя в скандинавской мифологии носила богиня солнца, объезжающая небо на колеснице, запряженной двумя конями. Викинги, в отличие от многих народов верили, что боги смертны, могут болеть и стареют, как люди, подвергаются разным опасностям. Они считали, что за Солнцем и за Луной ежедневно гонятся два огромных волка. Если им удастся проглотить оба светила, наступит конец света.

Солнце ловили в силки

Луг, означавшее у галлов "ворон", было именем великого солнечного бога света. Каждый год 1 августа в его честь совершались празднества. Очень странным может показаться современному человеку тот факт, что вороны и бог солнца ставились галлами рядом, но древние люди, напротив, считали воронов ночными спутниками солнца. Луг считался родоначальником всех искусств и ремесел. Особенно почитался у трудолюбивых кельтов. В Ирландии его чертами наделялись герои и мастера.

Во II - III вв., когда на территории Скифии, лежавшей к югу от Дона, уже вовсю проповедовалось христианство, у скифов еще почитался Гойтосир (греки отождествляли его с Аполлоном), бог-лучник солнца, изображавшийся восседающим на колеснице, сопровождаемый грифоном (фантастическое животное с туловищем льва, орлиными крыльями и головой орла или льва). По легенде населявшего полуостров Лабрадор племени наскапи, Солнце раньше всегда стояло над горизонтом, и на свете не было ночи. Но однажды оно попало в силки, расставленные юным героем этого племени по имени Чикапи. Солнце пыталось выбраться, отбрасывало во все стороны лучи и тени, поэтому день стал сменяться ночью.

Сербы представляли солнце молодым и красивым юношей, восседающим на пурпурном златотканом престоле. Подле него стоят две девы - Заря Утренняя и Заря Вечерняя. Здесь же семь судей-планет и семь вестников, летающих по свету в образе хвостатых комет. Здесь же и лысый дядя его - старый Месяц. Девы умывают его, расчесывают его золотые кудри. Они обладают бессмертным напитком дождя, поэтому они вечно прекрасны и молоды.

Солнцу приносили жертвы

Иероглиф "кин" у майя обозначал и Солнце, и световой день. Вселенную они представляли в виде четырех точек (окружностей, шаров или колец), которые распределены по сторонам квадрата вокруг пятой точки (окружности, шара, кольца). Каждая точка символизирует солнце. Четыре бога по углам объединяются в центре и сами являются частью центрального божества. У бога солнца Ицамны были большие кривые клыки, его рот был очерчен полосой из кружков. Майя приносили солнцу человеческие жертвы, без которых, как им казалось, оно не сможет совершать свой ежедневный путь по небу, а смерть солнца повлекла бы за собой гибель всей вселенной. По особенным случаям в жертву солнцу за один раз могли принести 20 000 человек. Жертве рассекали грудь, вынимали еще живое, трепещущее сердце и орошали его кровью солнечные алтари.

Религия ацтеков вся посвящена солнцу - центру всего мироздания. Изображение солнца - основной мотив искусства этого народа. Оно изображается, как круглый диск, края которого образуют стилизованные перья - лучи, солнце так же является частью иероглифа, обозначающего драгоценный камень. Таким было изображение ацтекского календаря - "камня Солнца", найденного в 1790 г в Мехико, который построен на месте ацтекского города Теночтитлан. Во II в. в Теотиуакане была сооружена огромная (215 х 215 м в основании, 63 м высоту, сторона ее основания 225 м) пирамида Солнца. Для ацтеков этот город стал обителью богов, где было положено начало целого периода времени - создано Пятое Солнце. В небесное жилье бога-солнца могли попасть лишь храбрые воины, люди, принесенные в жертву, и женщины, умершие при родах.

Солнце веселили танцем

Древние китайцы представляли вселенную в виде яйца, внутри которого восемнадцать тысяч лет рос великан Пань-гу. Когда он перерос яйцо, оболочка лопнула, и Небо стало отделяться от Земли. Когда великан умер, его голова стала священной горой, глаза - Солнцем и Луной, а волосы - деревьями. У китайцев доконфуцианского периода представления о "шанди" (верховный владыка) и "тянь" (небо) являлись основополагающими в общественной жизни. Правителя они называли "шаньди" - сыном неба. Солнце являлось проявлением силы "ян" наряду со светом, огнем, активностью, мужским началом. Но у китайцев оно не существует само по себе, а только в совокупности с Луной, звездами, как часть неба, которое наполнено духам, в руках которого и природные явления, и деяния людей.

На островах Японии поклонялись Аматерасу (светящая с неба). Она была главным божеством и считалась прародительницей императорского рода. Ради нее совершались паломничества в Исэ (префектура Миэ), где расположено главное святилище богини. Иконографическим символом Аматэрасу являлось зеркало. С Аматэрасу связан один из основных синтоистских мифов. Брат Аматэрасу - бог ветра и бури по имени Сусаноо - обладал буйным и неуживчивым нравом. Он разрушил межи на возделанных Аматэрасу полях, засыпал оросительные каналы и повел себя настолько непристойно, что Аматэрасу сочла себя оскорбленной и спряталась в пещере. И тогда в мире наступила тьма.

Чтобы заставить Аматэрасу вновь явиться миру и осветить его, другим богам пришлось прибегнуть ко многим ухищрениям, закрепленным впоследствии в ритуале. Они заставляли петь петухов, вешали перед входом в пещеру бронзовое зеркало, но все было тщетно. Лишь танец богини Амэ-но Удзумэ (прародительницы жриц) смог развеселить богов, а сама Аматэрасу из любопытства выглянула из пещеры, озарив мир своим светом. Красный солнечный диск помещен на флаге Японии, а японский император, микадо, признавался происшедшим от Солнца.

Автор: Глеб Борисов - www.rambler.ru/db/news/msg.html?ph=1&mid=7413601


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку