По представлениям наших предков, из теплых стран прилетали 40 разных птиц и первая из них — жаворонок.
Женщины накануне месили из ржаной муки пресное тесто и пекли "жаворонков" (в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками). Утром, в день праздника, "птичек" раздавали детям, и те с песнями бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.
В некоторых местах с помощью печеных "жаворонков" выбирали семейного засевальщика. Мужчина, которому попадалась "птичка" с запеченной в ней монеткой, первым начинал весною сев.
Следовали и пословице: "Гречу следует сеять, пропустив сорок морозов после Сорока мучеников". Ведь с этого времени вплоть до Зосимы-Пчельника (30 апреля), как правило, начинаются утренние морозы. Согласно примете, "если утренники с этого дня продолжаются постоянно, то лето будет теплое".
И еще говорил народ: "Какова погода на Сороки, таковой она будет еще сорок дней. Если тепло — впереди сорок теплых дней, если холодно — сорок холодных".
Также в этот день крестьяне жгли в костре ненужный хлам и окуривали помещения.
А Православная Церковь 22 марта (9 марта по старому, Юлианскому календарю) празднует день Сорока мучеников Севастийских. Вот откуда "сороки" народного календаря.
В 313 году в армянском городе Севастии один из римских военачальников, ревностный язычник, приказал отряду из 40 храбрых воинов-христиан принести жертву языческим богам. После отказа это сделать воинов подвергли пыткам, а потом убили. Сорок погибших христиан превратились, согласно народной вере, в жаворонков.